ГРАДУСНИК СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
В
последнее время много говорят о духовности. Это хорошо. Однако существует много
уровней духовности - от самой высокой до самой низкой. Зачатки
духовности есть даже у животных, и наши меньшие братья кое в чём превосходят
даже некоторых современных людей: они поражают нас проявлениями верности,
преданности, дружбы, любви, даже самопожертвования и т. д. Причем, в отличие от
нас, наши меньшие братья не превозносятся своей духовностью, не хвастаются своими
богами, а следуют законам природы, в которой царят два больших светила:
Солнце днём и Луна ночью. Эти же
астральные символы света являются главными и в духовной символике человечества.
Лунный символизм присущ иудаизму и исламу, солнечный – высшим ступеням христианства, коммунизму (а также древнему язычеству, боготворившему Солнце).
Но
в наше время большинство людей связывают духовность лишь с духовенством, а
духовенство ассоциирует её только с Богом. Вернее, с богами, потому что у
разных вероисповеданий и боги разные: у иудаистов, мусульман,
буддистов, индуистов, православных, католиков, протестантов, язычников и т.д. –
у каждой из конфессий свои боги и своё духовенство, свои
пророки и учителя, причем враждебные друг к другу. И как ужиться людям разных
конфессий в одном государстве, чтобы не перегрызть
друг друга? Это всегда было головной болью правителей многоконфессиональных
стран. И уже давно лучшие умы осознали необходимость выработки общечеловеческих
морально-нравственных норм, а все споры о том, что есть Бог и чей бог истинный,
отложить до лучших времен.
Но
что взять за основу общечеловеческих норм – низкую или высокую духовность, если
эволюция движется от старого к новому, от низшего к высшему?
Так, три с половиной тысячелетий назад был дан Ветхий завет и Моисеев
закон. Но две тысячи лет назад Христос отменил Ветхий завет и упразднил Моисеев
закон, а взамен дал Новый завет, завещав строительство Нового Мира: отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в
обольстительных похотях, совлеките
ветхого человека с делами его (или,
как говорили большевики, совлеките с себя ветхого Адама буржуазности и наемного
рабства), и возрастайте в
нового человека, мужа совершенного. (Еф. 4:22; Кол. 3:9 и др.)
Если
сравнивать Новый Мир с ветхим (старым)
миром, то получится вот такой градусник духовности:
Новый мир и человек – это совершенство, закон совершенной любви человека
к человеку («если хочешь стать совершенным, раздай имение твое нищим…»), нестяжание, справедливость, община («всё общее»),
коллективизм, труд на общее благо, забота об общем благе, единомыслие,
бескорыстность, свобода, братство, равенство, забота о неимущих, больных,
бездомных, равномерность распределения, чтобы не было нуждающихся, умеренность
в потреблении, милосердие, сострадание, честность, правдивость, истина,
мудрость, благочестие, благоразумие, нравственная
чистота, праведность, чистая совесть, нетерпимость к делам тьмы,
воинственность, стойкость, ненависть к беззаконию, нелюбовь к ветхому миру,
мужество, твердость, целеустремленность, самоотверженность, верность,
преданность, жертвенность, скромность, воздержание и т. д.
Насколько
современный христианский мир соответствует понятию Нового Мира, судите сами. Ближе
к нему оказываются коммунисты со своими общечеловеческими морально-нравственными
нормами, которые тоже восходят к новозаветной морали и нравственности. Но верующие
почему-то обвиняют коммунистов в «уничтожении духовности». Также нелепы
обвинения в «безбожии», «богоборчестве» при нынешнем многобожии вероисповеданий.
Ибо спор о вере или неверии в Бога следует начинать с вопроса: скажи мне, в какого
бога веруешь ты сам, и я скажу, «безбожник» я или нет. Ты веруешь в иудейского
бога? Но Христос назвал его диаволом и лжецом (Иоан. 8:44). Ты веруешь во Христа? Но есть два Христа –
истинный и ложный («да познаем истинного Бога и истинного Христа…»). Ты веруешь в Святой Дух? Так Святой Дух (или
Высший Разум, по Платону) и есть высокая духовность, которая «дышит, где
хочет», независимо от вероисповеданий. И так далее.
Бусел А.И.