Газета «Куранты» №183 (448) 25 сентября 1992 г.
Коммунисты, не
поступившиеся ленинскими принципами, и патриоты, не устающие апеллировать к Богу, объединились в святой
ненависти к нынешней власти. Кого-то это может удивить, но здесь нет противоречия:
ИИСУС БЫЛ КОММУНИСТОМ
И НЕ ЛЮБИЛ КАПИТАЛИЗМ
Уже
достаточно долго нам буквально вбивают в голову: современный мир стоит на
христианских ценностях, и именно они дают возможность человеку ориентироваться
в сложном море жизненных проблем. Но и здесь, как всегда, мы рванули из одной
крайности в другую. После того как христианство отвергалось полностью, со
смертью коммунизма оно стало выступать как единственное и вечно живое учение,
всесильное, поскольку верное. Но ведь живут же японцы без Христа, и живут неплохо.
Может, и мы опять что-то перепутали и опять поддаемся очередному
идеологическому одурманиванию. Конечно, у христианства много сторон, и
потребовалось бы немало томов, чтобы описать значение и роль религии,
разобраться в истории нашего православия. Поэтому возьмем лишь один аспект —
православие и экономика — и приведем лишь характерные позиции, по которым
между ними налицо явный конфликт.
Сейчас
много говорят о том, что самое главное, чего нам недостает, — это инициативы и
предприимчивости, активности и самостоятельности. Что же может почерпнуть в
священных книгах человек,
который сам начнет их читать, т.
е. без посредников? Предположим: что
следует из Нагорной
проповеди? "Блаженны нищие
духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие..." и т. д. Не собираюсь
богохульствовать — ниспровергателей христианства было немало и
без меня, но неужели кто-нибудь всерьез будет утверждать, что, следуя этим заповедям,
можно выжить в наше время да и
жить при капитализме вообще? Здесь вы и следа не найдете от таких человеческих
качеств, как эгоизм, честолюбие, инициатива, а без них мы никуда не сдвинемся.
Возьмем
дальше то немногое, что мы и раньше слышали, но не слушали — "Отче
наш": "хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги
наши, как и мы прощаем должникам нашим". Разве это не призыв к
иждивенчеству и пассивности? Иисус учил: "Воззрите на птиц небесных, яко
не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Господь питает их", "не
заботьтесь о завтрашнем дне". Что будет, если мы теперь, начитавшись и
проникшись этими истинами, и впрямь их воспримем как руководство к действию? Но
и это не самое настораживающее. Куда хуже то, что весь Новый Завет пропитан
коммунистическим духом.
"Имущие должны иметь как неимущие, и покупающие, как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся", "не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут" — утверждений подобного типа в священной книге десятки,. Пожалуй, самая знаменитая притча, пропитанная антикапиталистическим духом, рассказывает о несчастном богатом юноше, которому Иисус говорит: "если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровища на небесах". А затем продолжает: "истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". Или вот еще прямое указание: "Не можете служить Богу и маммоне (богатству)". Неужели сегодня кто-нибудь всерьез может воспринять эту прокоммунистическую пропаганду?
Конечно,
нынешний просвещенный читатель, скорее всего, прочитает мои
"теологические" упражнения с брезгливо-иронической миной на лице: выискался еще один вульгарный атеист, куда лезет в калашный ряд... Нельзя, мол, священные тексты понимать
столь буквально: читаешь одно, а понимать нужно другое, весь западный мир
развивается, и христианские заповеди ему не мешают, а даже наоборот. Прежде всего стоит сказать, что церковь тысячелетиями боролась с
капитализмом, и не без успеха. Впрочем — это история, куда важнее другое: православие
сегодня превратилось в духовное оружие всех тех, кому не по нраву перемены в
России. И это не случайно, поскольку коммунизм, или
во всяком случае социализм, чрезвычайно близок ему по духу. Для того чтобы
не заниматься самодеятельностью, обращусь к авторитету почитаемых ныне
российских писателей и философов.
Начнем с самого уважаемого русского писателя — Достоевского. Он ясно и определенно писал: "Православие — это наш русский социализм". Но это — общая оценка. Для того чтобы не утонуть в бездне проблем, вернемся к поставленной в начале проблеме: христианство и экономика. Обстоятельные сочинения на эти темы писали С. Булгаков и Н. Бердяев. Особенно четко и недвусмысленно высказывался Бердяев: "В отношении к хозяйственной жизни можно установить два противоположных принципа. Один принцип гласит: в хозяйственной жизни каждый преследует свой личный интерес и это будет способствовать хозяйственному развитию целого, это будет выгодно нации, государству. Другой принцип гласит: в хозяйственной жизни служи другому, обществу, целому и тогда получишь все, что нужно тебе для жизни. Второй принцип утверждает коммунизм и в этом его правота. Совершенно ясно, что второй принцип отношения к хозяйственной жизни более соответствует христианству, чем первый. Первый принцип столь же антихристианский, сколь антихристианским является римское понятие о собственности". Цитата — длинная, но совершенно однозначная. Выдающийся мыслитель отвергает не только капитализм, но и частную собственность, в основе которой лежит римское право.
Сейчас Бердяев и его соратники изданы многомиллионными тиражами, и всякий может убедиться в их антикапиталистической направленности. Я привел одну цитату, а можно выбрать сотни других, таких же по смыслу. Ну например: "Именно капиталистическая система прежде всего раздавливает личность, превращает человека в товар". Конечно, были теоретики и теологи, которые успешно скрещивали капитализм и христианство. Но Бердяев с товарищами был честнее и последовательнее, вычитывая в священных книгах то, что там действительно написано. На Западе как минимум семь веков — с Фомы Аквинского — примиряли учение Иисуса с реалиями жизни и немало преуспели. Правда, любой российский православный теолог без особого труда докажет, что там христианство исказили до неузнаваемости. Но в том-то и проблема, что в цивилизованных странах могут приспособить к делу что угодно. Там даже коммунизм существовал как безобидная вещь десятилетиями. А на нашей почве всходы всякого рода догмы дают чудовищные. В христианстве слишком много коммунизма, для того чтобы оно могло быть духовной основой капитализма. И если Запад преуспел, то не только благодаря следованию заветам и заповедям, но и потому, что умел пренебрегать ими по мере необходимости. В нашей стране позиции религии постоянно усиливаются. Причины этого понятны: люди ищут хотя бы какой-то опоры, веры, поскольку без нее человеку трудно. Однако настораживает то, что у нас православие явно служит самым темным и реакционным силам. Используя известное утверждение, можно сказать: патриотизм — это последнее прибежище мерзавца, а православие — это последний оплот патриотов. Уже много симптомов того, что клерикализация общества несет с собой много негативных последствий: например, гибнут музеи. Но это все-таки мелочь по сравнению с тем отторжением современной цивилизации, которое проповедует православие. Много говорят о том, что у нас менталитет не тот, не подходит для капитализма. Но ведь и те ценности, которые ныне нам навязываются православием, в не меньшей мере, чем коммунистические предрассудки, препятствуют переходу к нормальной жизни и особенно становлению современной экономики.
Виктор БОНДАРЕВ.
------------------------------
От редактора сайта:
Автор этой красноречивой разоблачительной статьи хорошо знал учение Нового завета, но плохо знал учение официального православия со всеми его лжетолкованиями, подменяющими учение Христа.
Как и многие из наивных и не искушенных в богословии читателей, автор отождествил Новый завет и учения христианских социалистов с учением официальной православной церкви и убоялся, что строительство капитализма с православием несовместимо.
Однако время, прошедшее с тех пор, показало, что его опасения были напрасны. Что, как и до Революции, православная церковь прекрасно чувствует себя в обнимку с капиталом, но непримирима, враждебна к коммунизму. Коммунистическое учение Христа ей неведомо, хотя монастырские коммуны, как и коммуны в миру, восходят к первой христианской коммуне.