«Любовь к ближнему» в законах
Моисея и Христа
как основа современных законодательств
Недавно один ученый пришел к выводу: современная Россия делает
вид, что исповедует Новый завет, а живет по Ветхому завету. Это неутешительное заключение
относится не только к православию, но и к другим христианским конфессиям. Причем большинство верующих даже не видят
разницы между содержанием главных заповедей Моисеева закона и закона Христа.
Поэтому нам предстоит выяснить эту разницу, замалчиваемую богословами. (А чтобы
суть ее была заметна, пришлось выделить ее заглавными буквами.)
Согласно христианской Библии, ветхозаветный Моисеев закон
(который называется также «иудейским», «законом заповеди плотской», «законом
греха и смерти», «законом рабства») утверждается на двух главных заповедях: 1)
возлюби Господа Бога Израилева и 2) возлюби ближнего как самого себя.1
Новозаветный же закон Христов «весь в одном слове заключается:
люби ближнего как самого себя».2
Как видим, внешне Христов закон ничем не отличается от второй
главной заповеди Моисеева закона. Ведь формулировка одна и та же в обоих
заветах - «люби ближнего как самого себя». Это позволяет подменять один закон
другим и манипулировать сознанием людей, не утруждающих себя исследованием
Библии. И сегодня звучат утверждения, что Христос и Апостолы «не отменяли
Ветхий завет и Моисеев закон», что «Христос проповедовал закон Моисея», что
христиане должны соблюдать Моисеев закон, как учат, например, протестанты
вопреки Евангелию3.
Однако разница между любовью к ближнему
в законах Моисея и Христа столь велика, как между землей и небом.
Вот как прописана «любовь к ближнему»
в Моисеевом законе:
«Не
мсти и не имей злобы НА СЫНОВ НАРОДА ТВОЕГО [ИЗРАИЛЬ], НО ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО,
КАК САМОГО СЕБЯ… Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что
туземец ваш, ЛЮБИ ЕГО КАК СЕБЯ… А чтобы раб или рабыня были у тебя, то
ПОКУПАЙТЕ СЕБЕ РАБА И РАБЫНЮ У НАРОДОВ, КОТОРЫЕ ВОКРУГ ВАС; ТАКЖЕ ИЗ
ДЕТЕЙ ПОСЕЛЕНЦЕВ МОЖЕТЕ ПОКУПАТЬ и из племени их, которое родилось в земле
вашей, и они могут быть ВАШЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ; можете передавать их в
наследство, как ИМЕНИЕ: ВЕЧНО ВЛАДЕЙТЕ ИМИ КАК РАБАМИ, А НАД БРАТЬЯМИ
ВАШИМИ, СЫНАМИ ИЗРАИЛЕВЫМИ, ДРУГ НАД ДРУГОМ НЕ ГОСПОДСТВУЙТЕ С ЖЕСТОКОСТЬЮ»
(Лев.19:18; 19:33-34; 25:39-46). «ИНОЗЕМЕЦ НЕ
БРАТ ТЕБЕ» (Втор. 17:15).
Итак, «любовь к ближнему» в Моисеевом законе означает,
во-первых, ЛЮБОВЬ ЛИШЬ К СОПЛЕМЕННИКАМ (и весьма сомнительную «любовь» к
поселенцам на их земле, детей которых можно покупать в рабы себе).
Во-вторых, по Моисееву закону РАБЫ БЛИЖНИМИ НЕ СЧИТАЮТСЯ - ИХ
МОЖНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ И «ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД НИМИ С ЖЕСТОКОСТЬЮ». Так, уже
Авраам имел множество рабов - был рабовладельцем. А раб считался имуществом
хозяина, его вещью, одушевленной собственностью, «говорящим орудием»
производства, наравне с инструментами и скотом, его называли «вьючным скотом»,
он был предметом торговли, не имеющим никаких человеческих прав. Положение
основной массы рабов было не лучше, а иногда и хуже, чем домашних животных.
Исключение составляли лишь личные, домашние рабы и рабыни, которые находились
при доме хозяина.
В-третьих, выясняется, что «любовь к ближнему»
в Моисеевом законе означает СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГАЧЕЙ – И ИХ НИЩИХ, БЕДНЫХ, УБОГИХ
СОПЛЕМЕННИКОВ, КОТОРЫХ МОЖНО ПРОДАВАТЬ В РАБСТВО ЗА ДОЛГИ. ЭТУ БЕДНОТУ НЕЛЬЗЯ
ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ТАК ЖЕ ЖЕСТОКО, КАК РАБОВ, НО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ КАК НАЕМНЫХ
РАБОЧИХ В ТЕЧЕНИЕ ШЕСТИ ЛЕТ, И ЛИШЬ ПОТОМ ОТПУСТИТЬ НА СВОБОДУ: «Когда
обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него
работы рабской: он должен быть у тебя как наемник [наемный рабочий], как
поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он
от тебя [на седьмой год на свободу]… потому что они - Мои рабы, которых Я вывел
из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не
господствуй над ним с жестокостью…» (Лев. 25:35) «Если продастся тебе брат
твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он
быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу… снабди его от
стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего…ибо
он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника» (Втор.
15:11-18).
В четвертых, «любовь к ближнему» в Моисеевом
законе выражается лишь в том, что БОГАТЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ НЕКОТОРЫЕ ЛЬГОТЫ БЕДНЫМ
СОПЛЕМЕННИКАМ: обязуются давать бедным в долг, не беря с них залога и роста,
а на седьмой год, если бедные не могут вернуть долга, прощать должникам своим;
должны также предоставлять бедным возможность подбирать остатки урожая после
себя и т.д. Вот несколько заповедей Иеговы: «В седьмой год
делай прощение… чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему,
простил долг и не взыскивал с ближнего своего… С
иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости… Если же
будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих… не сожми руки твоей пред нищим
братом твоим, но… дай ему взаймы, смотря по его нужде… ибо нищие
всегда будут среди земли твоей… Отверзай руку твою
брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». (Втор.
15:1-11) «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни
чего-либо другого… иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост… Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то
не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог… а тот… вынесет тебе залог
свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея
залог его: возврати ему залог при захождении солнца… Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих
или из пришельцев твоих… в тот же день отдай плату его… ибо он беден, и
ждет ее душа его… Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери
одежды в залог… Когда будешь жать на поле твоем, и
забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается
пришельцу, сироте и вдове… Когда будешь обивать маслину твою, то не
пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай
остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове…» (Втор. 23:19; 24:
10- 21) «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой
оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а
остатками после них питались звери полевые; так же поступай с
виноградником твоим и с маслиною твоею» (Исх. 23:10).И так далее.
При такой «любви к ближнему» больной
нищий Лазарь, лежа у ворот богача, желал напитаться крошками, падающими с его
стола, как говорится в Евангелии.
«ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ» В МОИСЕЕВОМ
ЗАКОНЕ – НЕИСТИННАЯ, ЛИЦЕМЕРНАЯ, НЕИСКРЕННЯЯ. По этому закону можно со
спокойной совестью обладать огромным богатством, эксплуатировать рабов и
наемных рабочих и сосуществовать с нищими соплеменниками. Вот почему владельцу
большого имения, самоуверенно заявившему, что он исполняет заповедь «люби
ближнего как самого себя», Христос объяснил, чего ему недостает, чтобы
спастись, - дал ЗАПОВЕДЬ СОВЕРШЕНСТВА: если хочешь стать совершенным, пойди продай имение твое, раздай нищим [в общину] и последуй
за Мною, взяв крест свой. Сам Христос, «будучи богат, обнищал» ради учеников.
Христос не оставляет богатым оправдания и надежды на спасение. «Легче верблюду
пройти сквозь игольные уши, чем богатому в Царство Небесное»; «не можете
служить Богу и мамоне»; «не бедных ли мира [ветхого] сего избрал Бог быть
наследниками Своего Царства?» и т.д.
Христианский святой Василий Великий (ум. 379) так
писал о евангельском эпизоде с богатым юношей: «Видно, что далек ты от этой
заповеди и ложно засвидетельствовал о себе, что возлюбил ближнего, как
самого себя. Ибо вот повелеваемое Господом вполне
изобличает тебя, что нет в тебе истинной любви. Если бы справедливо было
утверждаемое тобою, что от юности сохранил ты заповедь любви, и столько же
воздавал каждому, сколько и себе: то откуда у тебя такое огромное имение?
Попечение о нуждающихся расточительно для богатства.
Хотя каждый на необходимое содержание берет не много; однако же, поелику все
вместе получают часть из имения, то издерживают его на себя. Поэтому, кто любит
ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим стяжания много… Откуда же это у тебя? Не ясно ли из этого видно, что
собственное свое удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих?
Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви».4
ХРИСТОВ ЗАКОН АПОСТОЛЫ НАЗЫВАЮТ «ЗАКОНОМ СОВЕРШЕННЫМ», ЗАКОНОМ
«СОВЕРШЕННОЙ ЛЮБВИ», «ИСТИННОЙ ЛЮБВИ», «ИСТИННЫМ СВЕТОМ». Апостол Иоанн писал,
что заповедь любви к ближнему древняя, но понимаемая в
новом, истинном смысле: «Пишу вам не новую заповедь, но заповедь
древнюю, которую вы имели от начала…Но притом и новую
заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит
и истинный свет уже светит… Кто любит брата своего, тот пребывает во
свете… А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от
него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 2:7;
5:16).
Итак, Христов закон совершенной любви заключается в тех
же словах: «люби ближнего, как самого себя». Однако в них надо вникнуть:
«Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот,
будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем
действии». Ведь слова: «люби ближнего как самого себя»
означают, что ближний – как ты сам, равняется тебе, отсюда следует равенство,
равноправие, освобождение от эксплуатации человека человеком, обобществление
собственности, распределение материальных благ по потребностям каждого, как это
было в первой христианской коммуне под руководством Апостолов Создание этой
коммуны находится в прямой связи с Христовой заповедью совершенства («Если
хочешь быть совершенным, продай имение твое, раздай нищим…»). Книга
«Деяний Апостолов» свидетельствует: «Все же верующие были вместе и имели все
общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли
всем, смотря по нужде каждого (…) И никто ничего из
имения своего не называл своим, но все у них было общее… и великая
благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все,
которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и
полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». (Деян. 2:44-45; 4:12-35). Апостолы учат:
кто не хочет трудиться, тот и не ешь, работайте собственными руками, чтобы было
из чего уделять нуждающимся, не о себе только заботься, но и о других, не
своего ищи, но пользы для всех и т.д. При таком устройстве общества,
руководимом верными учениками Спасителя, уже не может быть ни богатых, ни
бедных.
Далее, во Христе все
люди – братья и сестры по духу, независимо от национальности. И они уже не рабы
Иеговы, а сыны и дочери истинного Бога и друзья Иисуса. Так, на Тайной Вечере,
давая Новый завет ученикам, Иисус преподал урок подлинных отношений равенства,
равноправия, уважения к человеческому достоинству, дружбы, братского служения
друг другу, заповедовав любовь до самопожертвования:
«…Иисус… явил
делом, что, возлюбив Своих сущих в мире,
до конца возлюбил их. И во время вечери… начал умывать ноги ученикам и отирать
полотенцем… Когда же умыл им ноги… сказал им: знаете
ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно
говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и
вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали
то же, что Я сделал вам… Заповедь новую даю вам, да любите
друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому
узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как
Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю
вас рабами… Я назвал вас друзьями… Сие заповедаю вам,
да любите друг друга…» (Ин. 13-16) «Был же и спор между ними, кто из них
должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами,
и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше,
будь как меньший, и начальствующий - как служащий… Я посреди вас, как служащий».
(Лк. 22:24)
Одним словом, Иисус преподал урок подлинного гуманизма:
человек человеку – друг, товарищ, брат, а не раб или господин.
Как видим, велика разница между любовью к ближнему
в ветхозаветном законе Моисея и в новозаветном законе Христа.
«Отложите прежний образ жизни ветхого человека»,
«возрастайте в нового человека, мужа совершенного», «усовершайтесь», «поспешим к совершенству», - повторяют
Апостолы в Посланиях. В Евангелии поставлена задача «представить всякого
человека совершенным», «проповедовать Евангелие всей твари». Но, разумеется, люди не могут в одночасье из ветхих стать новыми,
совершенными людьми, - не собирают урожай сразу после сева. Поэтому
Апостолами даны также заповеди переходного периода: рабы, слуги, служите
господам и царю, как Христу, и вы, господа, поступайте с ними так же,
учитесь взаимному братолюбию, возрастая в «мужа совершенного». Задача церкви –
по мере духовного взросления давать верующим «в свое время меру хлеба», т.е.
новые, более высокие заповеди Евангелия. Однако официальная церковь учит, что
новым человек становится во время обряда крещения, как по мановению
волшебной палочки, а живое учение Христа превращено ею в мертвую
антихристианскую догму.
Тем не менее, существует Евангелие, из которого каждый мог
узнать, чему учил Христос. Однако приверженцы «авраамических»
религий не спешат к совершенству. Большинству по сей день
ближе ветхий Моисеев закон, где «любовью к ближнему» называются
частнособственнические и эксплуататорские отношения, где богачи сосуществуют с
нищими, бедными, убогими, и существование последних оправдывается тем, что
таким образом для богатых создается возможность творить добрые дела, подавая
милостыню.
Как отмечают правоведы, многие положения Моисеева закона
оказали влияние на развитие законодательства других народов и стран, и в
особенности на формирование Конституции США. Рабство просуществовало до 19 века
и широко использовалось на колонизируемых и «христианизируемых» европейцами
территориях Америки и Африки путем порабощения индейских и африканских племен,
а затем возродилось и в самой Европе. Возобновленное европейцами рабство и
работорговля просуществовали дольше всего в США и Бразилии. Причем рабы здесь
существовали также в христианских монастырях. По данным Википедии,
в южных штатах США запрещалось обучение рабов письму, а попытки насильственного
освобождения или призывы к этому приравнивались к государственным
преступлениям. В британскую Северную Америку, а затем в США было ввезено 13
миллионов африканских рабов, при этом во время захвата и транспортировки
множество африканцев погибло; всего в результате работорговли Африка потеряла
до 80 миллионов жизней. Лишь в 1926 году рабство было осуждено Лигой Наций.5
На смену рабству в
Европе пришло крепостничество, где несвободные крепостные мало
чем отличались от рабочей скотины, и где проводились те же принципы
ветхозаветной «любви к ближнему», которые освящались церковью. Хотя юридически
крепостные и не являлись собственностью землевладельцев, но их также продавали,
дарили, проигрывали в карты и т.п. В дореволюционной России, как писал Ленин,
попы «из кожи вон лезли, доказывая, что крепостное право одобрено священным
писанием и узаконено богом», и «существование крепостного права Филарет
Московский прямо оправдывал цитатами св. писания из Ветхого завета»6.
На эксплуататорских и
частнособственнических принципах ветхозаветной «любви к ближнему»
основаны также законодательства капиталистических государств. Ветхозаветная
мораль породила культ капитала. В США он стал символом веры, который
беззастенчиво сформулировал Бенджамин Франклин:
«Помни, что кредит – деньги... Помни, что деньги по природе своей плодоносны и
способны порождать новые деньги… Чем более у тебя денег, тем больше порождают
они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее».7
Принципы
ветхозаветной «любви к ближнему» лежат также в основе
законодательств так называемых «социальных государств» (которые многими
ошибочно отождествляются с социализмом). Но россияне старшего поколения на себе
познали разницу между социалистическим и «социальным» государствами - с 1993
года Россия провозглашена «социальным государством». Маркс и Энгельс в
«Коммунистическом манифесте» иронически писали о социальном государстве как о
«буржуазном социализме» и разъясняли, что он подразумевает отнюдь не
уничтожение буржуазных производственных отношений, а лишь административные
улучшения на почве этих отношений, и следовательно,
ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом.
В
социальном государстве, которое также, как и капиталистическое, основано на
частной собственности и рыночной экономике, часть прибыли «работодателей»
отчисляется государству в виде налогов и перераспределяется на социальные
выплаты бедным в виде субсидий, дотаций, пособий, льгот и т.п., смягчающих их
материальное положение (в ельцинском «социальном» государстве материальное
положение обедневших слоев населения было на уровне тюремного). В «социальном» государстве богатые ради обеспечения
спокойствия в обществе и собственного существования вынуждены частично
оплачивать необходимые расходы бедных, чтобы не допустить социального взрыва.
Принцип все тот же, ветхозаветный: богатые «благодетельствуют» бедным.
И, наконец, в основе законодательств социалистических
государств (социализм есть низшая, начальная ступень коммунизма) лежат принципы
Христова закона совершенной любви между людьми. Эти
принципы были восприняты социалистами-утопистами и подхвачены
марксистами-ленинцами: общественная собственность, отсутствие эксплуатации
человека человеком, подлинный гуманизм, братство, равенство, равноправие,
свобода (от греха), труд на общее благо (кто не работает, тот не ест), плановая
экономика, руководство коммунистов как наиболее сознательной части общества,
народный контроль за процессами производства и распределения, возрастающая роль
общественных фондов потребления (бесплатные детские ясли, сады, учебные
заведения, лечение, жилье и т.д.), благодаря которым выравнивалось
материальное положение граждан. Доказательством этой преемственности является
Конституция коммунистического строительства – Основной Закон Союза Советских
социалистических республик (см. http://www.hrist-commun..ru/konst.doc
«Конституция коммунистического строительства – претворение новозаветного
закона совершенной любви к ближнему в основной закон
государства»). Но в начале 90-х годов этот закон был предан современными
иудами, а истинные коммунисты отданы на глумление и распятие.
Но вслед за распятием грядет воскресение. Коммунизм
воскреснет!
Бусел А.И.
1 «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь
единый; и возлюби Господа [Иегову] Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! (См.
Второзаконие, 6:4-5. – А.Б.) Вторая подобная ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя» (см. Левит, 19:18. – А.Б.). «На сих двух заповедях
утверждается весь [МОИСЕЕВ] закон и пророки», - так отвечал Христос
допрашивающим Его иудейским законникам, фарисеям и книжникам (Мк. 12:28-31; Мф.22:35; Лк.10:25).
2
«Любовью служите друг другу. Ибо весь закон [Христов] в одном слове
заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.
5:14). «Любящий другого исполнил закон [Христов]».
(Рим.13:8). «Любовь [к ближнему] есть исполнение
[Христова] закона» (Рим.13:8). «Если вы исполняете закон царский, по Писанию:
возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете» (Иак.1:25, 2:8).
Что касается Бога, то в Новом завете «Бог есть любовь» между людьми (1Ин.
4:16).
3
Евангелие: «Он [Христос]… УПРАЗДНИЛ… [Моисеев] закон
заповедей [Своим] учением…» (Кол. 2:15). «Необходимо быть ПЕРЕМЕНЕ
ЗАКОНА… ОТМЕНЕНИЕ же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и
бесполезности, ибо [Моисеев] закон ничего не довел до совершенства… Если бы первый завет был без недостатка, то не было бы
нужды искать места другому. Но пророк… говоря “новый [завет]”, показал ветхость
первого [Ветхого завета]; а ВЕТШАЮЩЕЕ И СТАРЕЮЩЕЕ
БЛИЗКО К УНИЧТОЖЕНИЮ». (Евреям 8:6) «Христос… ОТМЕНЯЕТ первое, чтобы
постановить второе» (Евр.10:9). «ДРЕВНЕЕ [ВЕТХОЕ] ПРОШЛО, теперь все НОВОЕ»
(2Кор.5:17). «Ныне, умерши для [Моисеева] закона, которым были связаны, мы
[иудеи] ОСВОБОДИЛИСЬ от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а НЕ ПО
ВЕТХОЙ БУКВЕ…» (Рим.7:6) «Закон духа жизни во Христе Иисусе ОСВОБОДИЛ меня от
закона греха и смерти» (Рим.8:2). «Христос искупил нас от клятвы [Моисеева]
закона…» (Гал.3:13) «Вы не под [Моисеевым] законом, но под благодатью [Нового
завета]» (Рим.6:14). И т.д.
4 Свт. Василий Великий.
Беседа 7. К обогащающимся. – http://tvorenia.russportal.ru
5 Рабство в классических формах продолжает существовать
в государствах Азии и Африки. Наряду с этим, появились новые формы трудового
(наемного), сексуального и домашнего рабства, основные жертвы которого –
незаконные иммигранты.
6 Ленин В.И. ПСС, т. 7, с. 172-173; т. 5, с. 341-342.
7 Цит. по: Макс Вебер.
Протестантская этика и дух капитализма».