Три ипостаси Христа и тайна распятия

 

Некоторые авторы публикуют свои интерпретации евангельской истории, исходя из собственных национальных симпатий и предпочтений (например, в последнее время  часто подвергается сомнению этническая принадлежность Иисуса). А для нас важно добросовестное исследование первоисточников. Только так и надо работать, особенно в области религиозной. И тогда откроется много сокровенного, в том числе и тайна Христова.

Итак, если канонические книги Нового завета являются общепризнанными, то мы должны исходить из того, что сказано в них.

 

1. О рождении Иисуса:

Иисус был «от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3), «от израильтян по плоти» (Рим. 9:5), Он «воспринял семя Авраамово», иудейскую плоть и кровь. (Евр. 2:14)

Евангелист Матфей приводит родословную Иисуса по плоти: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова…» (Мф. 1:1).

Ангел Гавриил сказал Деве Марии из рода Давидова: «…Даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его». (Лк. 1:32)

Однако по духу Спаситель был не от Иеговы, а от Духа Святого: «Чада Божии ни от крови, ни плоти, но от Бога родились» (Ин. 1:13), «родил нас Бог словом истины» (Иак.1:18). И, как следует из Евангелия, Христос вовсе не ценил свое кровное родство, признавая лишь родство по Святому Духу. (Мк.  3:31)

Апостол Павел тоже писал: «Я… преуспевал в Иудействе… Когда же Бог [Дух Святой]… благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с [иудейской] плотью и кровью…» (Гал. 1:14). По словам Павла, «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». (1Кор. 15:50)

 

2. Об обрезании Иисуса:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус… Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа [Иеговы], как предписано в законе Господнем [Иеговы], чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложе сна, был посвящен Господу [Иегове]…» (Лк. 2:21).

В иудаизме обряд обрезания был установлен как знамение вечного завета Иеговы с Авраамом и его потомками, а затем повеление об обрезании было повторено Моисею. (Быт. 17:10-12; Исх. 12:444 Лев. 12:3; Ин. 7:22)

Согласно ортодоксальной версии, через 12 дней после Рождества, то есть  когда над Иисусом уже было совершено обрезание, в Иерусалим пришли волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели его звезду на востоке [то есть звезду Царя Иудейского! А.Б.] и пришли поклониться Ему». (Мф. 2:2)

Вифлеемская звезда Иисуса Царя Иудейского означает для верующих исполнение пророчества Валаама о Мессии: «Говорит [Валаам] слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его [Всевышнего], но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… Израиль явит силу свою… Происшедший от Иакова овладеет городами и народами…» (Числа 24:15)

Итак, после обрезания у Христа появились имена и титулы: Иисус, полное – Иегошуа («Спасение Иеговы»); Христос Господень, то есть Помазанник Иеговы; Царь Иудейский, Назорей, Господь Бог Израилев (Лк. 1:15-17), «сын» Иеговы (Лк. 2:42).

Знамение рождения Царя Иудейского – вифлеемская восьмиконечная звезда (Денница).

В чем же смысл обрезания Иисуса?

Вот что пишет Апостол Павел: «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены [Марии], подчинился [Моисееву] закону, чтобы искупить подзаконных [иудеев]…» (Гал. 4:1-5). Вспомним, что мужу Марии Иосифу Ангел сказал, что Иисус «спасет людей Своих [иудеев] от грехов их». (Лк. 1:26)

Согласно каноническим книгам Нового Завета, Бог истинный Дух Святой послал Сына Своего к «погибшим овцам дома Израилева», чтобы «разрушить дела диавола», взыскать и спасти погибшее, а также всех рассеянных чад собрать воедино. (Мф. 10:6; 15:24; 18:11; Ин. 11:52; 1Ин. 3:8) Для этого Спаситель воплотился среди иудеев – родился «от израильтян по плоти», «от семени Давидова по плоти», воспринял «семя Авраамово», иудейскую плоть и кровь. Павел писал евреям: «…Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные [плоть и кровь], дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех [иудеев], которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не [сияющую природу] Ангелов восприемлет Он [Иисус], но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи [иудейского] народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». (Евр. 2:14)

Чтобы искупить иудеев, находящихся под клятвою Моисеева закона,  который гласит: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге [Моисеева] закона»), Иисус сначала подчинился этому закону. Для этого Он был подвергнут обрезанию, был назван также Царем Иудейским, Помазанником Иеговы («Христом Господним»). Одним словом, Иисус стал своим для иудеев, дабы они поверили в Него и проповедуемое Им учение, ибо еще во времена Апостолов действовал запрет Иеговы не сообщаться и не сближаться с иноплеменниками. (Деян. 10:28)

И в течение 30 лет, до самого крещения, Иисус был под иудейским законом, посещал иудейский храм, соблюдал иудейские праздники и обряды, о чем говорится в Евангелии. А чтобы привлечь иудеев к Себе, Иисус во время Своего служения, для большего правдоподобия, даже назвался именем «Сущий», как бог Израилев: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». (Ин. 8:24)

 

3. О крещении Иисуса:

Крещение Иисуса водным крещением покаяния совершилось, когда ему было около 30 лет. И когда выходил Иисус из воды, Дух Святой нисшел на Него, и «голос с небес прозвучал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Иисус здесь назван Сыном Святого Духа. Дальнейшие слова «Тебя сегодня я породил» были вычеркнуты из текста Евангелий, но они сохранились в одном из самых значительных манускриптов V века, в кодексе D, а также в некоторых малых кодексах, в псалме Давида 2:7, в цитатах многих отцов церкви. Согласно Епифанию, эти слова можно было прочитать в Евангелии эбионитов, в несколько иной форме – в Евангелии назореев.

В чем же каялся Иисус? Очевидно, в подчинении Моисееву закону – «закону греха и смерти», «закону заповеди плотской», который Он затем упразднил Своим учением.

С крещения у Иоанна Крестителя евангелист Марк начинает свое «Евангелие Иисуса Христа Сына Божия» (Мк. 1:1).

Итак, после крещения к прежним титулам Христа прибавился титул «Сын Божий»: Сын истинного Бога – Святого Духа (напомним, что Бог Зороастра также называется «истинным» и «Духом Святейшим»).

Отныне у Иисуса уже три ипостаси:

1) Сын Человеческий из рода Давидова;

2) сын (и раб) Иеговы, Царь [Бог] Иудейский, Царь Израилев;

3) Сын Божий –  Сын истинного Бога Святого Духа.

Однако, не желая обнаруживать своего отношения к этим титулам, Сам Христос называет Себя преимущественно Сыном Человеческим.

Все вместе три ипостаси Иисуса названы в следующем эпизоде.

«…Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: …увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо [духовный мир] отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих [по лестнице совершенствования] к Сыну Человеческому». (Ин. 1:35-51)

Итак, в этом эпизоде уже смешаны все три ипостаси Иисуса Христа: 1) Сын Человеческий; 2) Царь Израилев – сын и помазанник Иеговы; 3) Сын Божий.

Согласно каноническому Евангелию, Иисус, уча и исцеляя народ, на втором году служения открывает иудеям, что Он Сын Бога, которого они никогда не видели и голоса Его не слышали, не знают ни Отца, ни Его Самого:

«И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела [исцелял больных] в субботу [в которую запрещалось заниматься делами, так как она посвящалась Иегове]. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: …Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня... А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал… Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». (Ин. 5:16)

«Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня…» (Ин. 7:10-42)

Как некогда его предшественник Зороастр, Иисус говорил о двух богах –  Своем истинном Боге-Отце, которого иудеи не знают, и боге–отце иудеев, которого Он называет диаволом:

«…Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: …Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня… Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моеговы от нижних, Я от вышних; вы от [ветхого] мира сего, Я не от сего [ветхого] мира… Пославший Меня есть ИСТИНЕН… Сие Он говорил им об Отце... Как научил Меня Отец Мой, так и говорю… Ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашегоНа это сказали Ему [иудеи]: мы… одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня… Ваш отец диавол… он человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины… Он лжец и отец лжи». (Ин. 8:9)  NB: Иегова – не только лжец, но и «отец лжи», то есть отец ложного Христа, о котором предупреждал Павел.

Но при этом Иисус, входя в Иерусалим, покорно разыгрывает перед народом роль Царя Иудейского, «да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

 

4. О распятии Христа:

Теперь мы подошли к главному – вопросу о том, что же знаменует распятие Христа. «На сей час Я и пришел… Ныне суд [ветхому] миру сему; ныне князь [ветхого] мира сего изгнан будет вон… сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». (Ин. 12:20-33)

Распятие Христа совершилось под Пилатовой надписью «INRI»: «Пилат же написал и надпись [означающую вину Его], и поставил на кресте [над головою Его]. Написано было: Иисус Назорей Царь Иудейский по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал».

Итак,  Христос был распят как Царь Иудейский.

О тайне распятия намеками писали Апостолы, посвященные в тайну Христову.

Пётр – иудеям: Христос «грехи наши [иудеев] Сам вознес Телом Своим [Плотью] на древо» [под надписью INRI] (1Пётр. 2:24).

Павел – римлянам: «Бог [истинный] послал Сына Своего в подобии [иудейской] плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти». (Рим. 8:1-3) Иисус, повторим, был от израильтян по плоти.

Павел – колосянам: «Бывшее о нас [иудеях] рукописание [Моисеева закона], которое было против нас, Он [Христос] взял его и пригвоздил к кресту». (Кол.  2:14)

Павел – римлянам: «Ветхий наш человек распят с Ним [как Царем Иудейским], чтобы упразднено было тело греховное…» (Рим. 5:6)

Павел – галатам: «Крестом… Христа… для меня [ветхий] мир распят…» (Гал. 6:14) Павел – римлянам: «Вы, братия мои, умерли для [Моисеева] закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвыхНыне, умерши для [Моисеева] закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве». (Рим. 7:4)

Павел – галатам: «А все, утверждающиеся на делах [Моисеева] закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге [Моисеева] закона… Христос искупил нас [иудеев] от клятвы [Моисеева] закона [гласящего: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в законе»], сделавшись за нас клятвою, ибо написано [в Моисеевом законе]: «проклят всяк [преступник], виcящий на древе [кресте]». (Гал. 3:10) (То, что переведено на русский язык словом крест, по-гречески есть ксюлон – дерево, или стаурос – столб.)

А написано в Моисеевом законе о «висящем на древе» следующее: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». (Втор. 21:23)

Повторим, что Сын Божий Христос Телом Своим пригвоздил к кресту свою временную ветхую ипостась – сына и помазанника Иеговы Царя Иудейского.

«Кто Мне служит, Мне да последует», – говорил Христос. Отсюда «возьми крест свой и последуй за Мною» значит: распни, умертви в себе самом свое ветхое, низшее, плотское «я» с его лукавым духом, совлеки с себя ветхого человека с его грехами и делами, обновись Духом Святым и облекись в нового, совершенного человека – Сына Божьего.

Павел – галатам: «Я сораспялся Христу… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал. 2:19; 5:24)

Павел – коринфянам: «Отныне [после распятия и воскресения Иисуса] мы никого не знаем по плоти; если же [прежде] и знали Христа [иудеем] по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое». (2Кор. 5:15)

Павел – колосянам: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание [стяжательство]… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового [человека]… где нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос». (Кол. 3:1, 9)

Павел – ефесянам: «[Во Христе] вы научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего [обновиться Духом Святым] и облечься в нового человека…» (Еф. 4:21)

Павел – римлянам: «Во Христе живут не по плоти, но по духу [Святому]» (Рим. 8:1). «[Иисус Сын Человеческий]… родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим [по духу] через воскресение из мертвых». (Рим. 1:3)

Пётр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив [воскрес] духом». (1Пет. 3:18)

Павел – колосянам: «Если вы воскресли [из мертвых = смертных] со Христом, то ищите горнего [т.е. высокого]… о горнем [высоком] помышляйте, а не о земном». (Кол. 3:1)

Христос жизнью Своей показал путь эволюции (совершенствования) – от ветхого человека до нового человека, Богочеловека и Бога.

*          *           *

В заключение приведем отрывок из нецензурированной версии вавилонского Талмуда, где упоминается проповедник по имени Йешу, которого еврейские исследователи отождествляют с Иисусом из Назарета. Вот как иудеи характеризовали проповедь Иисуса и Апостолов:

«А потом возникла другая новая секта. Которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии противоречий в нашей Торе [Моисеевом законе].

Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Ее глава коварно замыслил объявить себя новым пророком и создать новую веру помимо божественного учения – Торы, и провозглашал публично, что оба учения – от Бога. Целью его было заронить сомнения в сердца наши и посеять в них смятение.

Тора едина, а его [Христа] учение – ее противоположность. Утверждение, что оба учения от единого Бога, направлено на подрыв Торы. Изощренный замысел этого весьма дурного человека отличался необыкновенным коварством: вначале попытаться извести своего врага так, чтобы самому остаться в живых; но если все старания останутся напрасны, предпринять попытку погубить своего врага ценой собственной гибели.

Злоумышленник этот был Йешуа из Ноцратаеврей. Хотя отец его был нееврей и только мать была еврейка, закон гласит, что родившийся от нееврея (даже раба) и дочери Израиля – еврей. Имя же, которым его нарекли, потворствовало его безмерной наглости. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению ее и всех ее заповедей и допускало нарушение всех ее предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал.

Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают…» (Рамбам, ч. 1. Послание в Йемен, или Врата Надежды.  Интернет).

--------------------------------------- 

Подробнее об этапах жизни Христа и соответствующих стадиях роста его последователей – от «младенцев» до новых, совершенных людей, сынов Божьих -  см. в работе «Тайна Христова и начало Эры Огня. Простая вера и тайное знание» http://www.hrist-commun.ru/zhicly_3.htm

 

Бусел А.И.

На главную страницу