О ПАДЕНИИ ГКЧП, ХРАМАХ И ПРЕОБРАЖЕНИИ РОССИИ
День падения ГКЧП 19 августа совпал с церковным праздником Преображения Господня. Напомним, что по преданию, в этот день Христос предстал перед избранными учениками в зримом сиянии ауры, тем самым продемонстрировав свою божественность, чтобы поддержать в них веру, когда они увидят Его страдающим. Ибо перед Преображением Христос открыл Своим ученикам, что Ему придется много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников и быть распятым, а потом воскреснуть. И сказав об этом, Он подозвал народ с учениками и воззвал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет жизнь свою сберечь, потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее». А перед самым распятием Христос предсказал также гонение Своих учеников: «Если гнали Меня, будут гнать и вас… Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня».
Вот в каком трагическом контексте произошло Преображение Христа. Так что праздник Преображения Христа, пришедшийся на день падения ГКЧП, - это предзнаменование близких страданий коммунистов, идущих по Его стопам.
Но распятие Христа полно сокровенного смысла – Он распял ветхий мир Телом Своим. «Ветхий наш человек распят вместе с Ним», «Он грехи наши Телом Своим вознес на крест», говорит Апостол Павел. Посему и вы, братья, «отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», «совлеките ветхого человека с делами его», «обновитесь духом ума вашего и облекитесь в нового человека», возрастайте в «мужа совершенного», каким был Христос. Как писал Павел: «Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями». Вот что значат слова Христа «возьми крест свой и последуй за Мною». Это же подразумевает и Христова заповедь совершенства: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твое, раздай нищим [в общину], возьми крест свой и последуй за Мною». – заповедь, воплощением которой явилась первая христианская коммуна, освященная именем Святого Духа, сошедшего на Апостолов. Так что Христа не зря называют учителем коммунистов и коммунистом.
Кто Мне служит, Мне да последует, говорил Христос. После падения ГКЧП истинные коммунисты повторили крестный путь Христа. Те же гонения и физические расправы от новых властей, поношения и хулы от первосвященников, фарисеев и книжников, обвинения в безбожии («не от Бога этот Человек»), предательство иуд, глумление обывателей, - каждый считал своим долгом бросить в коммунистов свой камень.
Вот и сейчас в день 19 августа Московская Патриархия устами главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволода Чаплина еще раз приветствовала падение ГКЧП, назвав советскую эпоху «кошмарным временем» и заявив, что 20 лет назад россияне выбрали «свободу от безбожия», т.е. от коммунистической идеологии, и что тем же путем надо идти и дальше. А патриарх Кирилл по случаю праздника Преображения заявил, что преображение России началось в первую очередь с Церкви: «За 20 лет в нашей стране… произошло то, чего никогда за всю историю Церкви Христовой нигде не происходило. Это тысячи и тысячи храмов, это миллионы людей, которые нашли Бога, это возрождение веры среди океана безверия, цинизма, разочарования».
Но давайте исследуем, что говорит Евангелие о рукотворных храмах, количеством которых так гордится патриарх, и какого бога нашли там россияне.
* * *
Из Ветхого завета известно, что Соломон построил в Иерусалиме храм бога Израилева и сказал: «Я построил дом в жилище Тебе, место для вечного Твоего пребывания». По образцу Иерусалимского храма построены и православные храмы.
По Евангелию, Христос, находясь в Иерусалимском храме, заявил иудеям: разрушьте храм сей рукотворный, и Я в три дня воздвигну храм тела Своего (Ин.3:19-21). То есть, тело Христа явилось храмом живущего в Нем Духа Святого (Доброго, Благого), который и просиял зримо во время Преображения.
Тела верующих также должны быть храмами Святого Духа. Павел писал: «Разве не знаете, что вы - храм Божий?», «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?... Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.3:16; 6:16-18). И Петр называл свое тело храмом: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою…» (2Петр.1:13-14).
Далее, Иисус в беседе с самарянкой заявил: «И не на горе сей [Самарянской], и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:21-24). (Дух есть сознание, мышление, разум; Святой Дух соответственно есть высшее сознание, мышление, высший разум.)
Ученик и первомученик Христов Стефан, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе», а иудеи не могли противостоять Духу Святому, говорящему в нем. «Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога [Израилева]… И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие [храм] и на [Моисеев] закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие [храм] и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его [Стефана], как лицо Ангела».
И что же отвечал Стефан о храме? Он сказал: «Соломон построил богу Иакова дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян.7:8-47).
Иудеи забили Стефана камнями.
Павел, посланный благовествовать язычникам, также утверждал: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам да[ва]я всему жизнь и дыхание и все… Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”. Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». (Деян.17:24-29)
В рукотворных же храмах живет бог Израилев - бог преходящего лукавого века, который «ослепил умы сынам Израилевым», по словам Павла (2Кор. 4:4; Ин.13:39-40, Гал. 1:4), и которого Христос назвал диаволом (Ин. 8:44). Павел учил: «Мы приняли не [лукавого] духа [ветхого] мира сего, а [Святого] Духа от Бога» (1Кор.2:12).
Проповеди Павла возмущали иудеев. В Евангелии рассказывается о том, как асийские иудеи, увидев Павла в храме, «возмутили весь народ… крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа [иудейского] и закона [Моисеева] и места сего [ - храма]» (Деян.21:27)
Павел противопоставлял нынешний земной Иерусалим высшему Иерусалиму. По его словам, нынешний Иерусалим «с детьми своими в рабстве, а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам» (Гал.4:25).)
По Откровению И. Богослова, в высшем, «небесном» Иерусалиме и Новом Мире рукотворные храмы не нужны:
«И увидел я новое небо и новую землю… увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Отк. 21: 1,22).
Этому будет предшествовать разорение рукотворных храмов «вавилонской» блудницы-церкви, сидящей на многих водах-народах, храмы которой в совокупности своей образуют целый «великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом», и сама жена-церковь тоже «облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом… И цари земные любодействовали [и роскошествовали] с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее». Но, как камень падает в море, «с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его». Жена-церковь останется без своей роскоши, и покинут ее верующие в истинного Бога, ибо будет сказано: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». И тогда «купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая… Не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества… И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы». «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над [великим городом]».
* * *
Теперь
приведем несколько свидетельств о храмах, дошедших от ранних христиан. Первое
из них – «Послание Варнавы». Апостол Варнава был одним из 70-ти учеников Христа, затем принимал
деятельное участие в создании Иерусалимской коммуны, одним из первых
исполнив заповедь совершенства, за что
Апостолы назвали его, первого левита, принявшего
крещение, «Сыном утешения», - Варнава продал свою
землю и принес деньги Апостолам (Деян.
4:36-37). Затем он был сподвижником своего друга Павла и участником
Апостольского Собора 51 года.
В «Послании Варнавы» утверждается, что «…не иудейский храм, но духовный храм в сердцах христиан есть истинный и угодный Богу… В обиталище наших сердец, в нас истинно Бог живет… Его Слово веры… заповеди учения, Он Сам в нас пророчествует и в нас живет… Вот духовный храм, созидаемый Господу!.. Соделаемся духовными, будем храмом совершенным Богу».
О том же говорит и автор другого древнего памятника - «Доказательства апостольской проповеди»: «Не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день… в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду».
Климент Александрийский, с 190 г. возглавлявший Александрийскую богословскую школу, также писал о том, что именно является храмом истинного Бога:
«Лучший храм для Бога – чистая душа… Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие Того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие Того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми?.. То, что сделано руками, сродни материалу, из которого оно сотворено. Так, изделие из слоновой кости есть слоновая кость, изделие из золота – золото. Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого. Как бы ни совершенствовалось искусство, вещество всегда останется верным своей природе. Поэтому произведения искусства не могут считаться священными и божественными (…) Если правда, что храм, во-первых, есть видимый образ божественного величия и, во-вторых, вещественное вместилище божественного существа, то не лучше ли назвать храмом Божества Церковь…? Однако Церковью мы назовем не здание, но собрание избранных. И это будет храм, достойный вмещать божественное величие и славу…» (Строматы, 7, 28 - 29)
После Климента Александрийскую богословскую школу возглавил Ориген (185 - 254 гг.) Он повторял слова Христа о служении Богу в духе и истине:
«Христос… ясно давал понять желающим стать учениками Его мудрости, каковы те реальности, что сокрыты в законе Моисея, и кому [т.е. какому богу] предки [иудеев] совершали служение… Дабы весь человек, которого посетил Христос, не почитал более Бога ни в Иерусалиме, ни на горе Самарянской, но научившись, что Бог – Дух, служил бы ему духовно в духе и истине…» («Толкование на Евангелие от св. Иоанна», 1. 34 – 35).
О том же писал и апологет христианства Минуций Феликс (ум. 210 г.): «Думаете ли вы, что мы [христиане] скрываем предмет нашего богопочитания, если не имеем ни храмов, ни жертвенников?... Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я, человек, люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать Его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца? Стану ли я приносить Господу жертвы и дары, которые Он произвел для моей же пользы, чтобы подвергать Ему Его собственный дар? Это было бы неблагодарно, напротив, угодная Ему жертва – доброе сердце, чистый ум и незапятнанная совесть. Посему, кто чтит невинность, тот молится Господу; кто уважает правду, тот умилостивляет Бога; кто избавляет ближнего от опасности, тот закалает самую лучшую жертву. Таковы наши жертвы, таковы святилища Богу; у нас тот благочестивее, кто справедливее ... Он [Бог]… находится внутри нас... Мы…живем с Ним». («Октавий», XXXII).
Одним словом, Бог не в бревнах, а ребрах, как говорили раньше на Руси.
Оказывается, разрушая рукотворные храмы, коммунисты исполняли волю Божию. Но церковь упорно продолжает строить их заново, расточая огромные средства на то, что самим Богом заранее обречено на разрушение. А в это время в стране не хватает денег для больниц, детских садов, школ, разорены промышленность и сельское хозяйство… Как видно, бог лукавого века сего Иегова ослепил умы не только сынам Израилевым, но и Русской православной церкви.
Так какого бога нашли в храмах россияне, если там воспевают бога Израилева, и РПЦ по сей день называет Иегову, Яхве истинным богом и своим богом-отцом?
* * *
Теперь о духовных храмах.
Евангельскую задачу воспитания, формирования нового, совершенного человека коммунисты восприняли от христианских «утопистов», а те – от первоначального христианства. Даже патриарх Кирилл вынужден признать, что моральный кодекс строителей коммунизма - это отражение евангельских заповедей. И этот коммунистический кодекс, он же евангельский кодекс общинной жизни, есть Дух Святой, укоренившийся в сердцах советских людей, которые остались верны коммунистическим идеалам. Во времена советской власти все граждане СССР должны были созидать в себе этот храм Духа Святого, независимо от того, верующие они или нет, христиане ли, буддисты, иудеи, мусульмане или язычники, - коммунистическая мораль была объявлена в СССР НРАВСТВЕННЫМ ЗАКОНОМ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ. Вот ключ к религиозной и национальной терпимости советского общества. (Как учил Павел: облекитесь в нового человека, где нет ни эллина, ни иудея [ни таджика, ни русского и т.д.], ни обрезания, ни необрезания.) Повторим то, что утверждалось идеологами коммунизма.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ, несовместимая с эгоизмом, своекорыстием, себялюбием, противостоящая буржуазной морали и ВЕТХИМ, ОТЖИВШИМ НОРМАМ, была признана в СССР ВЫСШЕЙ МОРАЛЬЮ, ВЫСШЕЙ СТУПЕНЬЮ НРАВСТВЕННОГО ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
КПСС осуществляла работу по формированию НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, достижению ВЫСОКОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ всех членов общества, при котором нормы права и морали сольются в единые нормы поведения членов коммунистического общества. Основной задачей коммунистического воспитания было формирование ВЫСОКОСОЗНАТЕЛЬНЫХ, всесторонне развитых людей, сочетающих в себе ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО, НРАВСТВЕННУЮ ЧИСТОТУ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО.
Фундаментом коммунистического воспитания полагался добросовестный ТРУД НА ОБЩЕЕ БЛАГО. Коммунистический труд - добровольный и творческий, на основе которого “начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное ЦАРСТВО СВОБОДЫ”, по словам К. Маркса.
Конечный смысл коммунистического воспитания - в ВОЗВЫШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА, в расцвете его сущностных [т.е. духовных] сил, его личности. Человек будущего – это ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ и ГУМАННЫЙ, пытливый и деятельный, целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА. По мере продвижения к коммунизму происходит и все более глубокая индивидуализация и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ личности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.1
И наконец, «каждый новый шаг к СИЯЮЩИМ ВЕРШИНАМ коммунизма [т.е. к ПРЕОБРАЖЕНИЮ! – А.Б.] воодушевляет трудящихся всех стран... ускоряет торжество идей марксизма-ленинизма во всем мире», - записано в Программе КПСС.
* * *
Итак, коммунисты явились строителями истинного храма Святого Духа. Но кто разорит этот храм Божий, того покарает Бог, говорит Павел. А реакционное духовенство много постаралось в этом деле. Ему, говорящему якобы от имени истинного Бога, врагами коммунизма отведена главная роль в декоммунизации и десоветизации сознания народа. И оно прилежно исполняет ее по сей день, как видно из приведенного заявления протоиерея В. Чаплина, - несмотря на неопровержимые факты высокой духовности советского народа, которые запечатлены самой историей.
А.И. Бусел
1 Философский
словарь под редакцией И.Т. Фролова, изд. 5-е, 1986, ст. “Всестороннее развитие
личности”, “Дух”, “Индивидуальность”, “Коммунистическое воспитание”,
“Коммунистическая мораль”, “Коммунистический труд”, “Мораль”, “Мышление”,
“Разум”, “Совесть”, “Сознание”, “Смысл жизни”, “Ум, интеллект”, “Формы
общественного сознания”, “Человек” и др.