Из архива Б.
Гунько
ХРИСТИАНЕ И
КОММУНИСТЫ
Когда
казалось, что ядовитое облако демократической бездуховности
уже отравило, растлило и окончательно погубило в людях всё человеческое, над безоглядным гнилостным болотом обывательских, шкурнических страстей
зазвучали вдруг совсем иные, словно и впрямь с горних высот слетевшие голоса.
Можно было в чем-то оспаривать их, не соглашаться с ними, но стало ясно, что
проблемы духовности, проблемы, возвышающие человека над властью грубо
утилитарной необходимости, над элементарной, угрюмой, тупой психологией частника
– эти проблемы не перестали волновать общество.
"Коммунисты
и христиане должны найти меж собой общий язык" - утверждал в "Литературной
России" священник Дм. Дудко. Журналист Ю.Воробьевский
там же писал, что "непримиримое противостояние христианства, ислама и коммунизма
- это противостояние их наслоений", и что "понимание этого есть необходимая
технология выживания". С трибуны внеочередного Съезда народных депутатов СССР
(увы, последнего,"похоронного" Съезда) А.Журавлёв
доказывал, что "коммунистическая идея - светская форма существования христианства".
А сегодня на многолюдных московских митингах "красный поп" Виктор Пичужкин страстно утверждает, что Христос был первым коммунистом.
Что это? Новый
крик мимолётной моды? Ещё одно "новое мышление", родившееся в нынешней
политической сумятице? Нет! Сколь ни антагонистичными могут представляться на первый
взгляд христианские и коммунистические идеи, они в подлинном своём существе имеют
глубочайшее этическое родство. Ибо, при всех различиях, они, в противоположность
рядящейся в демократические одежды идее капиталистической, пытаются вести людей
к Храму духа, а не к торжищу хищников. И это не раз отмечали как выдающиеся коммунисты,
так и религиозные деятели. Так что "новое" в данном случае оказывается
всего лишь хорошо и напрасно забытым старым.
Идея свободы,
равенства и братства людей, пусть в наивно-поэтической форме, высказанная первоначальным
христианством, прошла огромный путь развития в истории мировой гуманистической мысли,
и в прошлом веке закономерно привела к марксизму, который вынес ее из красивого
тумана утопических мечтаний и возвысил до уровня подлинно научной доказательности.
Доказательности того, что, при любых зигзагах и временных отступлениях человеческое
общество движется к коммунизму.
Эта бесспорная
преемственность великих идей настолько очевидна, что остаётся только сожалеть о
трагикомическом чванстве как многих христиан, так и коммунистов,
упорно и напрочь не признающих друг друга, не желающих понять, что они
представляют собой две, пусть различные, но принадлежащие общему стволу ветви
духовности.
У части христиан
это чванство идёт, к сожалению, даже не от невежества,
а от гораздо худшего - от неприятия главной этической идеи христианства - отрицания
эксплуатации человека человеком. Такие "христиане" вместе с идеей Бога
непременно хотят протащить и антихристианскую идею необходимости царя. И это более
всего разъединяет их с коммунистами и с истинными идеалами христианства.
К сожалению,
и в среде коммунистов хватает чванства, часто не
дающего возможности понять то, что надо ценить всех великих людей прошлого,
ценить и использовать великие достижения всех времен, и ни одно из них не
отдавать на вооружение реакции. Все великое должно служить прогрессу. Легче
всего отречься от музыки Рихарда Вагнера на том “основании”,
что ее ценил Гитлер. Легче всего коммунистам оплевать христианство, а
христианам оплевать коммунистическую идею на том основании, что среди тех и
других были изрядные негодяи. Но надо делать не то,
что легче, а то, что лучше, а именно, брать на вооружение все ценное в мировой
культуре.
Проблема “Христиане
и коммунисты” требует, однако, и более тонкого анализа. Известно, что
рабовладельческий Рим долго, жестоко, но тщетно пытался уничтожить великую притягательную силу христианской идеи равенства
людей. Наконец, осознав бесперспективность такой политики, он круто изменил ее. Христианская
религия и Церковь были признаны официальными. И что же? Став официальной и
получив возможность “стричь купоны” с этой официальности, Церковь быстро начала
терять связь с подлинной сущностью первоначального христианства. Путем иной
расстановки акцентов, выхватывания и урезания цитат, недобросовестных
толкований удалось добиться того, что в главном христианская религия стала
выражать уже интересы не эксплуатируемых, а эксплуататоров.
Важно отметить, что около ста лет тому назад Ф.Энгельс предупреждал,
что когда коммунисты придут к власти, их будет ждать то же
самое искушение. Это пророчество, к сожалению, сбылось у нас на глазах. Отчаявшись
победить нас силою оружия, старый мир, как это недавно признал, например, госсекретарь
США Бейкер, истратил ТРИЛЛИОНЫ долларов, чтобы победить нас с помощью диверсий,
лжи, растления, предательства. И в первую очередь была растлена и предала народ
верхушка КПСС. И величайшая, благороднейшая идея коммунизма, созданная двухтысячелетним подвигом мысли, чувства, борьбы всего лучшего,
что было в роде человеческом, эта идея, попав в подлые, грязные руки, стала
служить делу капиталистического закабаления. Так было совершено второе распятие
Христа.
Сегодня всё чаще
стали говорить, что христиане и коммунисты должны найти общий язык. Это верно. И будет прекрасно, если этим общим языком станет
язык первоначальных благородных идей христиан и коммунистов. Но не дай Бог, чтобы
общим языком стал страшный язык горбачевского “нового мышления”, язык черного
предательства великих первоначальных принципов христиан и коммунистов. Вот где
лежит водораздел между правдой и ложью, вот где линия баррикад, которая все
отчетливее складывается у нас на глазах.
Посмотрите! Тот самый Иуда Ельцин, что раньше кадил партбилетом, теперь
кадит свечкой и собирает вокруг себя хор лжехристиан и
лжекоммунистов. И этот хор святош среди всеобщего разврата
и насилия кощунственно поёт, что Христос воскрес! Но, нет! Настоящие христиане
и настоящие коммунисты понимают, что подлинное, а не бутафорское воскрешение Христа
придет только с освобождением человечества от эксплуатации, от разврата и лжи святош.
Об этом более ста лет тому назад прекрасно сказал Дмитрий Мережковский:
"Христос воскрес" - поют во
храме,
Но грустно мне… Душа молчит:
Мир залит кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век:
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек.
И если б здесь
в блестящем храме
"Христос
воскрес!" он услыхал,
Какими б горькими
слезами
Перед толпой
Он зарыдал!
Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, -
И лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: "Христос воскрес!"
И нам ответят все народы:
"Христос воистину воскрес!"