Газета «Куранты» №183 (448) 25 сентября 1992 г.

 

Коммунисты, не поступившиеся ленинскими принципами, и патриоты, не устающие апеллировать к Богу, объединились в святой ненависти к нынешней власти. Кого-то это может удивить, но здесь нет противоречия:

ИИСУС БЫЛ КОММУНИСТОМ

И НЕ  ЛЮБИЛ КАПИТАЛИЗМ

 

 

Уже достаточно долго нам бук­вально вбивают в голову: совре­менный мир стоит на христи­анских ценностях, и именно они дают возможность человеку ориентиро­ваться в сложном море жизненных проблем. Но и здесь, как всегда, мы рванули из одной крайности в другую. После того как христианство отвер­галось полностью, со смертью комму­низма оно стало выступать как един­ственное и вечно живое учение, все­сильное, поскольку верное. Но ведь живут же японцы без Христа, и живут неплохо. Может, и мы опять что-то перепутали и опять поддаемся очеред­ному идеологическому одурманиванию. Конечно, у христианства много сто­рон, и потребовалось бы немало томов, чтобы описать значение и роль рели­гии, разобраться в истории нашего православия. Поэтому возьмем лишь один аспект — православие и эконо­мика — и приведем лишь характерные позиции, по которым между ними налицо явный конфликт.

 

Сейчас много говорят о том, что самое главное, чего нам недостает, — это инициативы и предприимчивос­ти, активности и самостоятельности. Что же может почерпнуть в священ­ных  книгах  человек,   который   сам начнет их читать, т. е. без посредни­ков?  Предположим:  что  следует из Нагорной   проповеди?   "Блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие..." и т. д. Не соби­раюсь богохульствовать      ниспро­вергателей христианства было немало и без меня, но неужели кто-нибудь всерьез будет утверждать, что, следуя этим   заповедям,   можно   выжить   в наше время да и жить при капитализме вообще? Здесь вы и следа не найдете от таких человеческих качеств, как эгоизм, честолюбие, инициатива, а без них мы никуда не сдви­немся.

 

Возьмем дальше то немногое, что мы и раньше слышали, но не слушали — "Отче наш": "хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Разве это не призыв к иждивенчеству и пассивнос­ти? Иисус учил: "Воззрите на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Господь пи­тает их", "не заботьтесь о завтрашнем дне". Что будет, если мы теперь, начитавшись и проникшись этими истинами, и впрямь их воспримем как руководство к действию? Но и это не самое настораживающее. Куда хуже то, что весь Новый Завет пропитан коммунистическим духом.

 

"Имущие должны иметь как неиму­щие, и покупающие, как не приобре­тающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся", "не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут" — утверждений подобного типа в священной книге десятки,. Пожалуй, самая знаменитая притча, пропитанная антикапиталистичес­ким духом, рассказывает о несчастном богатом юноше, которому Иисус гово­рит: "если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровища на небесах". А затем продолжает: "истин­но говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели бога­тому войти в Царство Божие". Или вот еще прямое указание: "Не можете служить Богу и маммоне (богатству)". Неужели сегодня кто-нибудь всерьез может воспринять эту прокоммунис­тическую пропаганду?

Конечно, нынешний просвещен­ный читатель, скорее всего, прочитает мои "теологические" упражнения с брезгливо-иронической миной на ли­це: выискался еще один вульгарный атеист, куда лезет в калашный ряд... Нельзя, мол, священные тексты пони­мать столь буквально: читаешь одно, а понимать нужно другое, весь запад­ный мир развивается, и христианские заповеди ему не мешают, а даже наоборот. Прежде всего стоит сказать, что церковь тысячелетиями боролась с капитализмом, и не без успеха. Впрочем — это история, куда важнее другое: православие сегодня превра­тилось в духовное оружие всех тех, кому не по нраву перемены в России. И это не случайно, поскольку комму­низм, или во всяком случае социализм, чрезвычайно близок ему по духу. Для того чтобы не заниматься самодея­тельностью, обращусь к авторитету почитаемых ныне российских писате­лей и философов.

 

Начнем с самого уважаемого русско­го писателя — Достоевского. Он ясно и определенно писал: "Православие — это наш русский социализм". Но это — общая оценка. Для того чтобы не утонуть в бездне проблем, вернемся к поставленной в начале проблеме: христианство и экономика. Обстоя­тельные сочинения на эти темы пи­сали С. Булгаков и Н. Бердяев. Осо­бенно четко и недвусмысленно высказывался Бердяев: "В отношении к хозяйственной жизни можно устано­вить два противоположных принци­па. Один принцип гласит: в хозяйст­венной жизни каждый преследует свой личный интерес и это будет способствовать хозяйственному раз­витию целого, это будет выгодно нации, государству. Другой принцип гласит: в хозяйственной жизни служи другому, обществу, целому и тогда получишь все, что нужно тебе для жизни. Второй принцип утверждает коммунизм и в этом его правота. Совершенно ясно, что второй прин­цип отношения к хозяйственной жиз­ни более соответствует христианству, чем первый. Первый принцип столь же антихристианский, сколь антих­ристианским является римское поня­тие о собственности". Цитата — длинная, но совершенно однозначная. Выдающийся мыслитель отвергает не только капитализм, но и частную собственность, в основе которой лежит римское право.

Сейчас Бердяев  и его соратники изданы многомиллионными тиража­ми, и всякий может убедиться в их антикапиталистической  направлен­ности. Я привел одну цитату, а можно выбрать сотни других, таких же по смыслу. Ну например: "Именно капи­талистическая система прежде всего раздавливает личность,  превращает человека  в  товар".   Конечно,   были теоретики и теологи, которые успеш­но скрещивали капитализм и хрис­тианство. Но Бердяев с товарищами был честнее и последовательнее, вы­читывая в священных книгах то, что там действительно написано. На За­паде как минимум семь веков    с Фомы Аквинского — примиряли уче­ние   Иисуса   с  реалиями   жизни   и немало   преуспели.   Правда,   любой российский православный теолог без особого труда докажет, что там хрис­тианство исказили до неузнаваемос­ти. Но в том-то и проблема, что в цивилизованных странах могут прис­пособить к делу что угодно. Там даже коммунизм существовал как безобид­ная вещь десятилетиями. А на нашей почве всходы всякого рода догмы дают чудовищные. В христианстве слишком много коммунизма, для того чтобы оно  могло  быть  духовной   основой капитализма. И если Запад преуспел, то не только благодаря следованию заветам и заповедям, но и потому, что умел пренебрегать ими по мере необ­ходимости. В нашей стране позиции религии постоянно усиливаются.  Причины этого понятны: люди ищут хотя бы какой-то опоры, веры, поскольку без нее человеку трудно. Однако настора­живает то, что у нас православие явно служит самым темным и реакционным силам. Используя известное ут­верждение,  можно сказать:  патрио­тизм      это  последнее прибежище мерзавца, а православие — это пос­ледний оплот патриотов. Уже много симптомов того, что клерикализация общества несет с собой много негатив­ных последствий: например, гибнут музеи.  Но это все-таки мелочь по сравнению с тем отторжением совре­менной цивилизации, которое про­поведует православие. Много говорят о том, что у нас менталитет не тот, не подходит для капитализма. Но ведь и те ценности, которые ныне нам навязываются православием, в не мень­шей   мере, чем   коммунистические предрассудки, препятствуют переходу к нормальной жизни и особенно ста­новлению современной экономики.

 

Виктор БОНДАРЕВ.

------------------------------

 

От редактора сайта:

 

Автор этой красноречивой разоблачительной статьи хорошо знал учение Нового завета, но плохо знал учение официального православия со всеми его лжетолкованиями, подменяющими учение Христа.

Как и многие из наивных и не искушенных в богословии читателей, автор отождествил Новый завет и учения христианских социалистов с учением  официальной православной церкви и убоялся, что строительство капитализма с православием несовместимо.

 

Однако время, прошедшее с тех пор, показало, что его опасения были напрасны. Что, как и до Революции, православная церковь прекрасно чувствует себя в обнимку с капиталом, но непримирима, враждебна к коммунизму. Коммунистическое учение Христа ей неведомо, хотя монастырские коммуны, как и коммуны в миру, восходят к первой христианской коммуне.

 

На главную страницу