А.И. БУСЕЛ
ХРИСТИАНСТВО
И МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ:
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ
МОСКВА 1999
Что есть истина? Где корни коммунизма?
ТОРЖЕСТВО ЛЖИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ. ГУМАНИЗМ
РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 14-16 ВЕКОВ В ХРИСТИАНСТВЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
КРИТИЧЕСКИ-УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – ПРЕДТЕЧА НАУЧНОГО КОММУНИЗМА
СОЗДАНИЕ "ПАРТИИ ПЕРЕВОРОТА"
РОССИЯ АПОКАЛИПСИСА: ДВА ПРАВОСЛАВИЯ
"ДУХ ЕСТЬ ИСТИНА". ЧТО ЕСТЬ ДУХ? "ТАЙНА ЕСТЬ ХРИСТОС В НАС"
РОССИЯ: ПУТЬ К СПАСЕНИЮ
ПРИМЕЧАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ЗАДАЧИ И ТАЙНЫ ЕВАНГЕЛИЯ .
Три важнейшие задачи поставлены в Новом завете перед человечеством:
- ДОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВА: будьте совершенны, возрастайте в НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, человека СОВЕРШЕННОГО. Любовь есть совокупность совершенства. "О сем-то и молимся, о вашем совершенстве", - пишет Ап. Павел и обязывает "представить всякого человека совершенным во Христе". Учение о совершенстве рассыпано по всем книгам Нового завета.
- ПОЗНАТЬ БОГА ИСТИННОГО И ИСТИННОГО ХРИСТА, ТАЙНУ БОГА И ОТЦА И ХРИСТА, РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО, БОГА И ДИАВОЛА: "Истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете", - говорит Христос иудеям. - "Ваш отец диавол, нет в нем истины, он лжец и отец лжи". Имя Бога истинного Христос открыл только Апостолам: "Я открыл Твое имя человекам, которых Ты дал Мне от мира... мир Тебя не познал... не познали ни Меня, ни Отца".
- ПОЗНАТЬ ИСТИНУ: "Спаситель наш Бог хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины". Истина была открыта только Апостолам: "Отче, Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их... Слово Твое есть истина". Иудеям Христос говорит: "Если пребудете в слове Моем, познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Познать же истину миру предстояло из нескольких, противоречивых вне библейского контекста, высказываний Христа и Апостолов о законах, совершенстве, спасении. Вот некоторые из них:
2. "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки", - опять говорит Он народу;
3. Закон и пророки утверждаются на сих двух заповедях: "Слушай, Израиль! Господь наш есть Бог единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и т.д. и ближнего твоего как самого себя", - так отвечает Христос фарисеям и законникам;
4 "Закон и пророки до Иоанна Крестителя, с сего времени Царство Божие благовествуется";
5. "Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего как самого себя", - утверждают Апостол язычников Павел, Апостол Иаков. На Тайной Вечере Христос, являя делом любовь к своим сущим в мире, умыл ноги ученикам, давая им пример, чтобы и они делали то же, сказал: "Сия есть заповедь Моя: любите друг друга, как и Я возлюбил вас... Цари господствуют над народами, а вы не так, но кто из вас больше, будь, как меньший, и начальствующий, как служащий. Я уже не называю вас рабами, Я называю вас друзьями... любите друг друга";
6. "Чтобы иметь жизнь вечную, стать совершенным... не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего как самого себя; еще одного тебе недостает: пойди все что имеешь /богатство/ продай и раздай нищим, и последуй за Мною", - так отвечает Христос богатому;
7. "Верующий в Меня имеет жизнь вечную", "Кто будет веровать и креститься, спасен будет", "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа";
8. "Вера без дел мертва", "делами вера достигла совершенства";
9. "Поступай, как написано в законе, чтобы наследовать жизнь вечную: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего как самого себя", - так отвечает Христос законнику, и т.д.
Такое множество вариантов породило в христианстве множество церквей и сект, каждая со своей собственной истиной, избранной по вкусу. Почему же здесь так много кажущихся противоречий?
Прежде всего надо иметь в виду религиозную обстановку, в которой прошлось проповедовать Спасителю: "ОТВЕРГШИЙСЯ ЗАКОНА МОИСЕЕВА, при двух или трех свидетелях, без милосердия НАКАЗЫВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ" /Евр.10:28/. Помня о том, что надо основать новую церковь, Христос вел себя осмотрительно и отвечал мудро. Так как в Моисеевом Пятикнижии есть несколько законов, и сатанинских, и Божьих, в том числе упоминается и новозаветный закон "люби ближнего как самого себя", извращенный сатаной в любовь только к сынам Израиля, то Спаситель, подразумевая то один, то другой, то третий закон, избегал опасности быть уличенным в словах, не прибегая ко лжи. Фарисеям и законникам - ревнителям и толкователям ИУДЕЙСКОГО ЗАКОНА, которые искушали Его вопросами, чтобы поймать в словах, обвинить и предать смерти, Спаситель отвечал заученными словами о МОИСЕЕВОМ ЗАКОНЕ, не вступая в прения, помня об учениках, которых должен был беречь: "Отче, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил..."
Такой же осмотрительной была и проповедь Апостолов. Ап. Иоанн пишет в Послании: "Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его", "а заповедь Его та, чтобы мы веровали в Сына Его Христа и любили друг друга" /1Иоан. 3:23; 5:3/. Но вера без дел мертва: так как вы не позаботились о голодных, жаждущих, бездомных, нагих, находящихся в темнице, то не сделали того и Мне, говорит Христос. Таким образом "любящий другого исполнил закон" /Рим. 13:8-10/.
Речи Апостолов так же туманны, как и Христа, а у Апостола Павла она и вовсе "неудобовразумительна", по выражению Ап. Петра /2Петр.3:16/. И вот что пишет посвященный в тайну Божию Павел: "Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого... Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего... проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную, которой никто из властей века сего не познал... Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею", "всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды... твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".
Распознавание между Истиной и Ложью, Добром и Злом заповедано всеми пророками Божьими. Для этого и дано Священное Писание и различение /в Коране называемое Аль-Фуркан для различения добра и зла/, воспринимаемое в Библии как противоречия или компиляция "Яхвиста" и "3лохиста". Например: Бог, Боги /Эл, Элохим/ и Господь – слово, которым заменялось запретное для произношения имя бога Израилева Яхве; знамение завета с Богом - радуга, знамение завета с Яхве - обрезание /Быт. 9:13; 17:10/; первичные и вторичные скрижали; слова о том, что Моисей со старейшинами видели Бога Израилева - и слова "Бога не видел никто никогда" /Исх. 24:9-11; Иоан.1:8/; заповедь "не убий" - и наущение Яхве "истреби все народы, которые даю тебе"; слова "Бог есть любовь" - и кровожадный, жестокий человекоубийца Яхве; слова Яхве: "кроме меня, нет Бога" - и слова Христа иудеям: "ваш отец диавол"; требование Яхве соблюдать субботу под страхом смерти как завет вечный – и нарушение субботы Христом; признание Яхве Моисею: "Я Сущий являлся Аврааму, Исааку, Иакову с именем Всемогущего, а с именем моим не открылся им" /Исх.6:2-3/ и т.д. - Тексты Библии раздваиваются на "Элохист" и "Яхвист", как отмечают критики Библии, но верующие на это закрывают глаза и затыкают уши, доверяя во всем своим пастырям, хотя Апостолы предостерегают от слепой веры и призывают познать тайну Божию, тайну Христову, открытую им, но сокрытую от мира: "Вам дано знать ТАЙНЫ Царствия Божия, а тем, ВНЕШНИМ, все бывает в притчах", говорил Христос. Связанные этой тайной, Апостолы не могли проповедовать, как должно, были "узниками Христовыми". Вот строки из Посланий Апостолов: "Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг я имею ради вас... и ради всех, кто не видел лица моего и плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания ТАЙНЫ Бога и Отца и Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" /Кол.2:1-3/; "Мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнились познанием воли Его... возрастая в познании Бога" /Кол.1:9-10/, "вспоминая о вас в молитвах своих, чтобы Бог... дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его" /Ефес.1:16-17/; "Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова возвещать нам ТАЙНУ Христову, за которую я в узах, дабы я открыл ее" /Кол.4:3-4/; "ТАЙНУ, скрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в ТАЙНЕ сей для язычников" /Кол.1:24-27/; "Молитесь... и обо мне, чтобы мне дано было слово ... возвещать ТАЙНУ благовествования..." /Еф.6:18-20/; "Возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа" /2Петр.3:17-18/; "Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса" /Фил.3:8/; "Да познаем Бога ИСТИННОГО и да будем в ИСТИННОМ Сыне Его Христе: сей есть ИСТИННЫЙ Бог и жизнь вечная" /1Иоан.5:20/; и наконец: "Будет праведный Суд Божий... явление Господа Иисуса с неба... в ПЛАМЕНЕЮЩЕМ ОГНЕ совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию..."/2Фес. 1:5 -9/. О ТАЙНЕ БЕЗЗАКОНИЯ см. 2Фес.2:2: "Тайна беззакония уже в действии, - писал Ал. Павел, - только не совершится до тех пор, пока не будет взят удерживающий теперь, - и тогда откроется беззаконник,... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи".
Евангелие - это величайшая тайна, которую предстоит познать человечеству. И нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы, говорит Христос.
Процесс познания предполагает диалог между верующими, обмен знаниями, духовным опытом. "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные", - писал Ап. Павел. Однако путь познания стал кровавым путем страданий среди мракобесия, зажимающего рты, вырывающего языки искателям истины, сжигающего их на кострах инквизиции.
Господствующая Православная церковь считает себя владеющей всею полнотою истины, и никому не позволено в этом усомниться. На страже ее правоты, как впрочем, и в католицизме, и в протестантизме, стоят ученейшие богословы, до мозга костей расклевывающие еретиков. И хотя Апостолы призывают познать тайну Божию, тайну Христову, тайну Бога, Отца и Христа, познать Бога истинного и истинного Христа, познать истину, а Христос называет иудейского бога диаволом, - православная церковь назвала Иегову, Бога Израилева, "богом вечным, бесконечным, неизменным, творцом, владыкой и хранителем нравственного миропорядка" и объявила свои догматы /основные положения вероучения/ "истинами богооткровенными, вечными, непререкаемыми, неизменными, обязательными для всех, безусловно истинными и непреложными". И хотя Откровение Иисуса Христа говорит о том, что воцарение Вседержителя, Господа нашего и Христа Его, и вечное Евангелие еще ждет впереди, - Православная церковь утверждает, что "в учении Христа и Его Апостолов однажды навсегда дана потребная человеку в его земном бытии истина и не должно ожидать от Бога непосредственного откровения людям после Иисуса Христа новых догматических истин, - все, открытые Богом, через пророков и воплотившегося Сына Божия, догматы веры - останутся на все времена, пока будет существовать христианство; они представляют истину абсолютную, навеки неизменную, а потому не подлежат никаким поправкам, дополнениям и усовершенствованиям", а тайна Бога, Отца и Христа была объявлена "непостижимой человеческим разумом". Католическая же церковь, отделившаяся от православной в XI в., к этим догматам прибавила "некоторые частные мнения": утверждение об исхождении Духа Святого не только от Бога-Отца, но и от Сына, догмат о непорочном зачатии Богородицы, догмат о чистилище, включение в св. Предание суждений пап и постановлений вселенских соборов, и др. Но в основном их истины совпадают.
К чему же сводится истина Православной церкви?
По учению официального православия, Христос пришел исполнить закон, данный в простейшем виде еще в Синайском законодательстве. Он углубил и возвысил десять главных заповедей этого закона в своей Нагорной проповеди так называемыми "заповедями блаженства": блаженны нищие духом /?/, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, гонимые и неправедно поносимые за Христа. - Эти слова утешения, сказанные Спасителем, православие назвало учением Христа о том, как достичь совершенства и святости. Таким образом официальное православие извращает учение о совершенстве и протаскивает Ветхий Завет с его почитанием иудейского бога Яхве. По словам патриарха РПЦ Алексия II, "Яхве - Бог и Отец всех, а мы все дети Ветхого завета Его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом". Апостолы Христовы назвали бы это вторым изданием фарисейской ереси, только без обрезания. Как известно, 1-ый Апостольский собор, состоявшийся по поводу фарисейской ереси, требовавшей соблюдать Моисеев закон и обрезываться, постановил написать язычникам: "воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" /Деян.15/. - С этой заповедью язычники и вступили на путь познания истины.
Так чем же так привлекательно ветхое десятословие для фарисеев? Догадаться нетрудно: оно ЗАЩИЩАЕТ РАБОВЛАДЕНИЕ И ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ заповедью "не желай ни дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни скота его, ничего, что у ближнего твоего". Это позволяло и позволяет фарисеям от христианства владеть слугами и богатством, эпизодически откупаясь от своей христианской совести подачками нищим или пожертвованиями церкви, в остальном служа маммоне.
Однако, вопреки учению ветхозаветного православия, Христос упразднил Ветхий Завет, - пишет Апостол язычников Павел. - "Во Христе вы научились, - так как истина в Иисусе, - ОТЛОЖИТЬ ПРЕЖНИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА, обновиться духом ума вашего и ОБЛЕЧЬСЯ В НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, созданного по Богу". Новозаветный закон в одном слове заключается: люби ближнего, как самого себя, а любовь есть совокупность совершенства. Богатому, утверждающему, что он любит ближних, Христос отвечает: одного не хватает тебе: если хочешь стать совершенным, продай богатство твое, раздай нищим и последуй за Мною, взяв крест свой. - Апостол Павел поясняет: "Чтоб была равномерность: ныне твой избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение твоего недостатка, как написано: кто собрал много, не имел лишнего, а кто - мало, не имел недостатка". В Иерусалиме после проповеди Апостолов "был страх на всякой душе", "все верующие были вместе и имели все общее, и продавали имения свои и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого". – Итак, наряду с официальным православием существует новозаветное Православие, Православие первоначального христианства - христианский коммунизм. Но вот как обошлось с заповедями "если хочешь стать совершенным, продай богатство твое..." и "представить всякого человека совершенным" господствующее православие: по его учению, зти слова адресованы не всем, а "только тем, которые желают достичь высшего нравственного совершенства"; таковым указан путь в монастырь. Остальные должны "быть довольными тем, что имеем, благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать, но радоваться за других, если они имеют всего много", и ждать от них милостыни.
Но не радоваться надо за богатых, а ужасаться их участи: через все Евангелие проходит осуждение богатства и стяжательства: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило и одежды изъедены молью. Серебро и золото ваше изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни" /Иак.5/.
Итак, в христианстве существуют два православия:
- ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, насаждающее скрытый ИУДАИЗМ, защищающее РАБОВЛАДЕНИЕ И ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ;
- НОВОЗАВЕТНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, восходящее к первоапостольской коммуне, утверждающее РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ОБЩИННОСТЬ. У этого вселенского Православия глубокие скрытые корни: традиция общинности, понятия истины, правды, правой веры восходят к солнечным верованиям древности, и арийское понятие истины означает космический закон общины. Мировая община - это и учение Будды.
"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари", - сказал Христос ученикам.
-------------------------------------------
"И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами.
И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?
И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни.
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, и огонь низводит с неба на землю пред людьми.
И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя..." /Отк. 13/.
---------------------------------------------------
Итак, смотри: свет в тебе не есть ли тьма? - говорит Христос.
"Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим" /Отк. 17:6/.
Слово Христа, заповеданное миру, - любите друг друга, и познаете истину. Любя ближнего как брата, мы не сможем мириться с его рабством, нищетою, жить за счет его труда, но будем делать все, чтобы добиться справедливого устройства общественной жизни. Полнота же любви, совершенство, Царство Божие в нас, Царство Божие на земле есть отказ от собственности в пользу общины. Христос обещал народу, что уже при жизни их поколения некоторые станут свидетелями Царства Божия, - что и было явлено в первой христианской коммуне, запечатленной в книге Деяний Св. Апостолов как образец братской любви и единения. Кратковременность ее существования вполне закономерна среди воинствующей тьмы и несовершенства мира – на христиан начались гонения. А потому Апостолы в своих Посланиях дали прежде всего ЗАПОВЕДИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА К НОВОМУ, СОВЕРШЕННОМУ: рабы, слуги должны с усердием служить своим господам, а господа должны относиться к ним так же, помня строгое осуждение Христом богатства и стяжательства, - господа и слуги вместе должны учиться братолюбию, возрастая в НОВОГО, СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, в результате чего и станет возможна общинность. Церковь же должна была вести мир к совершенству, подавая в свое время "меру хлеба" – соответствующие заповеди.
Итак, ПОСПЕШИМ К СОВЕРШЕНСТВУ, призывает Апостол Павел. Однако очень скоро официальная церковь превратилась в институт вселенской лжи, во врага Христа истинного.
"Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собою", - пророчествовал Ап. Павел /Деян.20:29/. Уже Послания Апостолов вопиют о лжеучителях, "особенно из обрезанных", которые под покровом тайны обольщают нестойких в вере, из постыдной корысти извращают благовестие Христово, чтобы поработить христиан. Апостол Павел предупреждал легковерных язычников об опасности: "Боюсь,… если бы кто, придя, начал проповедовать вам ДРУГОГО ХРИСТА, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили ИНОГО ДУХА, которого мы не получали, или иное благовестие, которого мы не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому... вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо… Они евреи? И я". - Нетрудно догадаться, что за этим стоит превратное толкование Нового завета /"Не нарушить пришел Я, а исполнить Ветхий закон и пророков"/ и навязываемая язычникам Нагорная проповедь, обращенная к иудеям /"отдай рубашку", "подставь щеку"/. Далее, уже в З-ем веке мечты угнетенных об освобождении от страданий, о счастливом справедливом обществе без бедных и богатых, Царстве Божием на земле /"Да будет воля Твоя и на земле, как на небе"/ были объявлены ересью и осуждены церковью. Ни о каком устроении Царства Божьего на земле не было и речи - Царство Божие было перенесено духовенством в загробный мир, где праведники получат компенсацию за страдания в земной жизни. Церковь учила о богоустановленности и неизменности существующих порядков, кротости, смирению, терпению, - заповеди, данные слугам, рабам НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД, БЫЛИ УВЕКОВЕЧЕНЫ, а Священное Писание было недоступно простому народу, церковь запрещала его переводы. Тем же, кто искал совершенства, были уготованы монастыри: если хочешь стать совершенным, не следуй за Христом в мир, но удались в монастырь, в изоляцию /от большой любви к ближним?/, и там, дав обеты нестяжания, девства и послушания, уповая на личное спасение /”Господи Иисусе, Сын Божий, помилуй мя!"/, дожидайся загробного Царства Божьего в молитвах и размышлениях о Боге.
Теоретически разделение верующих на мирян и "избранных", "совершенных" было обосновано в начале 4в. Евсевием Кесарийским в сочинении "Евангельское предначертание". Он провозгласил, что церковь установила два правила поведения: одно для тех, кто стремится к высшим религиозным добродетелям /целомудрие, безбрачие, отказ от богатства, незаинтересованность в каком бы то ни было улучшении условий жизни, полное посвящение жизни Богу/, другое – для тех, кто остается на уровне привычек повседневного существования /семейные узы, рождение детей, выполнение семейного и гражданского долга, преследование материальных выгод/.
В монастырях была выработана сложная система надзора за образом действий и мыслей монахов, надзора за их чтением, система доносов, контроля за перепиской, изобретены досье на инакомыслящих. Монахам было запрещено возвращаться в мир и передвигаться без особого дозволения, а в стенах монастыря жизнь их была строго регламентирована. Таким образом ищущие совершенства были удалены из мира, изолированы, взяты под пристальный надзор, лишены возможности проповедовать Евангелие – второго условия спасения: "Кто Мне служит, Мне да последует", - говорил Христос.
Монастыри были признаны высшей религиозной системой, формирующей религиозный и общественный идеал. Но на деле монастырская школа совершенствования очень скоро стала школой ханжества и лицемерия. Монахи не выдерживали взятых обетов, монастыри обмирщались, неправедно богатели от господских пожалований и собственного стяжательства, превращаясь в крупных собственников-крепостников, владеющих землями с селами и зависимыми людьми, которые трудились на монастырских землях, обеспечивая монахам источник безбедного существования.
Отцами 6 Вселенского собора была запрещена публичная проповедь Евангелия и мирянам, она допускалась лишь с позволения и благословения властей. Миряне должны были во всем довериться церкви, чтобы снискать божественную благодать, посылаемую исключительно через духовенство, без чего невозможно достичь спасения в загробном мире, - вне церкви нет спасения. В православии, признающем, наряду с благодатью, и свободу воли, непременным условием высшей праведности было страдание: нужно обязательно пострадать за Христа, исповедуя кротость, терпение, смирение. По учению же католической церкви человеку не отводилось никакой роли в спасении своей души – благодать якобы сообщалась ему духовенством при совершении церковных таинств. Насаждалась механическая, чисто внешняя религиозность, деятельность мирян оценивалась с точки зрения их заслуг перед церковью.
Стараниями лжеучителей свеча, зажженная Христом, была спрятана в монастырских стенах, а земная жизнь, эволюция человечества были лишены смысла. Церковь бдительно охраняла "богоустановленность" застывших в несовершенстве общественных отношений. Попытки же познания истины, Бога истинного жестоко пресекались.
Так была уничтожена община павликиан в Армении /7 в./. Ее основателем был сириец Константин. Исследовав учение Нового Завета о свете и тьме, духе и плоти, о нравственном совершенствовании человека, о служении Богу в духе и истине, Константин пришел к выводу, что господствующая церковь уподобилась церкви иудейской. Небесным Отцом павликиане признавали Бога Нового завета, а ветхозаветный Иегова был для них сатаной, властвующим над иудеями и православной церковью, уклонившейся от истинного апостольского учения. Павликиане признавали только Новый завет /без посланий Ап. Петра – апостола обрезанных/, отвергали официальную церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, выступали против эксплуатации, материального и политического неравенства. Община павликиан просуществовала 27 лет и была уничтожена, Константин был казнен.
С появлением в 12 в. переводов Св. Писания на Западе для католической церкви настали беспокойные времена – оно стало доступно массам, которые понимали его по-своему. Стало шириться новое понимание христианства. Появились бродячие проповедники-миряне, услышавшие призыв следовать Христу. Ливонский купец Вальденс раздал богатство бедным и пошел проповедовать. Так образовалась община "совершенных". Когда это инакомыслие распространилось широко, католической церковью были организованы крестовые походы для искоренения ереси "совершенных".
В 12 в. было искоренено катарское движение "чистых", "совершенных", которое возникло в Лангедокском графстве и охватило Северную Италию, Францию, Фландрию, Швейцарию, Германию, Англию. Катары отвергали Ветхий завет, добрым Богом считали бога любви. Власть же над миром беззаконно захватил бог зла, которого они называли "королем мира", а папу римского – его наместником. В результате крестовых походов против катаров уничтожение всего живого было так велико, что некоторые европейские ученые назвали их первым геноцидом в истории континента.
На рост инакомыслия папство ответило созданием инквизиции и особых монашеских орденов со свободой передвижения для борьбы с еретиками и насаждения католицизма.
В средние века попытка разобраться в церковных догматах, отыскать в них истину, вырваться из пут ложной религии неизбежно заканчивались судом инквизиции. Но трезвую человеческую мысль уже невозможно было задушить.
Французский философ Абеляр в трактате "Введение в теологию" заявил, что либо религиозные догматы - звук пустой, либо они имеют смысл, доступный человеческому пониманию. Истины религии подлежат контролю разума. "Опрометчиво верит тот, кто, не разобравшись, удовлетворяется тем, что ему говорят". Сомнение - разумный путь к постижению истины. Подчеркивая, что из двух различных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, Абеляр в трактате "Да и нет" собрал множество цитат из Библии, исполненных противоречий. Духовенство ответило тем, что на соборе 1121 г. объявило философа еретиком и заключило в монастырь, добившись от него публичного сожжения трактата.
Затем в начале 3 в. в Парижском университете возникло движение амальрикан. Его идеологом был преподаватель теологии и философии А. Бенский, выдвинувший идею равенства всех людей в уподоблении Богу. Человек – частица Бога. Бог - это все, что существует, все в мире едино. Дух Божий живет в тех, кто обладает знаниями. Последователи этого учения выступали против социального неравенства, отвергали католицизм как идеологию феодализма, а папу – как антихриста, и проповедовали о трех эрах, соответствующих лицам Св. Троицы, последняя из которых будет Царством Святого Духа - царством справедливости, мира и правды. Они считали себя носителями святого духа, бессмертными частицами Бога.
В 1210 г. руководители амальрикан были публично сожжены церковью. В 1215 г. папа окончательно запретил разглашение этого инакомыслия.
Чтобы вырваться из прокрустова ложа церковного христианства, вернуть Солнце любви из загробного мира на землю, западным мыслителям пришлось возродить античное философское наследие.
ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ. ГУМАНИЗМ
Протестуя против подавления человеческой личности католической церковью, церковного мировоззрения, европейский разум обращался назад, к античности, с ее многообразием философских гипотез объяснения мира, представлений о природе и человеке, которые складывались на основе перенесенных с Востока зачатков теософских, астрономических, математических и прочих знаний. За четыре века до рождества Христова в Древней Греции наметились уже два основных направления философии: материалистическое и идеалистическое, два метода мышления – диалектический и метафизический. Кроме этих направлений, в античной философии существовало множество других течений философской мысли, определивших основные типы мировоззрений последующего времени. Философия, искусство, литература Древней Греции и Рима культивировали идеи о человеке как о великом чуде, Микрокосме, о его самоценности, цельности, гармонии.
В 12 в. ряд итальянских ученых вновь выдвигает эти идеи. Так начинается эпоха Возрождения, формируется новое мировоззрение, известное под именем гуманизма. Большую роль в ознакомлении западных мыслителей с античной философией сыграл арабский ученый Ибн-Рошд /Аввероэс/. Он был последователем Аристотеля, развивал материалистическую сторону его учения. Ибн-Рошд утверждал, что материя и движение существуют вечно, они совечны Богу /в его роли "неподвижного перводвигателя"/. Отрицая бессмертие человеческой души и загробную жизнь, Ибн-Рошд, однако, признавал бессмертие духа, под которым понимал безличный Разум, единую субстанцию, общую для всех людей. Знаменит арабский философ также и своим учением о двойственной истине: одной - религиозной, богословской, опирающейся на веру и откровение, и другой - научной, философской, познающей истину разумом. Для "толпы" нужна вера, а для образованных людей существует философия и наука. Таким образом наука и религия разграничивались и уравнивались в правах, что было очень актуально и своевременно. Эта идея была подхвачена Европой и особенно широко пропагандировалась в Парижском университете. Церковь ответила преследованием. Глава парижских аввероистов был осужден ею и убит. Однако идея осталась жива.
Средневековой схоластике, выдвигающей на первое место авторитеты Св. Писания, авторитеты отцов церкви и постановления вселенских соборов, гуманисты противопоставили рационализм, идею познаваемости мира посредством разума и ощущений. В числе первых, кто обосновывал эту идею, был Леонардо да Винчи, утверждавший, что знание является не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью. Созидательные способности человека он признавал безграничными, людей называл "внуками Бога", вселенную - Макрокосмом, а человека - Микрокосмом, величайшим орудием природы.
Опираясь на античность, гуманисты Возрождения создали новую картину мира. При всех разноречиях их концепций главные их идеи совпадают: они признавали бесконечность мира, его материальность и одушевленность, растворение Бога в природе или превращение его в перводвигатель, после чего она развивается по своим собственным законам. У наиболее радикальных мыслителей пантеизм приближался к атеизму.
Гуманизм провозгласил культ человека как центра и конечной цели мироздания, культ человека-творца, созидательного гения. В противовес средневековому христианскому мировоззрению, пренебрегавшему земной жизнью, переносившему полноценное существование в область загробного бытия, гуманизм ориентировался прежде всего на земное предназначение человека - его творческую деятельность, направленную на прогресс человеческой цивилизации.
Сильные удары авторитету церкви нанесли последовавшие научные открытия, опрокинувшие богословские концепции мироздания: гелиоцентрическая система мира Коперника и Тихо Браге, опровергшая церковные представления о том, что в центре вселенной находится Земля, а не Солнце; также законы движения планет, открытые Кеплером, прозрения Бруно о бесконечности Вселенной и бесконечности миров, открытие Галилеем особенностей свечения Венеры.
Церковь ответила преследованием ученых. Книга Коперника "О вращениях небесных тел" была запрещена как противоречащая Св. Писанию. Как еретик был сожжен Джордано Бруно, видевшей высшее счастье в победе человеческой мысли над тайнами природы, которую он одухотворял, отождествляя с Богом, но исключал теологию из познания мира как несовместимую с разумом, постигающему все благодаря имеющейся в нем мощи. Но никакие пытки не сломили волю Джордано Бруно, не заставили его отречься от своих взглядов.
Другой суд инквизиции, который состоялся через три года после сожжения Бруно, заставил отречься от добытых знаний Галилея. Его до конца жизни держали под надзором инквизиции. Был сожжен и Д. Ванини, критиковавший Писание, противоречивое в самом себе, видевший в религии орудие, при помощи которого невежественный народ содержится в рабстве из страха перед Богом, в то время как, по его мнению, существует лишь природа, которая и есть Бог, она является началом движения.
Так в средние века доставались знания о мире. Но пробуждающийся разум уже невозможно было подчинить слепой вере.
Те гуманисты Возрождения, которые не порывали с христианством, требовали подведения под него рационалистической основы. Э. Роттердамский, чья юность прошла в монастыре, ставил целью соединить гуманизм и раннее христианство, требуя уважения к знаниям и достоинству человека, подчеркивая роль разума и целенаправленной воли человека в процессе достижения нравственного совершенства. Иоганн Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия, установившая связь божественного с человеческим, тем самым признает значение земной жизни. Сущность христианства он предлагал искать не в церковной догматической традиции, а критически анализируя источники.
Движение гуманизма было неоднородным. Для одних гуманизм стал утверждением элитарной обособленности от народа, утверждением индивидуализма, эгоизма. Но лучшие представители гуманизма думали о переустройстве всего мира. Это течение гуманизма, христианское по сути, известно под названием социально-утопический мысли, - мечта христиан о социальной справедливости стала называться "утопией", буквально - "место, которого нет". Такое название ей дал английский гуманист Т. Мор, написавший "Золотую книгу, столь же полезную, как и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Идеальное государство Мора основано на общественной собственности, равенстве, обязательном всеобщем труде, распределении по потребностям. Современные ему государства он назвал заговором богачей.
Т. Мор был казнен за несогласие с королем Англии относительно Реформации.
Резко критиковали общественные порядки мыслители А. Бручоли, Ф. Дони, 0. Ландо. Дони, противник частной собственности, в произведении "Мудрый или безумный мир" выдвинул проект идеального общества с коллективной собственностью и обязательностью труда. В. Андреа в "Христианополе" изобразил общество всеобщего труда единой мастерской, где существует коллективная собственность и жизнь строится по заветам Евангелия, Монах Т. Кампанелла за попытку претворить христианские идеалы в действительность в годы Реформации попал в тюрьму. Там написал свою заветную книгу "Город Солнца", где изобразил страну без бедных и богатых, без частной собственности, где царство всеобщего труда гарантирует изобилие. В Евангелии он видел систему нравственных правил, орудие совершенствования человеческого общества.
Но христианскому гуманизму суждено было остаться утопией – господствующие классы вовсе не испытывали желания переселиться в царство всеобщего труда и равенства. Они убедительно продемонстрировали это в эпоху Реформации, когда одинокие протестующие голоса еретиков сменились массовыми народными выступлениями с требованиями реформы церкви.
РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 14-16 ВЕКОВ В ХРИСТИАНСТВЕ
Средневековое духовенство являло собою неприглядную картину. С одной стороны, это церковное мракобесие, бдительно стерегущее неприкосновенность своего лжеучения. С другой - безнравственность и распущенность, роскошь и симония - покупка и продажа церковных должностей, важный источник доходов пап и королей. Особенно вопиющей была практика продажи индульгенций в католической церкви. Существовала "такса святой апостольской канцелярии", или как ее назвал Клод де Эспенс, "каталог человеческих преступлений", где можно было справиться о сумме, за которую папство дозволяет преступления. Там можно было прочесть, к примеру, следующее: "Если кто убьет отца, мать, брата, сестру, жену или вообще родственника, - очистится от греха и преступлений, если уплатит 5 или 7 турских монет"; "содомский грех и скотоложство оцениваются в 131 или 219 ливров" и т.д. Папы умели изобретать источники доходов.
Подобно существованию догмата о непогрешимости пап в делах веры и нравственности, среди православных христиан существует мнение о непогрешимости православного духовенства. Увы, факты говорят о другом. Афонский монах Пахомий Русан так определял современных ему иереев: "Попрошайки и раболепные восходят на кафедры и отовсюду собирают деньги ни на что потребное; не хотят они видеть человека, любящего мудрость, считая это обличением своего невежества; называют таких сумасбродами и беспокойными, непослушными, малодушными, потому что не подчиняются глупостям их”. А в православной Руси на церковном соборе 1580 г. Иван Грозный громил духовенство: "Вы для поддержания своей иерархии присвоили себе все сокровища страны, торгуете всякого рода товарами, налагаете и берете мыту с проезжих всякого звания людей. Пользуясь привилегиями, вы не платите нашему престолу ни пошлин, ни военных издержек; застращали робкую совесть благороднейшего, лучшего и полезнейшего класса наших подданных и захватили себе в собственность третью часть, как оказывается, городов, посадов и деревень нашего государства вашею хитростью, волшебством и знахарством. Вы покупаете и продаете души нашего народа. Вы ведете жизнь самую праздную, утопаете в удовольствиях и наслаждениях, дозволяете себе ужасные грехи вымогательства, взяточничество и непомерные росты. Ваша жизнь изобилует кровавыми и вопиющими грехами: грабительством, обжорством, праздностью, содомским грехом. Вы хуже, гораздо хуже скотов. Ваши молитвы не полезны ни мне, ни моему народу!"
Реформа церкви стала наболевшей проблемой. Особенно мощными были реформационные движения в Западной Европе 14-16 вв. - там зарождался капитализм, происходило первоначальное накопление капитала, что сопровождалось феодальной реакцией, обострением социальных отношений и классовой борьбы. Угнетаемый народ обращал свой гнев против церкви и неверных господ, не соблюдающих закон Божий. Низшее духовенство, крестьянская и городская беднота понимали реформу церкви как возврат к апостольскому идеалу, переустройство жизни в духе социальной справедливости на основе действительного равенства и общности имуществ, без бедных и богатых. Народное движение Реформации было самым активным и массовым. Однако буржуазно-бюргерское реформационное движение преследовало иные цели. Имущие сословия добивались реформы без революционных преобразований в обществе и ждали от церкви лишь отречения от прежнего ханжества и ее претензий быть выше светской власти, требовали удешевления культа, признания новой буржуазной морали и превращения в послушное орудие их интересов. Оба эти течения действовали совместно до тех пор, пока буржуазно-бюргерский лагерь не добивался своих целей. После этого он переходил на сторону реакции и участвовал в подавлении народного движения.
Первым с требованием реформы церкви выступил английский теолог Д. Уиклиф. Он требовал отмены индульгенций, частичной секуляризации церковного имущества, создания национальной церкви, независимой от власти папы. Он заявлял, что деятельность каждого человека, в том числе и монарха, должна быть служением Богу в соответствии с духом и буквой Писания, воспринимаемого непосредственно, а не через толкования третьих лиц. А поскольку латинский текст Библии был недоступен для мирян, то делом жизни Уиклифа стал перевод ее на английский язык.
Католическая церковь объявила Уиклифа еретиком. После его смерти Констанцкий собор 1415 г. постановил вырыть прах покойного и подвергнуть сожжению. Сожжены были и произведения Уиклифа.
Но знамя протеста подхватили английские народные проповедники, бедные священники - лолларды. Они обличали несправедливость строя, при котором одни должны целый век трудиться для других. Когда весной 1381 г. вспыхнуло народное восстание, вызванное непомерными налогами, его руководителем стал У. Тайлер, а вдохновителем - проповедник Д. Болл, говоривший, что дела пойдут хорошо лишь тогда, когда имущество станет общим и все будут равны. Больше всего ненависть восставших вызывали епископы и аббаты. Крестьянские отряды громили монастыри и усадьбы, дома королевских советников и купцов. Королю были объявлены требования: отмена крепостного права, ликвидация барщины, замена повинностей платежами и т.д. Малоимущие требовали разделить между крестьянами церковные земли, возвратить общинные угодья, уравнять сословия. /В Англии, как и в большинстве европейских стран, церкви принадлежала примерно третья часть земель/.
С этим крестьянским восстанием жестоко расправились рыцарские отряды. Вожди, в том числе и Джон Болл, были казнены. В Лондоне на рыночной площади рубили головы беднякам, поддержавшим восстание.
------------------------------------
Следующим с открытой поддержкой учения Уиклифа, осуждением симонии выступил чешский бакалавр богословия Ян Гус. Он разоблачал несправедливость христианского общества, в котором крестьяне, основа общества, своим трудом содержат все другие сословия, тогда как папы и попы обирают бедноту и пасут свое брюхо в роскоши, а короли и купцы богатеют неправедными путями, с помощью обмана и ростовщичества. Гус утверждал, что нормой и мерилом человеческих отношений, орудием социальной справедливости должен быть познанный разумом Закон Божий. Сохранение власти в руках господствующих классов допустимо лишь при условии соблюдения ими Закона Божьего, но при нарушении его подданные имеют право и даже должны выйти из повиновения. Реформу церкви Гус полагал провести с помощью королевской власти по образцу раннехристианских коммун. Он перевел Библию на чешский язык и написал около 200 сочинений, которые и предъявил поместному собору, назначенному папой для разбирательства его "лжеучения". Гус заявил, что если в его учениях найдется то, что не соответствовало бы Священному Писанию, он публично отречется от них. Собор постановил сжечь все его сочинения. Семь месяцев Гус провел в тюрьме, после чего Констанский собор 1415 г. вынес окончательный приговор: подлежит сожжению как упорный еретик, не отрекшийся от своего лжеучения, вместе со своими сочинениями. Против сожжения своих трудов Гус особенно протестовал, настаивая, чтобы их опровергли на основании Священного Писания. Гуса сожгли на костре вместе с его благородным сподвижником Иеронимом Пражским. Так гибли пророки Всевышнего, свидетели Христовы: "Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город".
Казнь Гуса всколыхнула Чехию и вызвала антицерковные выступления. Десятки народных проповедников призывали к борьбе против попов и феодалов, чтобы покончить с эксплуатацией. Крестьяне, городские ремесленники громили церкви и монастыри, расправлялись с ненавистными попами и монахами. Власть в Праге перешла в руки восставших. Другим центром революционного движения стал Пльзень, где действовал народный проповедник Вацлав Коранда. Революционное движение ширилось, охватывало новые районы. Однако затем среди гуситов произошел раскол. Низшее духовенство и беднота, т.н. табориты, требовали ликвидации сословий, устранения противников Закона Божьего и грешников, понимая Царство Божие как общество всеобщего равенства. Табориты требовали также права проповеди Евангелия для мирян, ликвидации церковной и феодальной собственности, отвергали культы и таинства католической церкви. Наиболее последовательными из таборитов были пикарты, возглавляемые священником Мартином Гуской с товарищами. Они требовали установления всеобщего равенства - Царства Божьего на земле. Другое же крыло гуситов, состоящее из среднего духовенства и зажиточных сословий, требовало лишь секуляризации церковных земель и проведения церковной реформы. Это крыло гуситского движения известно под именем чашников.
В 1414-1421 гг. пикарты пытались претворить евангельские идеалы в жизнь, установив уравнительное распределение в отдельных городах. Это столкнуло их с более зажиточными таборитами. В итоге они были разбиты, руководители сожжены. После этого чашники открыто присоединились к силам феодально-католического лагеря и приступили к уничтожению таборитов.
---------------------------------
В конце 15 века в реформационное движение включается Италия. Здесь с проповедями выступил приор доминиканского монастыря Джирамо Савонарода. Он критиковал политику и образ жизни пап, образ жизни богачей, присваивающих чужой труд, обирающих народ. Савонарола требовал реформы церкви в духе апостольского идеала, осуждал роскошь, развлечения и дух светской культуры.
Во время народного восстания против Медичи была установлена республика, Савонарола стал правителем Флоренции. Органами государственного управления стали Советы, все важные решения принимались на общем собрании. Были проведены демократические реформы: введен прогрессивный налог от недвижимого имущества, изгнаны ростовщики, устроена ссудная касса для нуждающихся, неимущие освобождены от налогов. На площадях сжигались соблазны мирской суеты - предметы роскоши и безнравственные книги. Запрещены были светские развлечения.
Савонарола был схвачен приверженцами папы и Медичи, осужден как еретик и казнен через повешение с последующим сожжением трупа. Попытки вернуться к апостольскому идеалу в средние века стоили жизни.
-----------------------------------------
В 16 в. главным очагом Реформации становится Германия. В 1445 г. здесь был изобретен дешевый и производительный способ книгопечатания. Духовенство забило тревогу по этому поводу: массовое распространение Библии приведет к тому, что она будет переведена на немецкий и попадет в руки простого народа, который может дать ей собственное истолкование. Так оно и случилось.
Зарождение капитализма в Германии сопровождалось сокращением общинных угодий и крестьянских участков, увеличением всяческих поборов и повинностей крестьян, ростом десятины, взимавшейся церковью. В то же время феодальные и зависимые крестьяне трудились на монастырских землях. Ко всему этому добавлялись и княжеские налоги. Одновременно крестьянам запретили пользоваться лесом для пастбищ и собирания топлива, прудами для рыбной ловли и т.д., - крестьянам оставили самые минимальные средства к существованию.
Первым вестником сопротивления в Германии был раскрытый заговор тайного крестьянско-плебейского общества "Башмака". Второй заговор этого общества охватил весь Верхний Рейн. Программой этого заговора была борьба за "божественное право". Заговор был выдан предателем. Были раскрыты еще две попытки этого общества подготовить восстание.
---------------------------------------
В 1509-1514 гг. последовали многочисленные восстания против папского Рима. Знакомство со Священным Писанием вызвало массовый всплеск религиозности. Жизнь верующих наполнилась томительным ожиданием второго Пришествия, заботой о спасении души. Взоры их обращались к церкви, но они видели погрязшее в грехах духовенство. Наконец, всеобщее негодование выразил Лютер. Он выступил с тезисами против индульгенций, а затем и против католической церкви. Никакая денежная жертва не может заменить покаяние грешника, заявил Лютер. Человек обретает спасение лишь сознавая себя безнадежно греховным человеком, обретая веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа. Для спасения не нужно становиться монахом, бежать от мира, - нужно жить в миру и добросовестно исполнять свое земное призвание: "Служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга... любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается; это и есть богослужение". Называя папство главарями разврата, римским Содомом, Лютер призывал действовать против него не только словом, но и оружием.
Но по мере того, как среди оппозиции обнаруживались расхождения в понимании реформы церкви, воинственный пыл Лютера угасал, и он перешел на сторону тех, кто ограничивал реформу областью вероучения, удешевления церкви без изменений общественных отношений.
Это вызвало недовольство народа. Вождем и главным идеологом народного реформационного движения стал бакалавр богословия Томас Мюнцер. Его программа была предвосхищением марксизма: революционное освобождение народа от эксплуатации, устранение врагов Бога, установление общинной собственности по образу первохристианской коммуны, власть должна принадлежать народу. Царство Божие, учил Мюнцер, общество без бедных и богатых, без частной собственности надо строить на земле, небесное - это земное, доведенное до совершенства. Земная жизнь должна быть возвышена до небес. Служение общему благу и есть служение Богу, а всякое эгоистическое действие против общего блага есть безбожие. Действия господ являются основой всякого воровства, разбоя, ростовщичества: "Они присвоили себе в собственность всякую тварь: рыбу в воде, птицу в воздухе, все произрастающее на земле. И после этого еще проповедуют беднякам заповедь: не укради. Сами же они забирают все, что только попадет им под руку, грабят крестьянина и ремесленника, дерут с них шкуру... Господа сами виноваты в том, что бедняк становится их врагом. Они не хотят устранить причины возмущения; как же может в конце концов установиться мир?". Борьба с социальным злом, устранение безбожников является задачей ревнителей дела Бога, а таковыми Мюнцер считал трудящихся. Он резко выступал против проповеди смирения и подчинения насилию и обрушивался на книжников, видевших сущность христианства только в букве, оставляющих нетронутым существующее зло - ограбление народа господами, богачами, князьями.
Идеи Мюнцера вызвали радикализацию анабаптистов, которые проповедовали приближение тысячелетнего Царства Божьего на земле, по Откровению. Анабаптисты стали эмиссарами его идеологии, что придало организованность крестьянским восстаниям. Была составлена программа, в которой заявлялось: "Так как до настоящего времени на бедных простых людей... налагались большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства". Объединившемуся народу, говорилось далее, нужно "освободиться полностью". Мирное решение этой задачи допускалось бы только в том случае, если бы все объединились в целях переустройства жизни на основе принципов общей пользы. В условиях же существования указанных тягот дело не обойдется без крови. Все, кто уклонился или отказался вступить в братское объединение и заботиться об общей пользе, должны быть поставлены вне общества. Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов общества. Их следует считать отторгнутыми членами, они должны быть подвергнуты светскому отлучению. В силу этого все замки знати и все монастыри, источники предательства и народного гнета, должны быть непременно объявлены в светском отлучении. Только там, где дворянство, монахи и священники откажутся от особого положения, направятся в обыкновенные дома и захотят вступить в братское объединение, они должны быть дружески и добровольно приняты со всем своим имуществом и получить все, что полагается им по божественному праву.
В Средней Германии, где Мюнцер руководил деятельностью "Вечного союза", вооруженные отряды восставших занимали города, монастыри, замки и господские имения и разделяли имущества господ среди крестьян, объявляя о начале общего социального переворота. Революционное движение началось и в соседней Чехии.
Для подавления восстания был образован княжеский союз. Пользуясь предателями, действуя методами переговоров, перемирий и вероломных нападений, князья разбивали крестьянские войска. Мюнцеровский лагерь был взят в неравном бою. Самого Мюнцера, внушавшего бесстрашие своим соратникам величественными картинами Царства Божьего на земле без господ, без эксплуатации, - схватили, подвергли жестокой пытке и казнили. Но волнения продолжались. Крестьянство возглавил последователь Мюнцера Михаил Гайсмайер, придававший большое значение революционному государству, которое должно регулировать и развивать хозяйственную деятельность после устранения угнетателей народа. Находясь в окружении превосходящих сил противника, теряя силы в ходе операций, отряды Гайсмайера вышли через Альпы и вступили в переговоры со швейцарцами и венецианцами. Но во время переговоров Гайсмайер был убит. В самой Германии в это время свирепо расправлялись с участниками восстаний, особенно с анабаптистами: они были "повинны смерти при помощи огня, меча или другого вида казни... без всякого предварительного расследования в духовном суде". Современник рассказывает: "Некоторых разорвали и растерзали, некоторых сожгли в пепел и изжарили на столбах, искалечили раскаленными щипцами, иных запирали в домах и сжигали всех вместе, других вешали на деревьях, казнили мечом, топили в воде".
Преследуемые анабаптисты быстро рассеялись по всей Центральной Европе. Сторонники Мюнцера продолжали революционную агитацию, утверждая, что Царство Божие не наступит без участия народа. Под их влиянием вновь оживилась борьба на северо-западе Германии. В Мюнстере сторонникам Гайсмайера удалось получить большинство в магистрате и провести коммунистические преобразования: земля стала общинной, драгоценности конфисковывались в общую пользу, предметы потребления распределялись диаконами среди нуждающихся, деньги были упразднены. Мюнстерская коммуна просуществовала 14 месяцев и после длительной героической обороны пала, ее руководителей зверски пытали и казнили.
Так закончилась борьба немецкого народа за возврат к первоначальному христианству. Реформация в Германии завершилась торжеством бюргерского идеала с князем во главе церкви, лютеранским культом с простой литургией.
--------------------------------
Второй фигурой бюргерской Реформации после Лютера был Кальвин, учение которого стало боевой идеологией буржуазных революций в Европе. Кальвин ставил в центр внимания Ветхий завет. Собственность - дар Божий, ее нужно беречь и приумножать. Поскольку богатство считалось показателем профессиональных успехов, накопление средств освящалось, а бездеятельность и непроизводительная трата капитала осуждались. Преуспеяние в делах есть признак предызбранности к спасению. Согласно учению Кальвина об абсолютном предопределении, все люди по воле Бога делятся на избранных и осужденных, и человек ничем не может изменить своей судьбы после смерти. Таким образом поощрялось развитие буржуазных отношений и накопительство, сдобренное проповедью мирского аскетизма в личной жизни /соблюдение нравственных требований, экономия средств, трата их не на себя, а вложение в дело и т.д./. Бедняк же должен нести свое бремя с достоинством - Бог испытывает не только богатством, но и бедностью. Бедность не равнозначна святости, - бродяги, попрошайки, воры являются преступниками.
Доктрина Кальвина отвечала желаниям окрепшей, осмелевшей буржуазии, подводила религиозный фундамент под ее требования, освящая буржуазную собственность, предприимчивость, скопидомство.
После смерти Кальвина нравственные требования его церкви смягчились, и кальвинизм стал одним из основных течений буржуазно-бюргерской Реформации, распространившись за пределами Швейцарии: во Франции, Шотландии, Англии, Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше, европейских колониях.
Тем временем католическая церковь, использовав отдельные стороны кальвинизма и лютеранства, провела половинчатые реформы без изменения в догматике и церковной организации и начала наступление на Реформацию. Для борьбы с инакомыслием в Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, ни одна книга уже не могла быть опубликована без позволения инквизиции. Казни еретиков были изощренными: сожжение заживо, сожжение после предварительного удушения, вырывание языка, ноздрей перед казнью, отрубание рук и ног, колесование. Венецианская инквизиция топила свои жертвы в лагунах, инквизиция в Нидерландах воспрещала "всем открыто и тайно рассуждать и спорить о Священном Писании, особенно в вопросах сомнительных или необъяснимых, а также читать, учить, объяснять Писание, за исключением тех, кто основательно изучал богословие и имеет аттестат от университетов". В Испании нарушители запрещений инквизиции подвергались "наказанию как мятежники и нарушители общественного спокойствия и государственного порядка. Такие нарушители общественного спокойствия наказываются: мужчины - мечом, женщины - зарытием заживо в землю, если не будут упорствовать в своих заблуждениях; если же упорствуют, то предаются огню, собственность их в обоих случаях конфисковывается в пользу казны".
Жертвами инквизиции стали многие тысячи человек. На костры посылались проповедники народной Реформации, буржуазно-бюргерской и гуманистической оппозиции.
Решительное наступление контрреформации затруднило проявление инакомыслия. Однако борьба продолжалась.
------------------------
В Нидерландах в 1534-1535 гг. прошли крупные восстания под руководством революционных анабаптистов, и здесь против инакомыслящих действовал трибунал инквизиции и особые законы. Но голод 1565-1566 гг. вызвал сильное брожение среди бедноты. Заявившие о себе кальвинисты начали организовывать массовые выступления народа, подняв иконоборческое восстание против католической церкви. Было разрушено 5500 монастырей и церквей. В это время народные идеологи потребовали введения всеобщего равенства и свободы от угнетения. Однако кальвинисты, увидев размах народного движения с возгласами "Поповской крови и имущества богачей!", отреклись от восстания и пошли на согласие с правительством. Народное восстание было подавлено.
В Италии среди народа были сильны идеи вальденсов, катаров, анабаптистов и антитринитариев. Захватывающие картины Царство Божьего на земле вызывали волнения. Три года шла крестьянская война во Фриуле, многие поместья феодалов были разгромлены. Власти с трудом подавили волнения, но под влиянием событий в Германии они вспыхнули снова. Расправа с восставшими была особенно зверской. Но классовая война не утихала. Во время вооруженного восстания в Лукке беднота на несколько месяцев захватила власть. Для подавления восстания были использованы наемные войска.
Ко 2-й половине 16 в. в Италии разворачивается контрреформация, проявление инакомыслия стало невозможным. Но и в этой атмосфере народ бунтовал, доведенный до крайности. Закат Реформации здесь озарился ярким явлением: заговором, возглавляемый Т. Кампанеллой. Целью заговора было избавление от испанского ига и создание государства социальной справедливости.
------------------------
В Англии результатом конфликта с папством стало рождение в 16 в. англиканской церкви и англиканского вероисповедания, сочетающего католический догмат о спасающей силе церкви с учением о спасении личной верой. Источником веры этого вероисповедания является Священное Писание. Духовенство обязывалось проповедовать полное и беспрекословное подчинение королю, недопустимость мятежей. Были упразднены монастыри, почитание икон и мощей и т.д. Новая вера насаждалась с жестоким принуждением, за отрицание ее основ полагалась смертная казнь. Было запрещено самостоятельно читать и толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам.
Против этой церкви выступило народное движение "бедняков, погибающих от нужды". В 1536-1537 гг. произошли серьезные крестьянские волнения в графствах Линкошир и Йоркшир. На знамени восставших были изображены плуг, чаша, хлеб для причастия и пять ран Христа. Восстание было разгромлено. Однако Через 10 лет массовые выступления крестьян снова прошли в ряде районов. Во время восстания 1549 г. беднота выдвинула требование равенства всех людей в пользовании всеми благами природы и "свободного, одинакового и равноправного пользования всеми вещами". Раздавались требования ввести общность имущества. Восстание было разгромлено. Но в 1595-1598 гг. последовали новые выступления, во время которых опять распространились идеи о социальном равенстве, хотя их проповедь жестоко преследовалась.
------------------------
В Венгрии в начале 16 века произошло крупнейшее антифеодальное восстание, в котором участвовали крестьяне, низшее духовенство, городская беднота, мелкое дворянство, горняки. Вожди восстания призывали к свержению власти господ, установлению всеобщего равенства. Восстание было задушено.
С 30-40 гг. среди крестьян Венгрии и Трансильвании стали популярны антитринитаризм и кальвинизм. Наряду с критикой церкви у отдельных проповедников звучали и социальные мотивы, шла речь о необходимости призвать "плохих господ" следовать Евангелию и ограничить эксплуатацию. Беднейшие слои народа привлекал анабаптизм с его отказом служить неверным господам и отрицанием духовенства.
Под знаменем анабаптизма начался крестовый поход против турок с участием валашских и венгерских крестьян под руководством Г. Крэчуна. Наступление Царства Божьего ожидалось в 1570 году и связывалось Крэчуном с бескровной победой святого крестьянского войска. Но когда это войско потерпело поражение, крестьяне направили свой гнев против богачей-грешников города Дебрецена. Это возмущение было подавлено, Крэчун был убит.
Требования равенства приводили господ в бешенство. Так феодалы расправились с крестьянским восстанием под предводительством М. Губеца. Восставшие требовали равных прав для крестьян и господ, ликвидации власти феодалов, раздела дворянских земель. Самого Губеца схватили, посадили на раскаленный железный трон и короновали железной раскаленной короной.
Борьба между остальными направлениями протестантизма в концу 16 в. закончилась их примирением. Все они исходили из признания незыблемости существования неравенства.
--------------------------
На Руси реформационные настроения заявили о себе вслед за принятием православия. Исчерпывающую характеристику духовенства того времени дает "Слово о лживых учителях". Духовенство изобличается во взятках, прислужничестве власть имущим, сокрытии слова Божия от народа. "Ловящие чащи или какие-нибудь взятки, ради того простейшим учением учат, а разумное, дивное, правое таят", сами не учат и учащих ненавидят.
В конце 13 в. от официальной церкви отделились "общества верных", игнорирующие недостойное духовенство. В 14 в. появляется инакомыслие, называющее монашество "бесовским учением"; эта ересь осуждена на соборе 1311 г.
В середине 14 в. объявляются "стригольники" - так звали непосвященных или недопосвященных церковнослужителей-причетников из-за стрижки. Исходя из того, что вера должна быть разумной, стригольники предпочитали слепой вере изучение книг, осмысление учения Христова. Они не признавали официальную церковь истинной, называя ее учение ересью, а себя - правоверными /пример двойного православия - ветхозаветного и новозаветного/. Они говорили о лжеучителях: "Недостойны их службы, так как стяжают имения, взимают у хрестьян подаваемое им приношение за живых и за мертвых". Сами стригольники вели чистую жизнь, о них говорили: "Эти не грабят и имений не собирают". Стригольники проповедовали на улицах и площадях, отстаивая право каждого человека на проповедь Евангелия, говоря, что Павел и простому человеку повелел учить. "Не вам то речено было", - парировал им епископ Стефан Пермский, заявляя, что это были времена всеобщего язычества.
Создание стригольниками своего союза закончилось репрессиями, руководители были казнены. Однако эти "враги церкви и веры Христовой" упоминаются еще до конца 15 в.
С середины 15 в. распространилось новгородско-московское инакомыслие, известное под устрашающим названием "жидовствующие". Это было учение антитринитариев, занесенное с Запада "жидовином" и дополненное элементами других протестантских учений. Для этих инакомыслящих характерно сомнение в троичности Бога, равнодушие к храмам и мощам, иконам, распятию, постам, неверие в чудотворцев, в святость отцов церкви, авторитет вселенских соборов, отрицание монашества, церковной иерархии, "поставленной по мзде", института церкви, требование отказа церкви от накопления богатств, возвращения к раннехристианской церкви.
Тремя церковными соборами эта ересь была осуждена, одних еретиков сожгли, других иначе казнили, третьих послали в заточение.
Между тем в русском монашестве назревал протест против монастырских стяжаний и крепостничества. Появилось течение нестяжателей, которые называли собственность монастырей греховной по причине "стяжания от чужих трудов, нам не на пользу". Вопрос об этом был поставлен на соборе 1503 г. и встретил враждебное отношение иерархов: если монастыри будут лишены сел и крестьян, если у них не будет стяжаний, то в монастыри перестанут постригаться бояре и знатные люди, - откуда тогда церковь и государство возьмут епископов, архиереев, игуменов. Монастыри наполнятся тогда только черным людом, холопами. Таковы были аргументы иерархов церкви.
Течение нестяжателей связано с именами Нила Сорского, Вассиана, Артемия и др.
Вассиан Патрикеев, князь, насильственно постриженный в монахи, писал: "Господь сказал: раздай имение свое. А мы, войдя в монастырь, не перестаем по нашему безумию приобретать чужие села и имения, то бесстыдно выпрашивая лестью, то покупая... Господь повелевает: отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, различным способом оскорбляем братьев наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедными поборами, налагаем на них лихву на лихву... И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества, отнимаем у них корову или лошадку, а самих с женами или детьми, как поганых иноверцев, далеко прогоняем от своих пределов, а иных, предав княжеской власти, доводим до конечного разорения... Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой потребы... все годовые избытки берете себе: или обращаете их в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода, продавать за большую цену". - Вассиан высказал также несогласие с богословским пониманием некоторых догм христианства и с политикой жестоких репрессий по отношению к инакомыслящим.
Нестяжателей поддержал прибывший из Афона Максим Грек. Он тоже обличал монахов и писал о тяжелом положении монастырских крестьян, доказывал неправомерность владения селами и землями. Богомерзким пороком называл он ростовщичество монастырей, осуждал беззаконие власти.
Вассиан и Максим Грек были отправлены в Волоколамский монастырь в заточение. При Иване IV раскаявшемуся Максиму вернули свободу, а имя Вассиана, который ни от чего не отрекся, со дня привоза в монастырь больше не упоминалось.
Следующими на Руси заявляют о себе в 16 в. идеологи народной Реформации Матфей Башкин и Феодосий Косой.
Матфей, родом из мелкопоместных дворян, изучив Писание, собрал группу единомышленников и стал проповедовать Царство Божие на земле. Ссылаясь на Апостолов, он учил, что весь христианский закон заключается в словах "люби ближнего как самого себя". Христос, говорил Матфей, всех называл братьями, а мы держим у себя рабов: "кабальных", "нарядных" и даже "полных". Сам Матфей разорвал кабальные документы на зависимых от него людей: "Держу своих добровольно: хорошо ему - и он живет, а нехорошо - и он, куда хочет". От священников он ждал нестяжания и добродетельности: "прежде вам, священникам, собою начало показать, да и нас научить".
"Чего в Евангелии и Апостоле не писано, того держаться не нужно", - считал Матфей. Он отрицал иконы как идолы, отрицал жития святых, отеческие предания, постановления вселенских соборов, уклонялся от покаяния и исповеди: "Если человек перестанет грех творить и у священника не покается, то нет за ним греха". Был склонен Матфей и к антитринитаризму - не признавал троичность Бога, Христа называл обыкновенным человеком. Отрицал таинство причастия, церковью называл не строение, а "собор верных".
По доносу духовника Матфея арестовали, обвинили в "лютерских ересях", пытали, предали анафеме и отправили в монастырь. В числе его с товарищами преступлений было записано, что "извращенно толкуют Евангелие и Апостол". После рассмотрения их дела на втором соборе, по свидетельству иностранца А. Шлихтинга, Матфея вывели из Кремля, посадили в деревянную клетку и сожгли, его товарищей репрессировали.
Но вслед за проповедью Башкина еще громче прозвучало и разошлось по Московской Руси "новое учение" монаха Феодосия Косого. Беглый холоп вместе с другими "рабами" убежал в монастырь и принял пострижение, "убоявшись мук от господ своих". Попали беглецы к нестяжателю старцу Артемию, который убеждал Ивана Грозного начать "села отнимать у монастырей". Нестяжательство для старца Артемия, как и для Вассиана, закончилось печально: его объявили еретиком и заточили в Соловецкий монастырь.
Тем временем в монастыре "раб Феодосий" глубоко изучал Писание в поисках ответа, почему народ должен переносить голод, нищету, угнетение. И нашел - в Евангелии. И стал изобличать церковь в отступлении от истины. Истинная вера, по его мнению, должна быть основана на Евангелии. "Епископы и попы - ложные учителя... живут не по Евангелию, имения собирают и едят и пьют много". Церковные правила - человеческое предание, в Евангелии и Апостоле их нет. Нет в Новом завете и храмов. Церкви - "кумирницы и златокузницы", иконы – дело рук человеческих, по Писанию это идолы, и в Евангелии не писано об иконах. Поклонение кресту не есть вера в Бога, - поклонение распятию противоречит вере, Бог ведь ненавидит крест, на котором убит Его Сын. Монашество тоже человеческое предание, Евангелие и Апостол не упоминают о нем. Монастыри преступают заповеди нестяжания, владеют селами. Троичность Бога Феодосий тоже отрицал: "Един есть Бог и един ходатай Богу и человекам человек Иисус Христос".
Феодосий с товарищами собирались в обыкновенных домах. Собираться приходилось тайно: "Как жиды и мучители в древности Апостолов гнали, так нынче и нас гонят заблуждающиеся, поскольку мы истину знаем более всех, и того ради нас гонят". "Мы сыны Божии, так как истину никто не познал, как мы". Феодосиане называли себя носителями духовного разума, восходящего к божественной правде. Свои проповеди они несли к людям, и их учение собирало много народу, "целые сонмища учительства кривоверного", как зло называл эти собрания православный ортодокс Зиновий Отенский. Ученики разносили "новое учение" по городам и селам северо-западной Руси. Они учили: "При Апостолах в Иерусалиме ученики продавали села, а не покупали... И ни один же что от имений своих не называет своим, но было для них все общее. Не было у них ни одного нищего, так как бывшие господским дом или село продавались, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; давалось же, кому что требовалось". Феодосиане звали верующих в свои общины: "Если кто наш разум имеет, то брат духовный и чадо есть и к нам подобает приносити имения". Приношение в общину духовных братьев - их общее достояние, равная доля каждого в общем имуществе.
Духовенство следило за феодосианами: "Видите же еретиков оных, насколько гордости взялось, паче безумие, как бесстыдно дерзать Апостолам уподоблятися и имения учеников своих ногами взымать". Новозаветное учение было тем более опасно ввиду происходивших народных восстаний в Москве, Пскове и других городах. Феодосия с товарищами схватили, но ему и некоторым другим удалось бежать в Белоруссию, где они попали в братскую атмосферу западнорусского реформационного движения. На Украину и в Белоруссию бежали и старец Артемий, и первопечатник Иван Федоров с товарищем П. Мстиславцем, гонимые православным духовенством, и историк Московии Андрей Курбский, и десятки других беглецов. В Полоцке к тому времени уже начало распространяться "чистое учение" Феодосия. Несколько лет там стойко и твердо сеял и утверждал учение проповедник Фома, как сообщает польский хронист А. Венгеровский. Половчане в скором времени пригласили из Литвы и Польши "наставников Слова Божия и глашатаев чистой веры". Один из противников Реформации возмущался: "Когда уже однажды были брошены семена лжеучения, черт принес московских чернецов, которые подлили того яда".
Однако реформационное движение 15-16 вв. не разбудило российское крестьянство, и церковь справилась с реформаторами, не пострадав. В 17 в. укреплялось и развивалось монастырское землевладение, основанное на труде крепостных крестьян. В конце 17 в. численность крепостных крестьян у духовенства составляла 16% от общей по России. Патриарху принадлежало 90 тысяч крепостных душ. Лишь при Петре I из ведения духовенства были изъяты вотчинные доходы, монастыри обязывались на 2-3 монахов помещать одного инвалида или больного, а лишних монахов использовать в сельском хозяйстве, "дабы сами себе хлеб промышляли", ибо "монахи чужие труды поедают". При Екатерине II у духовенства были отобраны земли, крестьяне вошли в группу государственных, половина монастырей была закрыта. Но после смерти Екатерины духовенство вновь возвратило себе земли, и к 1917 г. оно владело тем же количеством, что и до секуляризации, были вновь основаны монастыри.
-----------------------------------
Солнце любви и братства, равенства и справедливости, спрятанное духовенством в загробном мире, в эпоху Реформации взошло над землею для угнетенных, осияло мир, заворожило мечтами о Царстве Божием на земле – но так и осталось, бессильное, утопией города Солнца, местом, которого нет на земле. Всякое упоминание о христианском равенстве, братстве, общинности вызывало у имущих классов бешенство, проповедь истинного христианства беспощадно душилась господствующими церквами.
В итоге Реформации появилась еще одна разновидность христианства, - протестантизм, освящающий буржуазную собственность и мораль, исповедующий учение о спасении благодаря личной вере в Бога и в искупительную жертву Христа, невзирая на евангельское предупреждение, что "вера без дел мертва", "делами вера достигла совершенства", что только "праведный верою будет жив".