УПРЯМСТВО РУССКОГО ОБЩИННОГО
СОЗНАНИЯ,
ИЛИ «ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТВЕРДОЛОБОСТЬ
ОБЩИННОГО КРЕСТЬЯНСТВА»
Откровения «архитектора перестройки»
Яковлева
Александра Николаевича
Из книги
«СУМЕРКИ»
Свободный хозяин —
вот она, великая надежда России.
Вонзись она в
практику, Россия
спасена, Россия возрождена
Автор
Глава третья
ПЕТР СТОЛЫПИН
Хозяину нельзя, нет времени скучать, В
жизни его и на пол-вершка нет пустоты — все полнота.
Одно это разнообразье занятий,
и, притом, каких занятий! —
занятий, истинно возвышающих дух. Как бы то ни было, но ведь тут
человек идет рядом с природой, с временами
года, соучастник и собеседник всего,
что совершается в творении.
Н. В. Гоголь
В этой и следующей
главе я хочу рассказать о самых крупных и серьезных попытках реформирования российской жизни XX века. Представляют интерес программы великих умов
России, многие положения которых еще ждут своего решения и в новом столетии. Речь
идет о судьбах столыпинских реформ и надеждах,
связанных с Февральской демократической революцией 1917 года.
Начну со столыпинских реформ.
Земля — судьба России,
но судьба роковая. В нерешенности земельного вопроса — истоки отсталости страны. Исключительная острота
этой проблемы особенно выпукло нашла свое выражение в споре двух гениев России
— Льва Николаевича
Толстого и Петра Аркадьевича Столыпина.
Из письма Л. Н. Толстого — П. А. Столыпину
, 26
июля 1907 г.
...Причины тех
революционных ужасов, которые происходят теперь в России, имеют очень глубокие основы, но одна,
ближайшая из них, это недовольство народа неправильным распределением земли.
Если революционеры всех партий имеют
успех, то только потому, что они опираются на это доходящее до озлобления
недовольство народа.
...Несправедливость
состоит в том, что как не может существовать права одного человека владеть
другим (рабство), так не может существовать права одного, какого бы
то ни было человека,
богатого или бедного, царя или крестьянина,
владеть землею как собственностью.
Земля есть достояние
всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею. Признается это или нет
теперь, будет ли или не будет это установлено в близком будущем, всякий человек знает,
чувствует, что земля не должна, не может быть собственностью отдельных людей
точно так же, как когда было рабство, несмотря на всю древность этого
установления, на законы, ограждавшие рабство, все знали, что этого не должно
быть.
То же
теперь с земельной собственностью.
...Вы стоите на
страшном распутье: одна дорога, по которой Вы, к сожалению, идете — дорога злых дел,
дурной славы и, главное, греха; другая дорога — дорога
благородного усилия, напряженного осмысленного труда, великого доброго дела для всего
человечества, доброй славы и любви людей. Неужели возможно колебание? Дай бог,
чтобы Вы выбрали последнее... (Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 77. С.
164—168)
Из
ответа П. А. Столыпина — Л.
Н. Толстому 20—23 октября 1907 г.
...Вы считаете злом
то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что отсутствие «собственности»
на землю у крестьян создает все наше неустройство.
Природа вложила в
человека некоторые врожденные инстинкты, как-то: чувство голода, половое
чувство и т. п. и одно из самых сильных чувств этого порядка — чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со
своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею.
Искусственное в этом
отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного
чувства собственности, ведет ко многому дурному и, главное, к бедности.
А бедность, по мне,
худшее из рабств. И теперь то же крепостное право, — за деньги Вы можете так же давить людей, как и до освобождения крестьян.
Смешно говорить этим людям о свободе, или
о свободах. Сначала доведите уровень их
благосостояния до той, по крайней
мере, наименьшей грани, где минимальное довольство делает человека свободным.
А это достижимо
только при свободном приложении труда к земле, т. е. при наличии права
собственности на землю.
...Вы мне всегда казались великим
человеком, я про себя скромного мнения. Меня вынесла наверх волна событий — вероятно
на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил,
пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили ее в
старину. Как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром? А Вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы
и главное греха. Поверьте, что,
ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над
этими вопросами, и путь мой мне кажется
прямым путем. (Л.Н.Толстой: Юбилейный сборник. М.; Л., 1928. С. 91—92)
Я вспоминаю один давний эпизод из моей жизни.
В 1954 году пришлось
мне побывать на Дальнем Востоке в поселке Славянка Хасанского
района. Здесь три границы: советская, китайская и северокорейская.
Начался сезон срезки
оленьих рогов. Бедную скотину запихивали в специальное приспособление, где
нельзя было шевельнуться, привязывали голову к деревяшке и пилили рога — под самый
корень. На месте среза сочилась, а иногда чуть фонтанировала кровь. Ее собирали
в баночку, затем выливали в
спирт. Считалось, что это и есть «нечто», что делает мужика сексоогненным. Заканчивалось
мероприятие как всегда: все
надирались красным спиртом до радужного изумления, густо клубился мат, мужики
не могли двинуться не то что к какой-нибудь девахе,
но и домой-то доползали с грехом пополам.
Здесь жили и столыпинские переселенцы. Один из них — древний старец — люто
ненавидел советский режим, а особенно Хрущева за ликвидацию местных хуторов и
деревенек.
— Царь — умница, денег не жалел,
чтобы русская речь звучала на этих
берегах, а этот недоумок...
И дед сразу же
устанавливал грешно-матерную связь со всеми нынешними дураками-начальниками. Я
спросил:
— Ну, а что вы помните
о столыпинской реформе?
— Что помню? Да то, что
умнее царя и Столыпина никого не было. И добрее и щедрее. Жили мы на Украине,
земли мало,
отец и решился на переселение. Приплыли сюда на пароходе из Одессы. Во
Владивостоке встретил нас вице-губернатор.
Пашите, говорит, земли,
сколько вспашете, скотины держите, сколько можете, леса рубите, сколько
нужно. Нам, говорит, по сердцу богатый мужик. А власти гарантируют вам закупку хлеба,
мяса, рыбы, пушнины в любых количествах. О сбыте не думайте, рядом — Китай, Корея.
Купцы все продадут.
Накормили Европу, накормим и китайцев. Богатейте, меньше пьянствуйте, больше работайте,
Богу молитесь!
Вот так, дорогие мои
современники, встречали переселенцев при Столыпине. Мало того. Каждой семье
переселенца бесплатно дали лошадь, корову, ружье, топоры, пилы и еще что-то. Налогов
не брали, более того, несколько лет казна платила 10 рублей главе семьи, по 3 рубля —
иждивенцам. А Россия — и при Горбачеве, и при Ельцине, все искала аграрную программу. Вот
она! Это и есть самая полновесная экономическая программа для любого
правительства. Осуществи ее — и Сибирь с Дальним Востоком запоют новые песни. И поднимется
Россия!
— Господи, —
перекрестился дед. — Какое время было! На дворе четыре лошади, восемь коров,
свиней штук двадцать, кур, гусей, уток — не считано. А какой дом отмахали! А сколько рыбы
пересолили, перекоптили! Какие магазины во Владивостоке были! Вспомнить — как во
сне...
Как во сне. А дед говорил словно кнутом
хлестал. Вот этот «сон» и не дает мне покоя.
Обращаясь к событиям тех времен, я хочу понять, почему Россия, да что
там лукавить, и сам народ России не захотел
вырваться из тисков общины, которая
веками держала крестьянина в неволе, формируя ущербную психологию.
Я не собираюсь писать
подробную историю столыпинских лет. Хочу лишь
напомнить о тех проблемах, которые и сейчас во весь рост стоят перед страной, на
переломе столетий. Особенно и, прежде всего, об аграрной проблеме.
Что же, собственно,
хотел переделать Столыпин? Что же видел такое, что обрекало Россию на отсталость
и гибелью грозило, о чем он, будучи великим прозорливцем, предупреждал и
предостерегал народы Российской империи? И почему, наконец, идея свободного хозяина
так и не привилась на российской земле?
Начать с того, что
Россию всегда тянуло к Западу. Но, сколько ни старались, все понапрасну. Из
нищеты так и не выбрались, работать так и не научились, за что и платим до сих пор непомерными
страданиями народа. «Европеизация» всегда получалась какая-то безногая, молью
траченная, «патриотами» заплеванная да ворьем нашпигованная. Россия, в основном,
эпигонствовала, но в то же время многое переделывала на свой лад и, надо сказать,
добивалась своего: кое-что проходило удачно, хотя и супротив здравого смысла, но зато по-русски — за
счет деспотических, произвольных действий. А нищету, лень и разгильдяйство мы
любили и любим объяснять «таинственными», до сих пор «неразгаданными» особенностями
русского характера, присущими исключительно возвышенной русской душе.
Возник даже особый
вид политического куража: лень и пьянь да еще бессмысленная удаль — это, мол, и
есть то самое, что создает истинную Россию, ее особую стать, ее очарование, ее
поэтическую ширь. А что касается нищеты и бесправия, так без этих мытарств и не
было бы вроде истинно русского человека. Он ведь любит страдать и плакать о
своей горькой судьбе, причем не между делом и не только после бутылки самогона,
а в качестве основного и, надо сказать, волнующего занятия.
«Вольница» гуляла по
России, никак не желавшая возвыситься свободой. Почему? Да потому, что «вольница» всегда была уделом пьяниц и бездельников, она устроила
несколько смут и кровопролитий, с глубокого похмелья постоянно предавала
Россию, играя с нечистой силой в «подкидного дурака», а потом, в октябре 1917 года, привела на
российский трон откровенных
уголовников.
Одним словом, не везет
России с реформами. Давно не везет. Точнее и тоньше всех высмеял наши реформы, начиная с петровских, Николай Васильевич
Гоголь. Во 2-й части «Мертвых душ», которые
превращены гением писателя из мертвых
в «вечно живые», направил он незабвенного «вечно русского» — старого и нового — Павла Ивановича Чичикова к неистовому реформатору полковнику Кошкареву, истинному птенцу «гнезда Петрова», безгранично
верившему в бюрократические начала
реформ.
«Вся деревня была вразброску: постройки,
перестройки, кучи извести, кирпичу и бревен по всем улицам. Выстроены были какие-то домы, вроде каких-то присутственных мест. На одном было написано золотыми буквами: «Депо
земледельческих орудий»; на другом: «Главная счетная экспедиция»; далее: «Комитет сельских дел», «Школа нормального
просвещения поселян». Словом, черт знает
чего не было!
...Полковник принял
Чичикова отменно ласково. По виду, он был предобрейший,
преобходительный человек: стал ему рассказывать о том, скольких трудов ему
стоило возвесть имение
до нынешнего благосостояния; с соболезнованием жаловался, как трудно
дать понять мужику, что есть высшие побуждения,
которые доставляет человеку просвещенная роскошь, искусство и художество; что
баб он до сих <пор> не мог
заставить ходить в корсете, тогда как в Германии, где он стоял с полком в четырнадцатом году, дочь
мельника умела играть даже на фортепиано; что, однако же,
несмотря на все упорство со стороны невежества, он непременно достигнет того, что
мужик его деревни, идя за плугом, будет в то же время читать книгу о громовых отводах Франклина, или Виргилиевы «Георгики»,
или «Химическое исследование почв»...
Много еще говорил
полковник о том, как привести людей к благополучию... Он ручался головой, что
если только одеть половину русских мужиков в немецкие штаны — науки возвысятся, торговля подымется и золотой век настанет в России.»
Когда Чичиков объявил
о своих надобностях в неких душах, полковник попросил его изложить просьбу письменно,
поскольку «без бумажного производства» никак нельзя, а Чичикову поможет
специально отряженный комиссионер.
«Он ударил в звонок. Явился какой-то человек.
— Секретарь!
Позвать ко мне комиссионера! — Предстал комиссионер, какой-то не то мужик, не то
чиновник. — Вот он вас
проводит <по> нужнейшим местам.
Чичиков решился, из
любопытства, пойти с комиссионером смотреть все эти самонужнейшие места. Контора подачи рапортов существовала только на вывеске, и
двери были заперты. Правитель дел ее Хрулев был переведен во вновь образовавшийся комитет сельских построек. Место
его заступил камердинер
Березовский; но он тоже был куда-то откомандирован
комиссией построения. Толкнулись они в департамент сельских дел — там переделка; разбудили какого-то пьяного, но не
добрались от него никакого толку. «У нас бестолковщина, — сказал,
наконец, Чичикову комиссионер. — Барина за нос водят...» Далее Чичиков не хотел и смотреть, но, пришедши, рассказал полковнику, что так и так,
что у него каша и никакого толку
нельзя добиться, и комиссии подачи
рапортов и вовсе нет».
Кошкареву «вследствие этого события пришла ...
счастливая мысль — устроить новую
комиссию».
Выписал Гоголь и
истинного реформатора — Константина Федоровича Костанжогло. Россиянина, но не
русского. Ставшего
русским. И вовсе не случайно дал Гоголь потному разумом и телом человеку нерусскую
фамилию. Русский человек... он того, он, как Петрушка, в основном пьяный, а
когда
денег нет — просвещается. Петрушка...
«имел даже благородное побуждение к
просвещению, то есть к чтению книг,
содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно,
похождение ли влюбленного героя, просто
букварь или молитвенник, — он все читал с равным вниманием... Это чтение
совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке,
сделавшимся от такого обстоятельства
убитым и тоненьким, как лепешка...
У Костанжогло, избы всё крепкие, улицы торные; стояла ли где телега — телега была крепкая и новешенькая; мужик
попадался с каким-то умным
выражением лица; рогатый скот на отбор; даже
крестьянская свинья глядела дворянином». И еще: «Когда вокруг засуха, у него
нет засухи; когда вокруг неурожай, у него
нет неурожая».
Костанжогло говорит:
«Думают, как
просветить мужика! Да ты сделай его прежде богатым да хорошим хозяином, а там он
сам выучится.
...Если плотник
хорошо владеет топором, я два часа готов перед ним простоять: так веселит
меня работа... И не потому,
что растут деньги, — деньги
деньгами, — но потому, что все это
дело рук твоих; потому что видишь, как ты всему причина, ты творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро...»
Ну, как сегодня пройти
мимо Гоголя, этого мыслителя-провидца, если у него чуть не каждая сцена — это Россия
сегодня.
Что ни чиновник, то Кошкарев. Ну, скажите мне, у кого из нынешних
писателей можно найти столь глубокое и точное описание характера русского
человека, его доброты и подлости,
его таланта и тупости, его пьяной удали и беспросветной лени!
Судя по делам
Столыпина, он жизнь свою положил на то, чтобы русский мужик стал хозяином, чтобы и
свинья «глядела дворянином». ан нет.
Убили. И Александра II убили за его великие реформы и отмену крепостничества. И
Николая II закопали
в болоте за экономическое «русское чудо» начала века.
У Николая II было два великих премьера: Витте и Столыпин. Витте провел
денежную реформу, на золотом рубле взлетела экономика России — и в промышленности,
и в сельском
хозяйстве. Умный, образованный, ловкий, хитрый, он завершил свою жизнь блестящими
мемуарами. По мнению современников, Витте по интеллекту был на порядок выше
всех, окружавших царя, включая и Столыпина.
Зато Столыпин обладал
железной политической волей, направляя ее на праведные дела. Он стремился сделать человека гражданином и
хозяином. К сожалению, ему не всегда доставало душевной тонкости и такта.
Возможно, он слишком доверился некоторым странным суждениям Достоевского и попал под
влияние гаденькой моды начала века — антисемитизма. Я бы не исключал и влияния
настроений императора Николая II, который тоже порой не выдерживал
давления
охотнорядцев.
Столыпин, возможно,
первым в нашей истории понял, что основу политической стабильности и
экономического процветания составляет средний класс, который только и может справиться с засильем
чиновничества, заставив его служить человеку, а не исключительно собственному
эгоизму. После смуты 1905—1907 годов и выборов в I Государственную
думу Россия
стала страной «правового самодержавия». Де-юре. Де-факто же она, наряду с США,
стала наиболее демократической страной в мире.
Как известно, только в
итоге второй мировой войны был сломан хребет мирового феодализма, значительно
подорваны феодальное понимание истории, идеологии, экономического и социального
развития, чисто феодальная жажда разбоя. Победа демократии во второй мировой
войне, разгром гитлеризма, «план Маршалла», сплочение Запада перед большевистской
угрозой объективно привели к свободному эволюционному развитию капитализма.
Эволюционному,
но весьма динамичному. Феодально-большевистский хребет России приходится доламывать до
сих пор.
Когда я пишу о мировом
феодализме, то имею в виду колониальную систему саму по себе с ее жизненным укладом, а
также феодальные замашки правящих элит в западных странах. Любая власть
властолюбива. Чиновник в любую эпоху по природе своей тяготеет к произволу, к собственному самоутверждению
через произвол.
А ведь история могла повернуться и
по-другому. Окажись столыпинские реформы доведенными
до конца, а правящий помещичий класс — поумнее и подальновиднее, именно Россия, еще во втором
десятилетии XX века, могла оказаться
на стремнине экономического и демократического прогресса. В сущности, большевики
из ленинско-сталинской когорты, равно как и сегодняшние думские большевики и
аграрные бароны
на местах, исполняли и исполняют ту же тормозящую роль, что и дворяне с помещиками до
Февральской революции 1917 года. Объективно большевики, а их много не только в
коммунистической партии России, но и в управлении государством, сегодня все делают
для того, чтобы Россия и дальше оставалась отсталой страной. Да и в мире есть политики, опасающиеся,
как и в начале века, экономического процветания России. Парадоксальное совпадение
интересов!
Кто же он, Петр Аркадьевич Столыпин? Он
отнюдь не был
безвестным и малообеспеченным чиновником-выскочкой. Происхождение его самое
аристократическое. Род Столыпиных
известен с XVI века. Отец,
Аркадий Дмитриевич — друг и сослуживец
Толстого, навещал Льва Николаевича в Ясной Поляне. Участник Крымской
войны, дослужился он до весьма высокого чина
— генерал-адъютанта, был уважаем Александром II, заведовал придворной частью в Москве и
исполнял обязанности коменданта Кремля.
По женской линии семья
находилась в родственных отношениях с княжеским родом Горчаковых, с потомками
генералиссимуса
Суворова, с графским родом Зубовых, с Лермонтовыми (великий поэт — троюродный
брат Столыпина), с влиятельными дворянскими кланами Оболенских, Извольских.
Матримониальные связи, немало значившие в высших кругах российского общества, были
отменные.
В 1899 году Столыпин
получил назначение на должность Ковенского губернского предводителя дворянства, в
1902 году неожиданно, как он полагал, стал
Гродненским губернатором, а через год
— Саратовским. Карьера была стремительной. Конечно, роль играли и
происхождение, и связи, но более
всего — личные качества.
Итак, 1903 год.
Столыпин — губернатор Саратовской губернии. Уже тогда она именовалась «красной»:
бунты, поджоги «дворянских гнезд», босяки на всех пристанях, толпы нищих. Здесь он еще
раз убедился в необходимости срочного и коренного решения аграрной проблемы:
она кричала, вопила и уже полыхала. «Общественное мнение», создаваемое полуобразованным
сбродом, рукоплескало революционерам, особенно эсерам-террористам. На рожон лезли все: эсеры — с наганами, большевики — с популистско-демагогическими программами, купцы и
промышленники — с деньгами «на дело революции», интеллигенты — с желанием поскорее найти «пятый угол», помещики — с
нафталинными проектами, крестьяне — с
общинными утопиями и призывами к
насильственному переделу земли, рабочие — с требованием: все «отнять и поделить».
Крупный помещик Столыпин не разделял
взглядов большинства помещиков, особенно
мелкопоместных, с протянутой рукой шлявшихся по всем казенным
присутствиям, выклянчивая дотации. Точь-в-точь как нынешние колхозно-совхозные
вожаки, непревзойденные мастера траты
дотационных денег на все, кроме дела.
Лично я не устану утверждать, что, пока крестьянин не получит землю в личную собственность, Россия будет нищенствовать и клянчить подаяние у Запада.
Столыпин считал, что
аграрная реформа должна стать рычагом подъема всего хозяйства страны. Для
этого необходимо было разобщинить деревню, деколлективизировать ее, оперсоналить,
начать переселение крестьян на хутора и отдать в частную собственность надельную землю
(отруба). Снабдить
крестьян сельхозорудиями, дать возможность получать посильный кредит.
В отличие от либерала
Витте, который возлагал свои надежды преимущественно на индивидуальную
инициативу, Столыпин считал, что коренные реформы обязана проводить власть.
«Ставить в
зависимость от доброй воли крестьян момент ожидаемой реформы, — говорил он, —
рассчитывать, что при подъеме умственного развития населения, которое настанет неизвестно когда, жгучие вопросы
разрешатся сами собой — это, значит,
отложить на неопределенное время проведение тех мероприятий, без которых
немыслима ни культура, ни подъем доходности земли, ни спокойное владение земельной
собственностью».
Саратовский
губернатор в отчете царю за 1904 год излагает свои мысли на сложившуюся в стране
ситуацию. Отчет понравился Николаю II. Он резюмировал на
документе: «Высказанные мысли заслуживают внимания».
Что же это были за мысли?
Столыпин писал, что 1904 год «дал
печальное доказательство какого-то
коренного неустройства в крестьянской жизни».
Обратите внимание на удивительно
точное определение: коренное неустройство. Оно вполне подходит и к сегодняшней
России.
По мнению Столыпина,
главной причиной этого «неустройства» является засилье в ней общинного
землевладения. Отсюда господство среди крестьян уравнительных настроений, трудности с
внедрением в сельское хозяйство агрокультурных и агротехнических улучшений,
сложности с приобретением через Крестьянский банк земли в личную собственность. Все это
создавало благоприятные условия для разрушительной революционной демагогии.
Единоличная
крестьянская собственность, по мнению Столыпина, не только приведет к подъему
сельского хозяйства. Она послужит «залогом порядка, так как мелкий собственник представляет из
себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве».
Эту спасительную
истину начисто выветрила советская власть. Именно с этого, самого массового
предпринимательства, и надо было начинать рыночные реформы в 1985 году. Горбачеву эта
проблема не была чуждой, но он боялся подступиться к ней. Ельцин не боялся, но
так и не смог преодолеть большевистское сопротивление в парламенте.
1905 год. Русская
смута. Саратовская губерния бурлит. В Столыпина стреляют, бросают бомбы,
присылают подметные письма с угрозами. В целом Петр Аркадьевич пережил двадцать покушений за
свою жизнь. Двадцать первое оказалось роковым. Он знал, что его убьют. И
завещал, чтобы его похоронили
там, где он погибнет. Потому могила его в Киеве.
В смуте 1905 года
саратовский губернатор показал себя энергичным администратором, твердым, нередко
безжалостным.
Храбрость его была невероятной. Бывало, один шел на разъяренную толпу, и после
его яростных речей страсти угасали.
Столыпину удалось
сплотить всех противников революции и восстановить порядок. Однако осенью,
после уборочных работ, деревня снова забурлила. В губернию направили карательную
экспедицию генерал-адъютанта Сахарова. Вскоре его убили эсеры. На смену прибыл другой
генерал-адъютант,
Максимович. Он продолжил карательные акции. На этом фоне Столыпин, оказавшийся как бы
в стороне,
прослыл в некотором роде либеральным губернатором, возбудив у части людей
надежды на сотрудничество с властями.
Здесь уместно
заметить, что мы, в России, весьма упрощенно понимаем либерализм как слабость
власти и право на полную волю, проявляем этакое умиление по поводу тех или иных «шалостей» и
«капризов» своевольных честолюбцев. Тут и лежит одна из причин наших
заблуждений. Говоря просто, либерализм — это когда в обществе много человека и мало государства.
Но свободу либерализм ставит вровень с ответственностью перед законом. Правят законы,
а не люди. Иными словами, либерализм — это жесткость, но не жестокость, диктатура
закона, но без диктаторов.
В этой связи хотел бы
обратить внимание на своего рода программные слова Столыпина, актуальные и сегодня. Он говорил, что «преобразованное по воле монарха
отечество должно превратиться
в государство правовое, так как пока писаный
закон не определит обязанностей и не оградит отдельных русских подданных,
права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли
отдельных лиц, то есть не будут прочно
установлены».
Разумная твердость в
саратовских событиях, несомненно, помогла карьере Столыпина. Когда кабинет
Витте в апреле 1906 года ушел в отставку, Столыпин был назначен на пост министра внутренних
дел, то есть стал главным полицейским империи в правительстве Горемыкина.
В то время начала
свою работу I Государственная дума,
учреждение
шумное, драчливое, оппозиционное к власти. Ни Горемыкин, ни его министры не знали,
как вести себя с депутатами — по преимуществу краснобаями и демагогами, ибо эти министры
никогда не были публичными политиками по причине своей чиновничьей сути. Один
Столыпин был и отменным чиновником, и блестящим оратором, относительно готовым к
обращению с парламентом — совершенно новым явлением в жизни России.
Его речи волновали.
В них были твердость и стойкое понимание как прав, так и обязанностей власти. В
первый раз из министерской ложи на думскую трибуну поднимался министр, который не
уступал думским ораторам в умении выражать свои мысли. С Думой разговаривал не
выскочка-чиновник, а государственный муж. Очень скоро стало ясно, что правительству с
Думой не ужиться, для власти она была слишком левой. Камнем преткновения стал
аграрный вопрос.
Правительство повело
дело к разгону I Думы. Решившись на этот шаг,
оно обставило его различными мерами предосторожности. Имея на руках царский
манифест от 8 июля о роспуске Думы, Столыпин, на которого была возложена эта миссия, по телефону известил
председателя Думы Муромцева
о своем намерении выступить на очередном ее заседании 9 июля, в
понедельник. Но уже накануне, в воскресенье,
Таврический дворец, где она заседала, был оцеплен войсками.
В июле 1906 года
Столыпин был назначен председателем Совета министров. Портфель министра
внутренних дел оставался у него, что означало беспрецедентную концентрацию власти в одних
руках. С первых же дней премьерства Столыпин зарекомендовал себя жестким
администратором и искушенным политиком. Были пресечены попытки собравшихся в Выборге депутатов
разогнанной Думы обратиться к народу с призывом к гражданскому неповиновению.
Подавлены восстания
моряков и солдат в Свеаборге и Кронштадте, так же как и попытки рабочих поддержать
эти выступления забастовкой.
Решительность в
проведении репрессивного курса сделала Столыпина кумиром правящей элиты. Его авторитет
особенно
подскочил после покушения на него самого, совершенного эсерами-максималистами 12 августа 1906 года. Убийцы
взорвали две мощные бомбы в приемной премьера на
его даче. Были убиты 27 человек из числа посетителей и прислуги, в том числе и трое покушавшихся. Тяжелое
ранение получила четырнадцатилетняя дочь Столыпина, ранен был и его трехлетний сын. Кабинет, где Столыпин в
то время находился, не пострадал,
только чернила на столе премьера были
разбрызганы взрывной волной.
Покушение потрясло
Столыпина. Как вспоминают современники, он заметно изменился даже внешне.
Меры борьбы с революционными выступлениями стали еще жестче. По свидетельству Витте,
когда Столыпину напоминали, что он раньше рассуждал вроде бы иначе, был мягче, тот
отвечал: «Да, это было до бомбы на Аптекарском острове, а теперь я стал другим человеком».
19 августа 1906 года
в чрезвычайном порядке был принят указ о введении военно-полевых судов.
Судопроизводство, проводившееся строевыми офицерами, должно было завершаться в 48 часов,
приговор приводился в исполнение через 24 часа. Жестокость армейских чинов
достигла таких масштабов, что даже военный министр Редигер
возмутился действиями Столыпина.
Но постепенно в
установках Столыпина появляются поправки, он становился ровнее, вдумчивее. Его
прежний принцип
— сперва успокоение, потом реформы — существенно изменился. Он все больше
склонялся к мысли об одновременности этих действий. Понимал, что времени нет, что
обстановка в стране обостряется, а репрессии не приносят желаемого эффекта.
Столыпин формулирует свой новый курс следующим образом: «Если заняться
исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия,
а не причину... если обращать все творчество правительства на
полицейские мероприятия — это будет признаком бессилия правящей власти». Это
был уже другой Столыпин, испытавший горький опыт силовых решений, переживший трагедию
собственной семьи.
В полном виде
правительственную программу
премьер изложил в своем первом выступлении во II Думе 6 марта 1907 года. Он говорил депутатам: «В странах с установившимся
правительственным строем отдельные законоположения являются в
общем укладе законодательства естественным
отражением новой назревшей потребности и находят себе место в общей системе государственного распорядка... Не то, конечно, в стране, находящейся в
периоде перестройки, а следовательно,
брожения...»
Еще раз обращаю
внимание читателя на слово «перестройка» в этих столыпинских
рассуждениях. В России, по Столыпину, при выработке новых законопроектов надо думать, прежде всего,
о том, чтобы они не отозвались губительным образом на благе страны. Все
законодательные предположения должны быть подчинены единой идее, каковой является создание тех
«материальных норм», в которые должны воплотиться новые правоотношения, вытекающие из реформ и приносящие блага людям.
Столыпин признавал
декларативность ряда важных правительственных постановлений. Некоторые
гражданские свободы, провозглашенные манифестом 17 октября (в сущности,
манифест был первой демократической конституцией России), — свобода слова, собраний,
печати, союзов, вероисповеданий, имели характер временных правил, так и не подтвержденных
законодательно; другие — неприкосновенность личности, жилища, тайна корреспонденции
— оставались ненормированными вообще. Этот комплекс вопросов, подлежащих
разработке и законодательному утверждению, должен, по мысли Столыпина,
составить правовую базу общества.
Другой важнейшей
проблемой России премьер назвал реорганизацию и совершенствование системы
местного управления и самоуправления. В законопроектах для Думы предусматривалось
укрепление губернского и уездного административного звена — расширение полномочий
губернаторов, замена уездных предводителей дворянства начальниками уездов, ликвидация
скомпрометировавших себя земских начальников и замена их участковыми
комиссарами.
В области местного
самоуправления предполагалось ввести земство в Прибалтике, Западном крае и
Польше, несколько расширить компетенцию земских управ, создать в качестве низшего
административно-общественного звена всесословную земскую организацию, а также
образовать особые поселковые управления в крупных селах и поселках, где проживало и некрестьянское население.
Столыпин упорно
укреплял вертикаль власти, но одновременно расширяя полномочия власти на местах.
Предполагалось
реформировать правоохранительную систему. Общая полиция сливалась с жандармскими
управлениями, с которых снимались функции политического дознания. Последние
передавались следственным органам. Согласно законопроекту о местных судебных органах,
отменялись судебные функции земских начальников и волостных судов. Вновь предлагалось
ввести институт мировых судей. Предусматривался допуск адвокатов на стадии
предварительного следствия.
Правительство планировало
провести совместную с общественными учреждениями (земствами, городскими управами)
реформу образования на принципе доступности, а затем и обязательности
начального образования, при непрерывной связи низшей школы со средней и высшей, с
законченным
кругом знаний на каждой ступени
обучения, создание широкой сети
профессиональных учебных заведений, дающих в то
же время необходимый минимум общего образования.
Такова была в общих
чертах программа столыпинского кабинета. С такой
программой ни в царское, ни в советское, ни в посткоммунистическое
время не выступал ни один государственный лидер. Поражаешься ее глубине и масштабности, доступному и
образному изложению, а главное, комплексности, всеохватывающему
подходу к решению проблем.
Меня, как учителя,
восхищает столыпинский подход к народному
просвещению. Большевики лгали, что Россия была сплошь неграмотной: в начале века 75
процентов населения империи
имело то или иное образование. Столыпин, а отнюдь
не Ленин, ввел обязательное начальное образование — «Всеобуч». Ленин, как он
сам говорил, «экономил даже на школах».
Патриот Столыпин, в отличие от Ленина, на школы денег не жалел. Всего за три года (1908—1910) Столыпин увеличил
расходы на народное образование в четыре раза!
В церковно-приходской
школе, что в селе Введенском, где я учился, а в церкви этого села был крещен,
учительница, как рассказывал мой отец, при «проклятом» царизме заказывала себе наряды
в Петербурге, а вот при советской власти — нищенствовала. У меня до сих пор
хранится Евангелие, врученное отцу этой учительницей за примерное поведение и хорошую учебу.
Иван Павлов, Дмитрий
Менделеев, Петр Капица, Леонид Канторович, Николай Семенов, Николай и Сергей Вавиловы, Игорь Сикорский,
Андрей Туполев и другие гении России учились в царских реальных училищах и
гимназиях. Их подготовка соответствовала любому, самому высокому мировому уровню.
Программная речь
Столыпина, выдержанная во властном, резком тоне, явно провоцировала левых
депутатов на ответные заявления в том же духе. Так и произошло. И тогда премьер занял
открыто конфронтационную позицию по отношению к «левым силам». Поднявшись на
трибуну, он с неприкрытой угрозой заявил:
«Эти нападки
рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич воли и мысли, все они сводятся к
двум словам: «Руки вверх». На эти два
слова, господа, правительство с
полным спокойствием и сознанием своей правоты может ответить тоже двумя словами: «Не запугаете!»
Основным пунктом расхождений оставался
аграрный вопрос. Левое и либеральное думское
крыло требовало отчуждения помещичьих
земель в той или иной форме. Правительство
упрямилось. Выступая в Думе 10 мая 1907 года, Столыпин отверг и радикальный проект трудовиков, и
компромиссный вариант кадетов, так
как считал, что оба проекта ведут к
«социальной революции». Перераспределение земель он допускал лишь путем скупки государством продаваемых помещиками земель и перепродажи их крестьянам.
Главным направлением
аграрной политики, подчеркивал Столыпин еще и еще раз, должно быть освобождение крестьян от тисков
общины и закрепление уже существующих наделов в личной собственности. Осознавая
сложность проблемы,
он говорил о постепенности и осторожности в решении этого вопроса. Столыпин
решительно отвергал национализацию земли, как подрывающую устои государственности, исторические и
культурные традиции народа. В заключение своего выступления он произнес в
адрес радикалов фразу, ставшую хрестоматийной: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна
великая Россия».
Нынешние противники
реформ в России ссылаются на эту крылатую фразу Столыпина, но по невежеству или умышленно умалчивают о
контексте, в котором она была произнесена. А речь-то шла о введении частной
собственности на землю, в которой Столыпин видел спасение России от
революционного хаоса.
Конечно, премьер был
противоречив, как и само время. С одной стороны, он ставил целью сохранить те начала, которые были положены в основу реформ императора
Николая II, и создать правовое государство.
Признавалось целесообразным и неизбежным существование высших представительных учреждений —
Государственной думы и Государственного совета, формально наделенных монархом законодательными функциями. На деле же Столыпин демонстрировал
весьма сомнительную позицию, когда речь шла о положении законодательных учреждений в системе власти. Когда
обнаружилось, что соотношение сил и
во II Думе не устраивает
правительство,
что конфликты неизбежны, премьер стал готовить разгон и этой Думы. Она была распущена
3 июня 1907 года. Вскоре был опубликован новый избирательный закон. Эти события вошли в
историю под названием «третьеиюньского государственного переворота», инициатором и исполнителем которого был Столыпин.
Новая Дума, начавшая работу в ноябре 1907
года, по своему составу отличалась от
предшествовавших. Представительство
от крестьян и рабочих было значительно сокращено. Уменьшилось число депутатов из национальных районов
(Польша, Кавказ). Население десяти
областей и губерний азиатской России
вообще было лишено избирательных прав по причине «недостаточного развития
гражданственности».
Выступая перед III Думой 16 ноября 1907 года, Столыпин вновь на первый план выдвинул аграрную реформу, фактически уже
вступившую в фазу реализации. Но и на этот раз действия правительства вызвали резкую критику некоторых депутатов, обвинявших власть в государственном
перевороте, в установлении режима восточной деспотии, полицейского произвола и насилия, в резком повороте к
национализму. Многие из этих упреков
надо признать справедливыми. В конечном
же счете в Думе сформировалось такое соотношение сил, которое позволяло Столыпину находить пути реализации своей
программы.
Так творилась новая история России.
Господи! Какое же это
было время! Лев Толстой порадовал мир «Хаджи Муратом» — величайшим художественным шедевром. Бунин,
Чехов, Блок, Куприн, Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Станиславский, Качалов,
Шаляпин, Серов, Репин, Суриков, Павлов, Вернадский, Мечников... Россия развивалась
невиданными темпами, импортировала все меньше и меньше, экспортировала все
больше и больше. Крепкие финансы, передовая наука. Философы публикуют «Вехи» — новое слово
в познании человека и его предназначении на этой земле.
Кто мог подумать, что через 8—10 лет все
пойдет прахом? Российское общество крайне
легкомысленно отнеслось к предупреждениям Столыпина о смертельной опасности для
России нового революционного бунта.
Ради исторической
справедливости хочу подчеркнуть, что столыпинские реформы начались не с
белого листа. Проблема частной собственности на землю в российской деревне активно обсуждалась
еще в XIX веке. Более того, при Александре II она получила свое законодательное разрешение. По замыслу авторов
реформы 1861 года крестьянин получал право на выкуп своего надела, после чего
становился собственником земли и мог выйти из общины. Однако власти, особенно местные,
держались за общину обеими руками. Власти всячески тормозили процесс выкупа
земли: за 45 пореформенных лет из общины смогли выйти лишь 145 тысяч хозяев.
Поражаешься энергии и
целеустремленности Столыпина. Актами от 12, 27 августа и 19 сентября 1906 года Крестьянскому банку
передавались для продажи крестьянам участки казенной земли в европейской России и Сибири.
Затем указом
от 5 октября отменялись некоторые существенные ограничения в правовом статусе
крестьян. В частности, устранялись ограничения при поступлении на государственную службу и в учебные
заведения; предоставлялось право свободного получения паспортов и выбора места
жительства; снимались препятствия к уходу крестьян на заработки; отменялись пункты
законодательства, запрещавшие семейные разделы; зажиточные крестьяне, купившие землю, могли участвовать в земских выборах по курии землевладельцев
и т. д.
Особую известность
получил указ от 9 ноября 1906 года о праве выхода крестьян из общины и закреплении
надельных земель в личной собственности. Такое решение означало коренную ломку
крестьянского уклада жизни. Первая статья указа устанавливала, что каждый
домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может потребовать передачи причитающейся ему
части земли в личную собственность, Земля могла продаваться, покупаться и
закладываться, правда, в ограниченных рамках.
Столыпин сделал
аграрную реформу осью всей своей политики, рассчитанной на модернизацию
социально-экономического и политического строя империи. Закон, принятый 14 июня 1910 года,
подтверждал еще и еще раз, что крестьяне имеют право свободного выхода из
общины, но теперь с автоматическим закреплением надела в личной
собственности.
Крестьянский банк
получил возможность не только содействовать крестьянам в приобретении земли,
но и выдавать
ссуды для организации хозяйства под залог надельных земель. Трудолюбивая часть
крестьян охотно пользовалась дешевыми кредитами, быстро богатела, укрепляла
свой правовой
и общественный статус, более активно участвовала в органах земского
самоуправления, что позволяло постепенно устранять наиболее архаичные функции общины.
Население России,
особенно сельской, росло высокими темпами, увеличивалась средняя
продолжительность жизни. В условиях малоземелья Столыпин двинул крестьянство на Восток, как говорили
в старину, «встречь солнцу». Богатство России, о чем
мечтал еще Ломоносов, динамично стало «прирастать Сибирью». Алтай, вся южная Сибирь,
Приморье покрылись тысячами зажиточных сел и деревень.
Без всякого преувеличения
надо сказать, что Столыпин избавил крестьянство от остатков крепостничества, завершив тем самым реформу
Александра И. Великий реформатор делал все возможное, чтобы, говоря его
словами, «дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от кабалы отживающего
общинного строя».
Сталинская
коллективизация вновь загнала деревню в крепостничество. Более жестокое, чем во
времена классического феодализма. Крестьяне лишились своей земли, паспортов, права выбора
места жительства, зажиточные хозяева были поголовно уничтожены, а Столыпин облит
грязью. Было совершено величайшее преступление, направленное на уничтожение России.
При Витте и Столыпине
впервые за всю свою тысячелетнюю историю Россия быстро становилась процветающей
страной. Адекватно времени, разумеется. Промышленное производство
увеличилось почти в два раза. Началось строительство метро. Всюду открывались
школы, гимназии, реальные и профессионально-технические училища. Страна была завалена
продуктами питания, товарами потребления. Лучшие в Европе магазины были не
только в Париже и Лондоне, но и в Петербурге и Москве. Невиданными в мировой практике темпами
прокладывались железные дороги.
Коснусь еще одной
темы, весьма деликатной в общем контексте характеристики этого человека. Я
имею в виду его деятельность в качестве полицейского. Об этом написано много всякой ерунды.
Как я себе представляю, Столыпин, как никто, знал безответственность
революционеров, их террористическую суть, разрушительную психологию. Говоря его
же словами, он хорошо отличал кровь на руках хирурга от крови на руках бандита.
Кстати, об «ужасах» столыпинского террора: в 1906 году казнено 1102
осужденных, в 1907 году — 1139, в 1908 году — 771, в 1909 году— 129, 1910 году— 73.
Хочу подчеркнуть, что казнили конкретных убийц и конкретных террористов. Один из этих бандитов
в Одессе бросил бомбу в офицера — погибли десятки невинных людей. Покушаясь на
Столыпина, тоже убили десятки людей. Индивидуальный террор стал программной задачей
народовольцев, социал-революционеров, анархистов. Ленин вытворил термин «массовидность
террора», организовал гражданскую войну, в которой погибли миллионы. Столыпин
в свое время предотвратил реальную угрозу такой войны.
Иными словами, режим
«реакционера» Столыпина казнил менее 4000 человек. Заметьте, убийц.
Ленинско-сталинский режим насильственно лишил жизни не менее 25 000 000 ни в чем не повинных людей. Да еще в организованных Лениным и Сталиным войнах
погибли десятки миллионов.
Возвращаясь к
аграрной реформе, надо сказать, что сколько-нибудь существенно подорвать
значение общины в деревне не удалось. И все же она треснула. В сельском хозяйстве
происходили глубокие
структурные сдвиги. Заметно выросли объемы сельскохозяйственного производства,
его товарность, увеличились урожайность,
использование машин, искусственных удобрений. В 1913 году сбор хлеба
достиг 5 млрд. пудов (против 3 — в 1900). Вдвое выросли крестьянские накопления в государственных сберегательных кассах,
почти в десять раз увеличилось число
разного рода кооперативов.
Экономический курс столыпинского кабинета обострил противоречия как между
правительством и обществом, вернее — с частью его, так и внутри правящей
элиты. Реализация этого курса не устраивала помещичьи крути, поскольку реформы
непосредственно задевали их интересы. Леворадикальные силы видели, что реформы
суживали возможности революционной перспективы. Либералов не устраивала попытка совместить
представительный строй с самодержавием, что вело, по их мнению, к сужению
завоеванных демократических свобод. Как и всегда в России, все куда-то торопились, не очень
понимая, куда и зачем.
Упорную борьбу против
выходцев из общины вели сами общинники. Крестьянская борьба против выселенцев проявлялась и в давлении на
них со стороны сельских сходок, и в прямых нападениях на хутора, в их поджогах.
Как и сегодня: колхозы яростно преследуют фермеров.
Патриархально-общинные
пережитки в сознании и поведении крестьян, взгляды на землю как «на дар Божий», который
нельзя «закрепощать», играли тогда ведущую роль в торможении земельной
реформы. Идея всеобщего передела помещичьих и монастырских земель не покидала
крестьян, подогреваемых
левыми партиями, шансы которых в годы войны резко возросли. Именно община в 1917
году поглотила не только помещичьи усадьбы и земли, но и основную массу хуторов и
отрубов.
Опыт разработки и
реализации столыпинских реформ показывает, что
самодержавная власть постоянно запаздывала с преобразованиями. Каждый шаг
вперед, как правило, был вынужденным, диктовался чрезвычайными обстоятельствами и страхом перед
дестабилизацией режима. Когда же прямая угроза революции отступала, правящие круги
стремились побыстрее свернуть реформы. Особенно активно выступали против
реформ местные власти.
Конец 1907-го — начало 1908 года — период
фронтального наступления дворянства на
реформы Столыпина. Тон критики
становился все развязнее, обвинения в адрес правительства — все жестче, вплоть до того, что правительство сознательно разрушает государственные устои
России.
Уже в январе 1908
года начали распространяться слухи о возможной отставке главы правительства.
Столыпину не суждено
было увидеть плоды своего великого труда. В конце августа — начале сентября 1911 года в
Киеве
состоялись торжества по случаю открытия памятника Александру И. Приехал туда и
царь с семьей и свитой. Развязка наступила неожиданно: 1 сентября в киевской опере в
присутствии императора Столыпин был смертельно ранен провокатором Богровым
и 5 сентября скончался. Был ли убийца революционером или агентом охранки, о чем до сих пор спорят исследователи,
не столь важно: политически Столыпин стал жертвой и «правых» и «левых».
Убили великого сына
России. Он сумел понять, в какую сторону должна двигаться страна. Его, как и
любого реформатора на Руси, ненавидели, ибо он замахнулся на интересы умирающих
экономических и политических сил, тормозивших движение России в будущее, нормальное
будущее.
В 1915 году, в разгар
первой мировой войны, крестьянская реформа была приостановлена. Община устояла в борьбе
с частной собственностью. Временное правительство под натиском люмпенской
демагогии снесло памятник Столыпину в Киеве, чем как бы поставило крест на его
великих реформах.
В этом очерке о
Столыпине нет открытий. Факты известны. Я хотел лишь подчеркнуть, что Россия
имела практический шанс уберечься от разрушительной смуты октября 1917 года,
закрепиться на пути правового и процветающего государства. Столыпин
страстно этого хотел и видел реальные пути преобразований в стране.
Но закостенелость
самого строя, убогость дворянского мышления, патриархальная твердолобость общинного крестьянства, демагогическая сердобольность
интеллигенции, никогда не умевшей
заглянуть за горизонт, авантюризм разномастных революционеров — все
это, вместе взятое, и определило
незавершенность столыпинских реформ и, как следствие,
привело к войне, революции и контрреволюции, к государственному террору,
разрушивших Россию.
Москва, 2003. Тираж
5000 экз.
----------------------------------------------
Из биографии автора
ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич
В
1985 г., в бытность М.С.Горбачева секретарем ЦК КПСС, стал заведующим отделом
пропаганды ЦК КПСС. В 1986 стал членом ЦК КПСС, секретарем ЦК, курирующим
вопросы идеологии, информации и культуры, на июньском (1987 года) пленуме -
членом Политбюро.
С
марта 1990 по январь 1991 Яковлев
А.Н. был членом Президентского совета СССР. На следующий день после назначения
на этот пост подал заявление о выходе из состава Политбюро и сложил с себя
обязанности секретаря ЦК.
С 1984 - член-корреспондент, с 1990 -
действительный член Академии наук СССР.
После
роспуска Президентского совета был назначен советником по особым поручениям
Президента СССР. Подал в отставку с этого поста 29 июля 1991. 18 апреля 1991
направил письмо Горбачеву, в котором предупреждал о возможности
государственного переворота. 15 августа 1991 Центральная Контрольная комиссия
КПСС рекомендовала исключить Яковлева
из рядов КПСС за выступления и действия, направленные на раскол КПСС. 16
августа Яковлев заявил о своем
выходе из рядов коммунистической партии.
В
конце сентября 1991 был назначен членом Политического консультативного совета
при Президенте СССР. В конце декабря присутствовал на встрече Горбачева с
Ельциным, когда власть формально была передана от президента СССР президенту
России. После ликвидации СССР с января 1992 занимал пост вице-президента Фонда
социально-экономических и политологических исследований ('Горбачев-фонда').
В
конце 1992 Яковлев был назначен
председателем Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации
жертв политических репрессий. За время работы Комиссии Политбюро ЦК и Комиссии
при Президенте России было реабилитировано более четырех миллионов граждан -
жертв ленинских и сталинских репрессий. Одновременно в течение 1993-1995 Яковлев возглавлял Федеральную службу
по телевидению и радиовещанию и Государственную телерадиокомпанию 'Останкино'.