ИЗ ПУШКИНСКОЙ РЕЧИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
«…Что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? (…) В самом деле, что такое для нас петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что уже явилось воочию? Что означала для нас эта реформа? Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее. Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи Петр, несомненно, повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его в его деле к целям будущим, несомненно, огромнейшим, чем один только ближайший утилитаризм. Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу, а, несомненно, уже ощутив своим предчувствием почти тотчас же некоторую дальнейшую, несравненно более высшую цель, чем ближайший утилитаризм, — ощутив эту цель, опять-таки, конечно, повторяю это, бессознательно, но, однако же, и непосредственно и вполне жизненно. Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого АРИЙСКОГО РОДА. Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное.
Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в
конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком,
если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только
великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего
русского Европа и удел всего великого
арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной
земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не
мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к
воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской
реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если
хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в
государственной политике нашей. Ибо что делала Россия во все эти два века в
своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших
политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а
будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно
значить стремиться внести примирение в европейские противоречия уже
окончательно, указать исход европейской
тоске в своей русской душе, всечеловечной и
воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию
всех наших братьев, а, в конце концов,
может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех
племен по Христову евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои
могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими. Пусть, но я
не раскаиваюсь, что их высказал. Этому надлежало быть высказанным, но особенно
теперь, в минуту торжества нашего, в минуту чествования нашего великого гения,
эту именно идею в художественной силе своей воплощавшего. Да и высказывалась
уже эта мысль не раз, я ничуть не новое говорю.
Главное, все это покажется самонадеянным: «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей,
нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в
человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую
славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному,
ко всечеловечески-братскому единению сердце русское,
может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в
нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть
наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил, благословляя»
Христос».
------------------------------
Произнесено 8 июня 1880 года в заседании Общества любителей российской словесности.