ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Эпоха Реформации была для новорожденной буржуазии первым этапом борьбы за существование, на котором она, как и народ, выступала под христианскими знаменами. Однако размах народного движения с требованиями общности имущества и равенства в духе первоначального христианства, требованиями устранения противников закона Божьего и грешников, расправа с ненавистными попами и неверными господами, не соблюдающими закон Божий, - заставили буржуазию действовать по-другому. А потому второй этап борьбы буржуазии за власть проходил уже под знаменем Просвещения и религии "разума и природы".
Деятели Просвещения, в большинстве своем члены масонских лож, направили главный свой удар против церкви, критикуя ее идеологию и мировоззрение, но умалчивая о первоначальном христианстве, обращаясь к народу с речами о необходимости переустройства общественных отношений на началах "разума", "свободы", "равенства", "вечной справедливости", но апеллируя при этом не к Евангелию, а к "естественным правам человека", главным из которых было провозглашено "право частной собственности". Целью этих просветителей было насаждение атеизма, дехристианизация народных масс, чтобы не разделять с ними свои имения. Маркс и Энгельс писали об этом: "Прогресс... Равенство, Братство, Святость собственности - эти фразы фигурируют во всех манифестах революции 1848 г., от французской до валашской. Ни одна из этих революций не обошлась без провозглашения святости частной собственности, которая здесь канонизирована как результат труда".
Просветители направили всю свою энергию против феодального строя и его религии - христианства, объявляя ее обманом, средством угнетения народа, удержания его в рабской покорности. Издаваемая ими энциклопедия стала средоточием свободомыслия и атеизма. Знаменем свободомыслия стал Вольтер, для которого собственность и свобода были двумя незыблемыми истинами. Однако, нападая на христианство, претендующее на руководство обществом с помощью насилия и обмана, Вольтер сознавал, что идея карающего Бога удерживает чернь от посягательства на собственность и интересы имущих классов, и потому, призывая: "Раздавите гадину!", т.е. католическую церковь, он рекомендовал держать народ в повиновении и невежестве: "Народ - это рабочий скот: ему нужен кнут, ярмо и корм", "никому в голову не приходило просвещать сапожников и служанок". Социальное неравенство Вольтер объявил вечным законом.
Одновременно с буржуазными просветителями выступали и пропагандисты коммунизма Мелье, Морелли, Мабли и др. Если Морелли, выступая против социального неравенства и критикуя современную ему религию как пособницу угнетателей, идеализировал первоначальное христианство, а Бога называл законодателем природы и общества, призывая к познанию этих законов, то у Мелье проповедь коммунизма уже атеистическая, и в дальнейшем тенденция к атеистическому коммунизму будет нарастать до воинствующего атеизма.
Классическим примером буржуазной революции, подготовленной масонством, была Французская революция 1789-94 гг., начертавшая лозунги "Свобода, Равенство, Братство", которыми увлекла народ на баррикады. Провозглашенная "Декларация прав человека и гражданина" объявила свободу и равноправие людей, а естественными, неотчуждаемыми правами человека и гражданина - свободу личности, свободу слова, убеждений, право на сопротивление угнетению и право собственности. Но следом за тем были приняты законы, разрешающие использовать военную силу для подавления восстаний, издан декрет, запрещающий рабочим объединяться в союзы, проводить стачки и т.д. - Придя к власти, буржуазия обнаружила свое нежелание проводить подлинно демократические реформы в интересах простого народа. Это и была БУРЖУАЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Лозунги "Свобода, Равенство, Братство" на деле оказались свободой, равенством и братством буржуазии. Чтобы увлечь народ на баррикады, буржуазии пришлось маскировать свои частные интересы под всеобщие, пока желаемое не было достигнуто.
Папу Пия VI в это время волновало другое. В марте 1791 г. он опубликовал обвинение в адрес Учредительного собрания: "Через все декреты Учредительного собрания красной нитью проходит святотатственная декларация прав человека, провозгласившая чудовищные идеи вроде свободы мысли, слова и равенства всех людей. Эти мнимо неотъемлемые права являются дерзким вызовом авторитету творца Вселенной, и Собрание, провозгласившее их, возобновило ереси вальденсов, беггардов, Уиклифа и Лютера. Хваленые свобода и равенство представляют собою средство уничтожения католицизма". Испанское правительство призывало европейские страны организовать крестовый поход против революционной Франции: уничтожение католицизма есть начало всемирного крушения, без религиозной узды народы везде поднимутся на своих государей, в общем хаосе погибнут и троны, и алтари. Ибо джинн безбожия, выпущенный просветителями на свет, уже делал свое дело. Как писал Энгельс, во Франции между 1793 и 1798 гг. христианская религия действительно исчезла до такой степени, что самому Наполеону не без сопротивления и не без труда удалось ввести ее снова.
Между тем обманутый народ стремился довести революцию до конца. В результате восстания 1792 г. была свергнута монархия и установлена республика, власть перешла в руки революционной Парижской коммуны. Восставший народ одолел буржуев-жирондистов, пытавшихся захватить власть в свои руки, якобинцы установили революционно-демократическую диктатуру. Она удовлетворила требования крестьянства, уничтожив феодальные повинности, возвратив общинные земли, установив льготы малоимущим. Была принята новая, самая демократическая конституция и новая "Декларация прав и свобод гражданина", объявившая свободу, равенство, безопасность и собственность правами человека, а целью общества - всеобщее счастье. Однако разгоревшаяся острая классовая борьба вынудила якобинцев прибегнуть к террору. А для обороны от внешней контрреволюции была создана республиканская армия, введена всеобщая постоянная мобилизация. В итоге контрреволюция была сломлена.
Однако по мере того, как опасность реставрации ослабевала, революционная диктатура становилась препятствием для собственнических элементов, жаждавших немедленно воспользоваться плодами революции. В итоге крупная буржуазия осуществила термидорианский переворот, покончивший с достижениями якобинцев, и очень скоро французский народ познал все прелести капитализма, от которых наконец начало пробуждаться его классовое сознание. На этой волне пропагандист коммунизма Бабеф предпринял попытку подготовить новое восстание, известное как "заговор во имя равенства". Его единомышленники организовали широкую пропаганду, которая имела успех, однако заговор был раскрыт, руководители репрессированы.
Тем временем крупная буржуазия уже затосковала по твердой руке, которая навела бы буржуазный порядок в стране с помощью армии. Такое правительство она нашла в лице Наполеона. Он установил военную диктатуру, принял новую конституцию, лишившую французский народ всех политических свобод, завоеванных в ходе революции.
Наполеон оценил удобство католицизма для буржуазии: ведь "РЕЛИГИЯ СВЯЗЫВАЕТ ИДЕЮ РАВЕНСТВА С НЕБОМ, что мешает бедняку убивать богатого". Он заключил с Пием VII конкордат, по которому католицизм был провозглашен "религией огромного большинства французских граждан". По убеждению Наполеона, общество не может существовать без неравенства, а это неравенство не может существовать без религии. Духовенство вновь должно было внушать беспокойным мысль о небесном равенстве, охранять общественное спокойствие и доносить на нарушителей. Так буржуазия после попытки дехристианизировать народ вынуждена была обратиться к церкви за помощью - палка оказалась о двух концах. И, как писал Энгельс, господствующие классы все более и более пользовались христианством "просто как средством управления, как уздой для низших классов... на деле же оказывается совершенно безразличным, верят или не верят сами эти господа в свои религии".
КРИТИЧЕСКИ-УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – ПРЕДТЕЧА НАУЧНОГО КОММУНИЗМА
Буржуазные "свобода, равенство, братство" не принесли народу ни свободы, ни равенства, и социальными последствиями французской буржуазной революции явились бурный процесс социальной дифференциации в ходе развития капитализма и все та же эксплуатация человека человеком. Новое общество оказалось не лучше предыдущего - невозможно признать разумным буржуазное общество с его культом маммоны, индивидуализмом, эгоизмом, социальной несправедливостью. Началась критика капиталистических отношений передовой общественной мыслью и справа, и слева, возникает течение критически-утопического социализма - предтеча научного коммунизма, его идейный источник.
С учением "нового христианства" выступил Сен-Симон. Он характеризует классы и общественные группы, не занятые производительным трудом, как паразитическую часть общества, к тому же занимающую привилегированное положение. Задача "нового христианства" - создание нового общественного строя, при котором господствовали бы производители общественных благ. Новое общество должно быть организовано путем убеждения паразитов – посредством морально-религиозной проповеди. Сен-Симон обосновал идеи планового хозяйства, отмирания государства, а его ученики, развернувшие пропаганду "нового христианства", обосновали необходимость ликвидации права наследования и частной собственности, необходимость обобществления средств производства. Они сформулировали принцип - "каждому по способностям, каждой способности по ее делам".
Другой критик-утопист Фурье исходил из положений о решающей роли среды и воспитания в формировании человека. Он критиковал капиталистическое общество, основанное на эксплуатации трудящихся паразитами, на антагонизме между индивидами, с меркантильной общественной моралью. Идеалом Фурье было социалистическое общество как союз общин-фаланстеров, где труд станет потребностью и наслаждением. Противоположность между капиталистами и рабочими будет стираться по мере формирования нового человека и социалистического преобразования общества.
Еще один социалист-утопист, атеист, склонный к деизму, Р. Оуэн критиковал религию как освящение частной собственности, корень социального зла видел в невежестве, историю трактовал как постепенный прогресс в человеческом самопознании. Он придавал исключительное значение воспитанию, подготовлявшему "новый нравственный мир". Социальное зло исчезнет по мере воспитания нового человека и утверждения социалистического образа жизни. Выдвинув план организации трудовых коммун, Оуэн посвятил жизнь претворению этого плана. Все члены коммун обязаны были трудиться, распределение осуществлялось по потребностям. Однако Солнце любви опять оказалось утопией – коммуны Оуэна потерпели крах.
Между тем позиции буржуазии во Франции усиливались, а положение пролетариата и крестьянства резко ухудшилось. И тогда бедствующий рабочий класс впервые организован самостоятельные выступления - Лионские восстания 1831 и 1834 гг. Первое восстание, проходившее под черным знаменем с вышитыми словами: "Жить работая или умереть, сражаясь", было подавлено войсками. Во время второго восстания над баррикадами были подняты Красные Знамена. Для подавления этого восстания буржуазия использовала артиллерию.
После этого все громче начинает звучать проповедь насильственного коммунизма. В нарастающем рабочем движении большую роль начинают играть революционные общества, видевшие переход к новому обществу в революции и установлении революционной диктатуры: общества Л. Бланки, "Рабочие-уравнители". Революционные идеи пропагандировали журналы "Эгалитер", "Юманитер" и др., их проповедовал бывший священник Ж. Пийо. Так разгоралась заря нового дня с новым Солнцем. Одновременно шла проповедь и ненасильственного коммунизма сен-симонистами, фурьеристами, Л. Бланом, Э. Кабе, Т. Дезами, аббатом Ламенне. Луи Блан предлагал организовать общественные мастерские утверждая, что сопротивления со стороны буржуазии не будет. Мирный переход к коммунизму проповедовал Э.Кабе - путем организации коммунистических колоний.
В России в это время шла проповедь социализма революционными демократами. Герцен связывал становление социализма в России с сохранившейся общиной, которая "спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации, и от выкрашенных по-европейски помещиков, и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти: она благополучно дожила до развития социализма в России".
В первой половине 19 в. проповедь учения Христа разнообразна: и религиозная, и атеистическая, и утопическая, и призывающая к насильственному коммунизму. Но после 3-й буржуазно-демократической революции во Франции и очередного коварного предательства буржуазии, расстрела восстания парижских рабочих и наступившего террора - у пролетариата исчезли все иллюзии о мирном развитии социалистического преобразования. Этот расстрел показал, по словам Ленина, что "все учения о не-классовом социализме и о не-классовой политике являются пустым вздором". Так догорало утопическое Солнце любви между богатыми и бедными.
После победы буржуазии католическая церковь, прежде защищавшая феодальный строй, переходит на позицию признания и защиты капитализма как социальной системы, "угодной Богу". Христианство вновь было приспособлено для обслуживания нового класса господ, освящения частной собственности и усмирения протестующих низов, что лишь отвращало последних от религии. Христианский мир разлагался духом наживы, торгашества, эгоизма.
"Солью земли" называл Христос Своих учеников, говоря: "Но если соль теряет свою силу, чем исправить ее? Она уже ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее, на попрание людям". На смену старому духовенству должна была придти новая "соль земли". Создать такую партию призваны были К. Маркс и Ф. Энгельс. Как сказал русский пророк Вл. Соловьев, в истории есть события таинственные, но нет бессмысленных.
"Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя как у топтавшего в точиле?" /Ис.63:2/
Жизнь Маркса не была религиозной, и в течение своей жизни он обращался к религии лишь с критикой ее, утверждая правоту своего учения. Не так было с Энгельсом, воспитанным "в крайностях ортодоксии и пиэтизма". Переписка юного Энгельса с братьями Греберами говорит о страстном искании истины пробудившимся разумом. "Теперь я пришел к тому, - пишет он Фрицу Греберу, - что божественным можно считать лишь то учение, которое может выдержать критику разума. Кто дает нам право слепо верить Библии? Только авторитет тех, кто поступал так до нас". "Я надеюсь дожить до радикального поворота в религиозном сознании мира; только бы мне самому все стало ясно! Но это непременно будет, если у меня только хватит времени развиваться спокойно, без тревог". "Я готов признать, что хотя в идее человечества не кроется возможность греха, но она не неизбежно должна быть заложена в реализации этой идеи... я, вместе с новейшей теологией, нахожу, что греховность человека заключается в неизбежно несовершенном осуществлении идеи… что поэтому всякий должен стараться осуществить в себе идею человечества, то есть по духовному совершенству стать равным Богу... Далее, историческая вера, по-твоему, является существеннейшим элементом веры, и вера без нее немыслима; но ты не станешь отрицать, что есть люди, для которых совершенно невозможно обрести эту историческую веру. И от таких людей Бог должен требовать,чтобы они сделали невозможное? Дорогой Фриц, пойми, что это было бы бессмыслицей, и что разум Божий, конечно, выше нашего, но он все же не другого рода: иначе он не был бы разумом, ведь библейские догматы тоже надо воспринимать разумом. - Свобода духа, говоришь ты, заключается в отсутствии самой возможности сомнения. Но ведь это величайшее рабство духа; свободен лишь тот, кто победил в своем убеждении всякие сомнения. И я вовсе не требую, чтобы ты меня разбил; я вызываю на бой всю ортодоксальную теологию, пусть разобьет меня. Если за целых 1800 лет старая христианская наука не сумела выставить никаких возражений против рационализма и отразила лишь немногие из его атак, если она боится борьбы на чисто научной арене и предпочитает обдавать грязью личность своих противников, то что можно сказать по этому поводу? Да и способно ли ортодоксальное христианское учение на чисто научную трактовку? Я утверждаю, что нет...
Я молюсь ежедневно, почти целый день, об истине: я стал так поступать с тех пор, как начал сомневаться, и все-таки я не могу вернуться к вашей истине: а между тем, написано: просите, и дано будет вам. Я ищу истину всюду, где только надеюсь найти хотя бы тень ее; и все же я не могу признать вашу истину вечной. А между тем, написано: ищите и найдете. Есть ли кто-нибудь среди вас, кто дал бы камень своему ребенку, просящему хлеба? Тем более, может ли так поступить Отец ваш Небесный?
У меня выступают слезы на глазах, когда я пишу это, я весь охвачен волнением, но я чувствую, что не погибну; я вернусь к Богу, к которому стремится все мое сердце. И здесь тоже свидетельство Святого Духа, за это я жизнью ручаюсь, хотя бы в Библии десять тысяч раз стояло обратное".
Молитвы 19-летнего Энгельса были услышаны. Ему был указан путь к истине, о которой он так горячо молил Отца Небесного.
-------------------------------
Марксистский "атеизм" формировался в русле философских концепций Гегеля, Фейербаха, библейской критики Штрауса и Бауэра, теории эволюции Дарвина. По Гегелю, истина заключалась в самом процессе познания, поднимающегося с низших ступеней развития на все более высокие, а его положение о непрекращающемся в мире процессе развития, отрицании старого новым, более совершенным, стало обоснованием правомерности социальной борьбы. Революция Фейербаха стала философской основой социализма: объявив христианство, каким оно было 18 веков, вредным и реакционным, несовместимым с разумом и истиной, парализующим стремление к преобразованию мира, Фейербах провозгласил вместо религии любви к Богу религию любви человека к человеку: человек человеку Бог. Человечество будет освобождено посредством любви. Образ Бога – это отчужденная духовная сущность самого человека, представляемая как самостоятельное существо /ср.: "Бог есть Дух"/.
По признанию Энгельса, Фейербах серьезно исследует только одну религию – христианство, "эту основанную на монотеизме мировую религию Запада", и показывает, что христианский Бог есть лишь фантастическое отражение человека.
Так благодаря Фейербаху было провозглашено истинное Православие, отныне не знающее иудейских богов: "весь закон в одном слове заключается: люби ближнего как самого себя", - а человек провозглашен Богочеловеком. Истинный Бог и истинный Христос по-прежнему остаются втайне.
Работы Фейербаха дали мощный толчок развитию материализма, застрявшему в "темной абстрактной гегельянщине". "Заклятие было снято, система была взорвана и отброшена в сторону, - вспоминал Энгельс. - Воодушевление было всеобщим. Все мы стали фейербахианцами... Истинные социалисты Германии ударились в любвеобильную болтовню".
Действительность, однако, была далека от торжества любви. Атеизм 18 века принес с собой "евангелие маммоны", по выражению Карлейля. Карлейль жаловался на суетность и пустоту века, обвиняя его в лицемерии и лжи. Энгельс парирует Карлейлю: "И мы придаем большое значение борьбе против несостоятельности, внутренней пустоты, духовной смерти, неискренности века, - со всем этим мы ведем борьбу не на жизнь, а на смерть, так же, как и Карлейль, но мы имеем гораздо больше шансов на успех, чем он, потому что знаем, чего хотим. Мы хотим покончить с таким атеизмом, каким его изображает Карлейль, мы хотим возвратить человеку его содержание, которого он лишился благодаря религии, - не какое-то божественное, но человеческое содержание, и это возвращение сводится прямо к пробуждению самосознания... Если бы карлейлевское пантеистическое определение атеизма было правильным, настоящими атеистами оказались бы не мы, а наши христианские противники. Нам в голову не приходит нападать на "вечные внутренние факторы Вселенной"; напротив, только мы и обосновали их настоящим образом, доказав их вечность и защитив их от произвола противоречивого в самом себе Бога... В презрении к истории, в невнимании к развитию человечества повинна целиком другая сторона: в этом повинны опять-таки христиане, которые, построив особую "историю царства божия", отказывают действительной истории во всякой внутренней значимости и признают эту значимость только за своей потусторонней, абстрактной и к тому же вымышленной историей; утверждая, что человеческий род достигает завершения в их Христе, они приписывают истории мнимо конечную цель, якобы достигнутую Христом: они обрывают историю посреди ее течения и уже поэтому, последовательности ради, должны выдавать последние 18 веков за дикую бессмыслицу и полную бессодержательность. Мы требуем, чтобы истории было возвращено ее содержание, но в истории мы видим откровение не Бога, а человека, и только человека...
Только человеческое содержание всех религий дает им еще кое-где хоть какое-то право на уважение: лишь сознание, что даже самое дикое суеверие все же в своей основе отражает вечные свойства человеческой сущности, хотя бы в такой изуродованной и искаженной форме, - только это сознание спасает историю религии, и особенно в период средневековья, от полного отрицания и вечного забвения. Иначе, конечно, такая судьба постигла бы эту "богопреисполненную" историю. И чем больше в ней "богопреисполненности", тем больше в ней бесчеловечности, скотоподобия; "богопреисполненные" средние века во всяком случае привели к полному озверению человека, к крепостничеству, к праву первой ночи и т.д. Безбожие нашего времени, на которое так сетует Карлейль, есть именно его богопреисполненность. Отсюда становится ясным также, почему я назвал человека "решением загадки сфинкса". До сих пор вопрос всегда гласил: "Что есть Бог?" и немецкая философия разрешила его так: Бог - это человек. Человек должен познать самого себя, сделать самого себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир по-человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена".
Маркс и Энгельс подводят черту под всей предшествующей историей христианства:
"Социальные принципы христианства располагали сроком в 1800 лет для своего развития... Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата. Социальные принципы христианства проповедуют необходимость существования классов - господствующего и угнетенного, и для последнего у него находится лишь благочестивое пожелание, чтобы первый ему благодетельствовал. Социальные принципы христианства переносят на небо обещанную консисторским советником компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих мерзостей на земле...
Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом – все качества черни...
Из развалин феодализма возникло христианское государство, завершение христианского миропорядка в политическом отношении; возведением интереса во всеобщий принцип завершается этот христианский миропорядок в другом отношении... Уничтожение феодального рабства сделало "чистоган единственной связью между людьми". Собственность – природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному началу - возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги - отчужденная, пустая абстракция собственности, - делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено; рабство современного торгашеского мира - усовершенствованная, законченная, универсальная продажность - носит более бесчеловечный характер, чем крепостное право феодального времени; проституция носит более безнравственный и более грубый характер, чем право одной ночи. - Выше этого христианский миропорядок подняться не может; он должен рухнуть от внутренних причин и уступить место человеческому, разумному строю".
Для господствующего христианства "нет Бога кроме Яхве". Исследование религий завершилось для Маркса и Энгельса выводом, что бог монотеизма и идеалистической монотеистической философии - это "иудейский, исключительно национальный бог Яхве"; христианство же, определенное ими как "религия частной собственности", "специфическая религия капитала", - является "сущностью религии", "религией как таковой", "абсолютной, т.е. абстрактной религией", "обожествлением человека как особой религии". А потому, по их заключению, "все возможности религии исчерпаны; после христианства, после абсолютной, т.е. абстрактной религии, "религии как таковой" не может появиться никакая другая форма религии. Карлейль сам признает, что католическое, протестантское и всякое другое христианство неудержимо идет навстречу гибели".
Своей знаменитой формулой "Религия - опиум народа" Маркс превращает страшного зверя лжехристианства в прах: "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народов. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его настоящего счастья... Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия".
------------------------------------
С позиций атеизма Марксу удалось легко разгадать тайну еврейской религии. Он разгадал ее в обыденном земном еврее, извлеченном из религиозного облачения и представшего в его неприглядной наготе:
"Поищем тайны еврея не в его религии, - поищем тайны религии в действительном еврее. Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги... Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога... Бог евреев сделался мирским, стал мировым богом. Вексель - это действительный бог еврея. Его бог - только иллюзорный вексель".
Бруно Бауэру, который решал вопрос освобождения евреев в Германии, где они были лишены политических прав, Маркс адресует гневную отповедь:
"Еврей уже эмансипировал себя еврейским способом... Он эмансипировал себя не только тем, что присвоил себе денежную власть, но и тем, что через него и помимо него деньги стали мировой властью, и практический дух еврейства стал практическим духом христианских народов. Евреи эмансипировали себя настолько, насколько христиане стали евреями".
Маркс называет болезнь христианского мира: "Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство", "христианство только по видимости преодолело реальное еврейство", "практический дух еврейства стал практическим духом христианских народов".
Маркс и Энгельс ставят задачу освобождения человечества, в том числе и евреев, от еврейского духа: "Эмансипирование еврея в человека, или человеческая эмансипация от еврейства... выставлено... общей задачей всего современного мира, до мозга костей пропитанного еврейством". Маркс решает этот вопрос так: "Организация общества, которая упразднила бы предпосылки торгашества, а следовательно, и возможность торгашества, - такая организация общества сделала бы еврея невозможным". Классом, который может осуществить общечеловеческую эмансипацию, является пролетариат, он "приводит в исполнение приговор, который частная собственность, порождая пролетариат, выносит себе самой".
В Брюсселе Маркс и Энгельс организовали рабочее общество, поддерживавшее связь с пролетарскими и радикальными организациями, в том числе и с "Союзом справедливых". Теоретиком этого “Союза” был Вейтлинг - проповедник раннехристианского коммунизма, широко использовавший тексты Евангелия для обоснования своей теории. Движимый теми же задачами, что и марксисты, "Союз справедливых" предложил созвать в мае 1847 г. международный коммунистический конгресс с целью создания крепкой партии и предложил Марксу и Энгельсу стать членами "Союза", предоставив им возможность изложить свой "критический коммунизм" в виде манифеста и дав согласие на обновление идейных принципов и структуры "Союза". Маркс и Энгельс вступили в организацию, которая в 1847 г. была переименована в "Союз коммунистов". Составленный Энгельсом проект под названием "Коммунистический символ веры" стал основой его программы. Таким образом вейтлинговский "Союз справедливых", основывавшийся на Евангелии, стал марксистским "Союзом коммунистов" - происходит "солнцеворот".
"Союз коммунистов" дал начало Международному Товариществу Рабочих", или ПервомуI Интернационалу - "партии переворота", находящейся в самом водовороте жизни, призванной для дальнейшей проповеди коммунизма и формирования нового человека. Партия вылилась в Международное коммунистическое движение, обнявшее проповедью коммунизма почти 100 стран мира, объединяя в одно целое, в один монолит католиков, протестантов, православных, иудаистов, мусульман, буддистов и так далее, - чего не удалось христианскому духовенству, разъединившему христиан на враждующие конфессии, оспаривающие истины друг друга.
---------------------------------
Итак, христианство было определено Марксом как "специфическая религия капитала", и борьба с ним, "религией как таковой", есть задача коммунистической партии. Но первоначальное христианство вновь и вновь манило к себе, завораживало Энгельса на протяжении всей его жизни. На исходе лет он признавал, что Бауэр, утверждавший, что христианство является продуктом греко-римской культуры, "во многом далеко хватил через край", что, если следовать Бауэру, то местом возникновения христианства является не Галилея и Иерусалим, а Александрия и Рим и т.д. Он исследовал Евангелие, пытаясь разгадать его тайны, и чем больше вглядывался в него, тем чаще находил волнующие аналогии: история коммунистической партии повторяет историю первых христиан. "Почти 1800 лет назад в Римской империи тоже действовала опасная партия переворота, - писал он, - партия переворота, известная под именем христиан... Император Диоклетиан издал закон против социалистов, то бишь христиан... И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты... Социализм, в той мере, в какой он тогда был возможен, действительно существовал и даже достиг господства - в лице христианства. Дело лишь в том, что это христианство, - а в силу исторических предпосылок иначе и не могло быть, - хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти". - Лжеучение церкви Энгельс называет "историческими предпосылками" и не замечает нелогичности своего высказывания: христианская коммуна реально существовала на земле, а не на небе. Здесь разум его был усыплен. И будучи не в состоянии понять свое наваждение и разрешить противоречие между истинным христианством и лжехристианством официальных церквей, но в то же время определяя последнее как "первоначальное христианство, подвергающееся прогрессирующему вырождению", он то проводит параллель между социализмом и первоначальным христианством в массовых религиозных движениях средних веков, то соединяет одной чертой первоначальное христианство - через все средневековье - с рабочим коммунизмом, уже "с красным знаменем в руках и с коммунизмом на устах", "с требованием общности имущества на устах". "Как французские революционные коммунисты, - пишет он, - так в особенности Вейтлинг и его последователи ссылались на первоначальное христианство задолго до того, как Эрнст Ренан сказал: "Если хотите представить себе, чем были первые христианские коммуны, общины, присмотритесь к какой-нибудь секции Международного Товарищества Рабочих". Этот французский беллетрист... сам не знал, сколько правды заключалось в его вышеупомянутых словах... Как наши первые коммунистические общины, так и первые христиане отличались беспримерным легковерием по отношению ко всему, что им подходило, так что у нас даже нет уверенности в том, не вкрался ли в наш Новый Завет тот или иной отрывок большого количества писаний, сочиненных для христиан Перегрином".
Свое исследование Евангелия Энгельс изложил в работе "К истории первоначального христианства". И с гордостью писал о взлелеянной партии в письме к Каутскому: "А ведь это поистине великолепно. Впервые в истории крепко сплоченная рабочая партия выступает как настоящая политическая сила... сила, существование и рост которой так же непостижимы для правительств и старых господствующих классов, как нарастающая лавина христианства была непостижима и непонятна для властей погибающего Рима, - эта сила также уверенно и неудержимо прокладывает себе путь, как в свое время христианство..."
Этой "партии переворота" предстояло работать в "винограднике" вместо старого духовенства, по евангельской притче о двух сыновьях, посылаемых на работу: один сказал: пойду - и не пошел; другой сказал: не пойду - и пошел выполнять волю Отца, который втайне. Партии коммунистов предстояло разрушить ветхий, старый мир и строить Новый, коммунистический мир, преодолевать ветхого человека и формировать нового человека с его НОВЫМ, ВЫСШИМ СОЗНАНИЕМ, МЫШЛЕНИЕМ, РАЗУМОМ - ДУХОМ.
Отречемся от старого мира,
Отрясем его прах с наших ног.
…………………………………….
Мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем.
..……………………………………
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнем в борьбе.
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
РОССИЯ АПОКАЛИПСИСА: ДВА ПРАВОСЛАВИЯ
В России крепостное право продержалось до 1861 года. Еще полтора века назад господа-христиане своих крепостных секли на конюшнях, травили борзыми, дарили, проигрывали в карты, продавали "с молотка". Существовала установленная цена крестьянской души, о ней можно справиться у Гоголя. Бежавших крестьян разыскивали, наказывали батогами, вырезали ноздри, клеймили. С дворовыми слугами, которых у вельможной знати было по несколько сотен человек, можно было делать все, что угодно, только чтобы не убить. За надругательство над крепостными, за их истязания и даже за убийство их господа не несли никакого наказания, не известны случаи отлучения их от церкви, напротив, отлучению подвергались те, кто разоблачал светских и духовных владык. Постыдные факты "христианской" жизни господствующих классов стали достоянием исторической и художественной литературы, искусства, неоспоримыми свидетельствами.
О вопиющем положении крепостных и характере церковных проповедей того времени дает полное представление глава из книги В. Буганова, А. Богданова "Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви", которая называется "Крепостной мыслитель Федор Подшивалов". Ей предпослан эпиграф - слова А. Бенкендорфа: "Крепостные /крепостное состояние/. Среди этого класса встречается гораздо больше рассуждающих голов, чем это можно было бы предположить с первого взгляда". Вот эта глава в сокращении.
Все 36 лет, прожитых Подшиваловым, были проведены в рабстве. Он помнил себя с семилетнего возраста... Мать Федора за короткое время родила еще одного сына и четырех дочерей... Пришло время, когда отец не мог уже удовлетворить алчность управителя, - семья множилась, дети подросли, требовали пищи, одежды, обуви. Федор помнил, как Гамов требовал при каждом отчете бить отца и мать немилосердно розгами, батогами, кнутами. "В чем вы повинны?" - спрашивали дети родителей. "Бог весть, дитятко", - отвечали те, - "что делать, Бог терпел и нам велел". Безропотно снося побои, отец Федора заболел чахоткой, и спустя год мужик помер. Мать пошла работать в солдатский дом. Семья жила голодно, но Федор смог целый год проучиться в приходской школе. Несчастья не прекращались. Сестра Подшивалова прогневала управителя, и тот отправил ее скованную на самую трудную и черную работу на винокуренный завод, где утром и вечером ее ежедневно секли розгами. Однажды сестра сумела сбежать в другое село, к тетке. Управляющий допрашивал ее с разнообразными и мучительными пытками, надев на шею рогатки и забив ноги в колодки. На шею матери к тому же повесили цепь с замком, а другой конец цепи был вбит в плаху весом до двух пудов.
"Боги праведные! - взывал Подшивалов. - Избавьте от этого мучительного Бога, который всем велел терпеть и мучаться! Владыка Всемогущий, когда ты пошлешь прекратить несчастное сие наследство, а ты, мучитель, доколе еще будешь путать род человеческий в своих сетях и слепить, как лягушек болотных? Нет, время уже прекратить сие мучение!"
"Какими я должен почитать родителей своих? - вопрошал себя крепостной. - Не иначе как медведями и извергами детей своих, ибо они сызмальства вколачивали нам в голову такую чепуху, что есть сатана, который в будущем веке будет варить нас в котлах. За что, спроси? Чтобы повиновались своим господам, которые и на этом свете не забывают потчевать нас дубиною?"
Эту дубину Подшивалов хорошо прочувствовал с детства. На десятом году жизни приказчик отдал его в ткацкую фабрику. Через год голодный и постоянно избиваемый мальчишка уже стоял за станком, изготовляя ровное пятичетвертное полотно. На 14-м году от непосильной работы и постоянного страха он начал харкать кровью. Видя, что на фабрике Подшивалов все равно помрет, управляющий отпустил его в столицу, в кухню князя Андрея Николаевича Долгорукова... Так многие годы передавался крепостной, как вещь, из рук в руки. "Что вы пожелаете с нами делать, то и делаете, - думал Подшивалов о многочисленных своих хозяевах. - Вы вольны в моем имуществе, и даже в теле. И душа нередко вам попадается в жертву. И переносит иной не меньше Иисуса, только-только на кресте не бывает... Почему люди должны на земле терпеть смертную муку и жить в аду, из которого один выход – в могилу? Откуда еще глупость взята, продавать и покупать тварей, подобных самим себе? Откудова этот манер взяли? Должно быть, от Иосифовых братьев, которые продали брата своего в Египет. Господа в этом случае играют роль Иуды. А которого продают - тот занимает роль Иисуса Христа и мучается до тех пор, покудова перепродадут другому мучителю, и так - третьему. И до тех пор переходит из рук в руки, покудова от несносного человеку труда и разнообразных мук помирает. Только при смерти радуется, что прямехонько в рай, то есть в будущий век, приготовленный могилокопателями".
Подшивалов не мог понять, в силу какого закона барин проматывает в разврате и проигрывает в карты приобретенное тысячами людей, работающих в кровавом поте лица своего, почему "один скачет, а тысячи плачут? Первый не знает, куда расточить ваши трудами приобретенные имения, а последний средств не изберет, откудова достать оные. Видите ли, первый делает бал, а с последнего дерут шкуру за недоимку оброка. Первый едет лечиться на теплые воды от болезни, причиненной ему от излишнего роскошества, а последний и тут неправ; он должен дать денег ему на излечение. Первый, не дожимши до своего времени, от непомерной роскоши переселяется в свое прежнее жилище, а последний тоже ему следует от непомерных трудов".
К 1828 г. Подшивалов побывал во всех кругах земного крепостнического ада. Он насмотрелся на офицеров, которым приходилось не болтать в столичных гостиных, а командовать людьми. Среди этих "теперешних наших природных благородиев нередко случается, что происходит какой-нибудь глупец или и совсем дурак, только и превозносится своим происхождением, а в поступках оказывает себя хуже простого солдата".
Голодные и оборванные солдаты, страдающие от тупости и жестокости начальников, мрущие от эпидемии, массами гибнущие во имя Бога, царя и Отечества, потрясли воображение видавшего виды крепостного. "За какую мы веру и Отечество должны свою кровь проливать? Верно, за то, чтобы по возвращении с битвы за Отечество вздыхать и рыдать, глядя на своих соотечественников, на ихнюю губительную жизнь, какую они терпят на барщине, и от наложенного на них господином оброка". И здесь вера православная оправдывала терпение и бессловесность рабов в солдатских мундирах. Подшивалов видел, что в этом "Старом свете" нет спасения человеку...
Смятение мыслей не утихало. Где правда? Что есть Бог и что есть Человек? Кто спасет миллионы людей от уготованного им на земле ада?
Ночью ему явилось яркое видение. Крепостной увидел себя вознесенным на страшную высоту. Небывалый свет сиял здесь, и необыкновенный голос рек: "Здесь пребывает чистый и праведный". И еще многое говорил голос, из чего Подшивалов внезапно понял, что для просвещения народа он сам должен написать наставительные книги. За просветлением все бедствия несчастной России ринулись в видениях новому посланнику Божию Федору... С великим движением и побуждением он принялся за перо. 6 мая 1830 г. была начата книга "Новый свет и законы его". Подшивалов взялся доказать, что мир порабощения, "Старый свет" должен быть сломан до основания и открыть дорогу к Новому свету свободы, равенства, братства, гуманному миру, соответствующему самой природе человека.
"Все наши законы взяты от Иисуса Христа, ибо они основаны на мучении... Если бы не надеялись на будущее, а разрешали бы здесь, на земле, наверное, лучше было бы. А то все упование наше возлагаем на будущие два мнимые царства - ад и рай, - выдуманные Христом, и на всю его путаницу. Пора найти правду. Прошло время сотворить Новый свет на земле нашей и отыскать правду... Последняя вера, в которую все нации и все умные люди веровать будут, то есть истинному Богу, то есть творцу неба и земли... Человек родится совсем не для того, чтобы он мучился или кто бы его мучил, а для того, чтобы был в совершенном виде человека он украшал природу и землю и прославлял бы создателя своего".
Расследование по делу Подшивалова возглавил сам Бенкендорф. Крепостной мыслитель Федор Подшивалов провел 9 лет в соловецкой тюрьме, затем пошел по этапу в Сибирь, вслед за другими правдоискателями земли Русской.
-----------------------------------
Период разложения феодально-крепостнической системы, развития капиталистических отношений в России пришелся на вторую половину 18- первую половину 19 в. и сопровождался вторым всплеском реформационного движения в форме сектантства - т.н. духовного христианства, главными течениями которого были духоборчество и молоканство. С самого начала это движение провозгласило общность имущества, равенство и братство всех людей независимо от имущественного и государственного положения, национальной и религиозной принадлежности, - братство всех сынов Божьих, объединенных общим делом построения Царства Божьего на земле. Отвергая современную им действительность, в т.ч. и господствующую церковь как "царство Вавилона", духовные христиане учили о "внутренней церкви", находящейся внутри человека, который есть "чудное дивное творение Божье". Отвергая всякую внешнюю обрядность, они считали главными добродетелями братолюбие и трудолюбие на пользу общины. Общинная собственность, движимая и недвижимая, была общим достоянием, избранные лица регулировали труд и потребление, были общие кассы.
Бурный рост этих сект отмечается с конца 18 в. Духоборческая коммуна на Тамбовшине образовалась в 60-е годы 18 в., на Молочных Водах – в начале 19 в., в 30-х годах 19 в. - молоканская коммуна в Саратовской губернии.
В начале 19 в. царское правительство прибегло к массовому насильственному выселению духовных христиан сначала в Таврическую губернию, а затем в Закавказье. Но прервать возобновление и распространение этих сект не удалось, они ширились. Однако коммунизм, рассчитанный на добросовестность, потерпел поражение и у духовных христиан: в коммунах находились наглые и ловкие "приватизаторы", прибирающие к рукам сначала власть, а потом и общинное имущество. Они превращались в конце концов в сельскохозяйственных или промышленных буржуа, а низы вновь оказывались в зависимости. Лев Толстой, с симпатией относившийся к духоборам, писал: "по мере повышения материального благосостояния начинает понижаться или по крайней мере останавливаться в общине рост религиозно-нравственного сознания. То же было и с духоборами, поселенными на Кавказе: богатея, они стали ослабевать в исполнении нравственных требований своего закона".
Духоборы Грузии разделились на три партии: богачей, среднюю и бедноты. Беднота пыталась вернуться к началам равенства и общности имуществ, труда, быта, но была побеждена богачами, призвавшими правительственную администрацию и полицию. Руководителя партии бедноты отправили в ссылку, следом за тем его сторонников репрессировали за устройство антимилитаристской демонстрации.
В конце 19 в. в Тверской губернии возникла секта сютаевцев, а на Украине появились духовные христиане-штундисты. И те, и другие учили братолюбию, с которым на земле станет возможной обшинность. Частная собственность - источник зла. Духовные христиане призывали капиталистов к нравственному совершенству. Но, как гласит народная мудрость, сытый голодного не разумеет. А потому настанет день, пылающий как печь, и попалит нечестивых, говорит библейское пророчество, и взойдет иное Солнце - палящее Солнце правды, Солнце истины /Мал.4/.
Несмотря на приближающуюся грозу, предупреждения пророков, Русская православная церковь продолжала сохранять "чистоту" своего лжеучения. Накануне революции это лжеучение разоблачал Лев Толстой. Он писал: "Церковное учение, несмотря на то, что назвало себя христианским, есть та самая тьма, против которой боролся Христос и велел бороться своим ученикам... Как ни удивительно понявшему учение Христа то заблуждение, по которому признается, что учение Христа очень хорошо для людей, но неисполнимо; но заблуждение, по которому признается, что человек, желающий не на словах, а на деле исполнять учение Христа, должен уйти из мира, еще удивительнее... По церковному же учению, Христос-Богочеловек дал нам пример жизни. Всю известную нам жизнь свою Христос проводит в водовороте жизни: с мытарями, блудницами, в Иерусалиме, с фарисеями. Главные заповеди Христа - любовь к ближнему и проповедание другим Его учения. И то, и другое требует постоянного общения с миром. И вдруг из этого делается тот вывод, что по учению Христа надо уйти из мира /в монастырь/, ни с кем не иметь никакого дела и стать на столб. Чтобы следовать примеру Христа, оказывается, что надо делать совершенно обратное тому, чему Он учил и что Он делал".
В 1901 г. Синод принял решение об отпадении графа Толстого от православной церкви. Толстой ответил: "То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но я отрекся от нее не потому, что восстал на Господа, а, напротив, только потому, что всеми силами желал лучше служить Ему... Я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения".
Фарисейская церковь учила, что Христос утвердил Ветхий завет, что Царство Божие не надо искать на земле, а дожидаться за гробом. Сама же служила маммоне, на кровавый алтарь Яхве приносила в жертву слепых стонущих рабов. Эту суть православной ветхозаветной церкви изобличали социал-демократы во главе с Лениным. Ленин так характеризовал ее: "Крепостники в рясах", "крепостное право Филарет Московский прямо оправдывал текстами св. писания из Ветхого завета", "религиозные мракобесы", "кормящие народ простой грубой пищей старого Моисеева десятословия"; "связь религии и капитала", "связь церкви с буржуазией". "Поповские проповеди говорятся в защиту богатого класса", "христианские попы, приукрашивая фразами о любви к ближнему и о заповедях Христа политику угнетающих классов, рабовладельцев, феодалов, капиталистов, примиряя угнетенных с их господством... того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит терпению и смирению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду... учит безропотно переносить земной ад ради небесного будто бы рая". Задача социал-демократов - вырвать трудовой народ из этих религиозных пут, из этого рабства, поднять на революционную борьбу против угнетателей: "Современный сознательный рабочий... отбрасывает с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле... единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе". При этом В.И. Ленин сочувственно относился к сектантам: штундистам, старообрядцам, духоборам и другим им подобным, проповедующим рай на земле, или "замаскированный социализм", по определению представителя Синода. В этих сектантах, находящихся в оппозиции к господствующей православной церкви, подвергающихся травле со стороны церкви и самодержавия, социал-демократы видели своих союзников и требовали их амнистии, изобличали "позорную русскую инквизицию, травящую исповедание неказенной веры, неказенных мнений, неказенных учений". Позже, после победы Великой Октябрьской социалистической революции, специальной директивой ЦК ВКП/б/ 1922 г. было рекомендовано "особенно внимательно относиться к таким сектантским группировкам, как духоборы и им подобные, среди которых... замечается усиленное стремление создать коллективные формы ведения общественного хозяйства... воздерживаться от какого бы то ни было стеснения их хозяйственной деятельности". Если бы, подобно сектантам, и Русская православная церковь стремилась к созданию рая на земле! Но, как подчеркивал православный историк В. Иванов, стремление "к высшему идеалу человечества - Царству Божьему на земле…, создание рая на земле находится в резком противоречии с учением Православной Христианской Веры", т.к. "основной христианский принцип, прямой завет Господа нашего Иисуса Христа гласит: "Царство Мое не от мира сего, ищите не царства земного, а Царства Небесного… взыскание же царства земного - еврейский мессианизм, который заключается в том, что еврейский мессия - это грядущий царь здесь, на земле, господствующий над всеми другими народами".
Православный Иванов перепутал Царство Божие на земле с царством маммоны. И что же такое получается: не ищи Царства Божьего на земле, предоставь землю Царю Иудейскому???
Но давайте посмотрим, откуда взялся этот "прямой завет" православного Господа Христа: "Царство Мое не от мира сего, ищите не Царства земного, а Царства Небесного".
Такого "прямого завета" в Евангелии нет, это сочинение из двух отрывков евангельского текста.
Отрывок первый: Спаситель говорит иудеям: не можете служить Богу и маммоне - богатству. Что заботитесь для души, что вам есть, пить, во что одеться? Ищите прежде Царства Божьего, - а оно внутри вас, - и это все приложится вам. - Где, спросим Иванова, на земле или на небе? Ищите собственного совершенства, стремитесь к созиданию совершенного общества, и это приложится вам. Или вот еще: Царство Божие не пища и не питие, а праведность и мир и радость во Святом Духе.
Отрывок второй: Пилат спрашивает Спасителя: Ты Царь Иудейский? - Пилат спрашивает о конкретном Иудейском царстве, где иудеи ждали обещанного царя-мессию, и Спаситель отвечает о ветхом мире сего Иудейского царства, а равно и об окружающем несовершенном мире, где "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская": Царство Мое не от мира сего... ныне Царство Мое не отсюда". Но "ныне" отнюдь не значит, что Царство Божие не наступит на земле никогда, - Христос пришел спасти мир, Он - Свет миру, и уже Апостолы свидетельствуют, что "тьма проходит, истинный свет уже светит", что "ночь прошла, а день приблизился", что "Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего", - "и да владычествует в сердцах ваших мир Божий” и т.д./Кол.1:13; 3:15 и др./.
Но по злонамеренности одних и недомыслию других лжеучение фарисеев "не ищите Царства Божьего на земле" стало увековеченными муками угнетенных.
------------------------------------
Русская православная церковь встретила Октябрьскую революцию враждебно, встала на сторону контрреволюции. Патриарх Тихон предал анафеме Советскую власть, поместный собор призвал верующих противодействовать проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и о конфискации церковных имуществ. Антисоветские выступления церковного руководства привели к консолидации внутрицерковной оппозиции, принявшей социалистическую революцию, - обновленцев. Поместный собор осудил этих епископов, клириков, монашествующих и мирян как "богопротивников" и "преступников" и пригрозил церковными карами за содействие антицерковным актам. Конфликт между реакционным духовенством и Советской властью нарастал. Его развязке способствовала разразившаяся вдруг засуха, вызвавшая голод. Для закупки хлеба решено было изъять часть церковных ценностей из золота, серебра и драгоценных камней - церковь утопала в драгоценностях. Протестующее воззвание патриарха Тихона спровоцировало многочисленные кровавые столкновения. На это Советская власть ответила массовыми репрессиями реакционного духовенства и реакционной буржуазии - горе, вам, фарисеи!
Лишь после того, как ветхозаветному дракону дали по пасти /позволь, Господь, так сказать!/, а церковная оппозиция выступила с программой политической переориентации церкви, осудила капитализм как противохристианское состояние общественной жизни, – началось прозрение, патриарх Тихон выступил с раскаянием и благословил рабоче-крестьянскую власть в ее трудах для общенародного блага. Через два года после смерти патриарха Тихона его церковь возглавил митрополит Сергий, который призвал упорствующих фарисеев пересмотреть свое отношение к советской действительности.
Каким же было вероучение церкви с того времени?
Поначалу она утверждала, что христианство не занимается решением земных проблем. "Христос в своей евангельской проповеди не затрагивал и не решал вопросов политики, права, экономики и т.п., предоставляя решение их свободе человека... Как смотреть на общественное неравенство людей? Как должны быть распределены в обществе материальные блага? Позволительна ли собственность? Надобно ли стремиться к материальному уравнению членов общества? Как смотреть на рабство? нормально ли ограничивать сферу деятельности женщин семьей? Каковы должны быть отношения власти к народу? Какие формы власти лучше? и т.п. - на все эти и другие вопросы любопытные не найдут прямого ответа в Евангелии, по той причине, что его там нет", - писал Журнал Московской патриархии в 1944 г. Но в 60-е годы богословы делают акцент на проведение параллелей между христианством и коммунизмом: христианство рассматривается как "революционный фермент, вносимый в социальные события" /ЖМП, 12/1966/. Была принята концепция коммунистического христианства, утверждалось, что христианство есть религия благодатного труда для устроения жизни человека на земле, что коммунисты заняты именно таким устроением, и церкви следует поддерживать эту деятельность коммунистов. "Мы не расходимся с марксистами в понимании основных задач человечества в этой жизни", - писал ЖМП,11/1969. Идеалы социализма были объявлены "христианскими по самому существу своему", "идеи социализма, проникнутые любовью к страждущему человечеству, созвучны основе христианского нравственного учения", - утверждал ЖМП 12/1962. Переосмыслению подверглось церковное учение о спасении: идею "личного спасения" сменила идея подвижничества ради других, служения ближним и дальним. Была осуждена традиционная в православии апология страданий как кратчайшего пути к спасению, ее приверженцы были названы "узкими фанатиками с изуродованным представлением о христианстве". Было объявлено, что нести свой крест "есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым, непрестанное болезнование о том, чтобы эти заветы получили свое осуществление в жизни человеческого общества" /ЖМП 1/1965/. В дальнейшем Русская православная церковь поддерживала социалистический строй, внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза.
Но вот грянула перестройка, и вавилонская блудница отрекается от коммунизма, принимает активное участие в развязывании антикоммунистической истерии. В августе 1991 г. патриарх РПЦ Алексий II обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам: "Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу и всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда уже не будет государственной в России. Она попыталась силой навязать себя народу, но народом же была ненасильственно отвергнута... Дорогие мои! С радостью освобождения вас!" Снова на русскую землю вползает дракон: "Яхве - Бог и Отец всех, все мы дети Ветхого завета Его на Синае, который в Новом завете обновлен Христом". В ночь штурма ВС РСФСР в августе 1991 г. Его Святейшество отлучил от "святой" православной церкви всех защитников социалистического строя. 25 августа во всех православных храмах России прошли службы "во спасение Отечества от тоталитаризма". Церковь благословляет приватизацию, и с ее благословения начинается расхищение общенародной собственности: "Новая власть, - пишет в 1992 г. митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн, - обещает народу приватизацию собственности, обещает вернуть ему то, что было отнято в нарушение самых элементарных человеческих прав. Это благое и богоугодное дело".
С тех пор ненасытное чудо-юдо пожирает Россию, а православные стенают о том, как же им Русь от Каинов спасти, - одобрив закон о вероисповеданиях, по которому иудаизм признан традиционной и уважаемой религией в России, а коммунисты, призванные бороться с религией частной собственности, своим содействием или бездействием утвердили это.
"ДУХ ЕСТЬ ИСТИНА". ЧТО ЕСТЬ ДУХ? "ТАЙНА ЕСТЬ ХРИСТОС В НАС"
Что же есть истина? Евангелие дает такие определения:
- ИСТИНА ЕСТЬ СЛОВО Отца, Бога истинного; истина произошла чрез Иисуса Христа, истина во Христе: "Я есть путь и истина и жизнь", - говорит Христос, Бог-Слово, Логос /"Слово было Бог, Слово стало плотью и обитало с нами, полное истины" - см. Иоан.1:1-17; 14:6; Еф.4:21/.
- ИСТИНА ЕСТЬ ЗАКОН СОВЕРШЕННЫЙ, ЗАКОН СВОБОДЫ: "Родил нас Отец Словом истины... посему примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души, будьте исполнителями слова... Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, тот, будучи исполнителем дела, блажен будет в своем действовании"; свобода же там, где Дух Господень; "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была угождением плоти: но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего, как самого себя". Любовь же есть совокупность совершенства./Иак.1:13-25; 2Кор. 3:17; Гал.5:13; Кол.3:14/.
- ИСТИНА ЕСТЬ ДУХ СВЯТОЙ. Дух Святой есть и Бог истинный, от Которого исходит Дух истины или истина, он /она/ пребывает и в Сыне Божьем. Дух Божий есть и Дух Христов, и слова Христовы, глаголы вечной жизни: "слова, которые Я говорю, есть Дух". Во Христе пребывает и Отец: "Отец пребывает во Мне". /1Иоан.5:6; Деян. 5:3-4; Иоан.15:26; Рим.8:9; Иоан.4:24; 6:63; 14:10/.
Вот такой ребус. Попробуем подытожить:
Истина=Слово=Закон /Речь/=Христос=Дух Святой=Отец=Бог истинный.
Апостол Иоанн говорит: ОТЕЦ, СЛОВО И СВЯТОЙ ДУХ есть единая Троица /1Иоан.5:7/.
Все, ВОДИМЫЕ ДУХОМ БОЖЬИМ, СУТЬ СЫНЫ БОЖИИ, говорит Апостол Павел и призывает возрастать в нового, совершенного человека - Сына Божьего /Рим.8:2; Ефес.4/. В совершенстве спасение, в совершенстве бессмертие.
Что же такое или кто такой Дух Святой???
Посмотрим на этот вопрос с точки зрения марксистско-ленинской философии. Она отождествляет ДУХ /всякий - и святой, и злой/ с СОЗНАНИЕМ, МЫШЛЕНИЕМ, что предполагает наличие УМА-РАЗУМА – особой функции ПСИХИЧЕСКОЙ деятельности, заключающейся в способности быть приемником, хранителем, преобразователем и источником ИНФОРМАЦИИ. Такое определение духа вполне согласуется с библейским контекстом, и прежде всего о Духе Божьем, Святом, или Духе с большой буквы:
Дух Божий проницает все, и глубины Божии /1Кор.2:10/, это дух премудрости и разума, дух ведения и благочестия /Ис.11:2/, он дает человеку разумение /Иов 32:8/; слова истины и здравого разума /Деян.26:25/; его получают через наставление в вере /Гал. 3:5/. Молиться духом значит молиться и умом /1Кор.14:15/; это слово Божие, которое действует в верующих /1Фес.2:13/; Дух Святой исполняет премудрости /Лк.2:40/, открывает тайну Христову /Еф.3:5/, говорит в пророках, Апостолах /2Петр.1:21; Лк.21:15/; предсказывает, учит, наставляет на истину /Лк.1:67;Иоан.14:26; 16:13/; живет в учениках Христовых /1Кор.6:19; 3:16/, вселяясь в сердца /Еф.3:16; Гал.4:6/; Духом Святым изливается в сердца Божия любовь и наполняет любовью /Рим.5:5; 15:3/, и т.д. Еще одна сторона Святого Духа в человеке - совесть, которую марксистско-ленинская философия определяет как этическую категорию, выражающую высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания: "не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" /Рим.9:1/; "язычники показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их"/Рим. 2;15/. Служение Святому Духу - это святые мысли, слова и дела: "умом служу закону Божьему" /Рим.7:25/; "покорение вере словом и делом" /Рим.15:18/, "в одном духе и одних мыслях" /1Кор.1:10/.
Наряду со Святым Духом и рожденными от него духами в человеках, в книгах Нового завета упоминаются иные духи, действующие в умах: злые духи, нечистые духи, после изгнания которых к человеку возвращается здравый ум; а также: лживые духи, духи злобы поднебесной; дух усыпления, дух заблуждения=дух антихриста; лукавый /диавол, сатана/ - дух мира сего=бог века сего=князь века сего=дух, действующий в сынах противления: "вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы некогда жили по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева" /Еф.2:1-10/; "У неверующих бог века сего ослепил умы" /2Кор.4:4/; они омрачены в разуме, у них развращенный ум /Еф.4:18; 2Тим.3:8/, оскверненный ум и совесть /Тит.1:15/, "они не позаботились ИМЕТЬ БОГА В РАЗУМЕ, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства" /Рим.1:28/. По плотским похотям жили среди язычников, и среди иудеев: "Вы жили, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишествам в пище и питии", - говорит Ап. Петр иудеям, ему вторит Ап. Павел: "Когда мы жили ПО ПЛОТИ, тогда страсти греховные действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" /2Петр.4:3; Рим.7:5-6/. У живущих по плоти и ум плотский: они "безрассудно надмеваются ПЛОТСКИМ УМОМ СВОИМ"/Кол.2:18/.
Как известно, Христос "от израильтян ПО ПЛОТИ", "от семени Давидова ПО ПЛОТИ, и открылся Сыном Божиим ПО ДУХУ святыни чрез воскресение из мертвых" /Рим.9:5; 1:1-4/. Сын Божий пришел, чтобы разрушить дела диавола - князя мира сего. Здесь открывается тайна распятия, тайна Христова.
"Вот ПЛОТЬ Моя, которую Я отдам за жизнь мира", - говорит Христос /Иоан.6:51/. Перед распятием Он молится Отцу: "Отче, избавь Меня от часа сего; но НА СЕЙ ЧАС Я И ПРИШЕЛ... ныне суд миру сему, НЫНЕ КНЯЗЬ МИРА СЕГО ИЗГНАН БУДЕТ ВОН". - Это говорил Он, давая разуметь, КАКОЮ СМЕРТЬЮ ОН УМРЕТ. Пилатова надпись на кресте гласит: ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. Фарисеи велели Пилату написать: "Я Царь Иудейский", но Пилат не подчинился /Иоан.12:27-33;19:21/.
Апостолы говорят о распятии: "ОН ГРЕХИ НАШИ /и всего мира/ Телом Своим ВОЗНЕС НА ДРЕВО", "ВЕТХИЙ НАШ ЧЕЛОВЕК РАСПЯТ С НИМ, чтобы упразднено было тело греховное", "бывшее о нас рукописание ОН ПРИГВОЗДИЛ К КРЕСТУ" /1Петр.2:24, Рим.6:6; 1Иоан.2:2; Кол.2:14/. - На кресте навеки пригвожденным остался князь мира сего и ветхий, плотский человек. Сын Божий воскрес из мертвых духом /1Петр.3:18/.
"Приходящий СВЫШЕ и есть ВЫШЕ всех, - говорил Иоанн Креститель о Христе, - а сущий от земли есть земной /человек/. Приходящий СВЫШЕ есть ВЫШЕ ВСЕХ" /Иоан.3:31/. Христос говорит иудеям: "Вы от НИЖНИХ, Я от ВЫШНИХ; вы от мира сего, а Я не от сего мира" /Иоан.8:23/. Апостолы называют низших, плотских, ветхих, земных людей душевными людьми /1Кор.2:14;3:1/: "Есть тела небесные, есть тела земные, есть тело душевное и тело духовное" /1Кор.15:40-50/, есть "люди душевные, не имеющие духа" /Иуд.1:19/. Душа по Библии есть дыхание жизни, которое имеют и люди, и животные /Быт.2:7/. У душевных людей плотский ум – ум похотей, плотских страстей, желаний, вожделений, они по развитию недалеки от животных /Иуд.1:10/. Христос и Апостолы называют их тварями, живыми мертвецами по грехам своим, - плотский, низший, ветхий человек смертен, если не примет разум от Бога. "Примите же насаждаемое слово, могущее спасти ваши души, будьте исполнителями слова", - взывает Апостол /Иак.1:21/.
Христос - Спаситель тела и души, совлек с нас греховное тело плоти, умертвив его духом. "Во Христе живут НЕ ПО ПЛОТИ, А ПО ДУХУ", - говорят Апостолы, и призывают "служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве", быть "служителями Нового завета, но не буквы, а духа, потому что буква убивает, а дух животворит". Они призывают совлечь с себя ветхого, низшего, плотского человека и "обновиться ДУХОМ УМА", "преобразоваться ОБНОВЛЕНИЕМ УМА", "обновиться Духом Святым", облечься в нового человека, созданного по Богу, возрасти в меру полного возраста Христова: "Не будьте дети УМОМ, ПО УМУ будьте совершеннолетни", "ищите горнего, О ГОРНЕМ ПОМЫШЛЯЙТЕ" /Еф.4:23; Кол.2:11, Рим.8:4; 7:6; Еф.4; Рим.12:2; Тит.3:5; Еф.4:13; 1Кор.14:20; Кол.3:1/.
Дух Святой и ОБНОВЛЕННЫЙ ИМ РАЗУМ по отношению к УМУ НИЗШЕГО, ПЛОТСКОГО, ВЕТХОГО человека есть ВЫСШИЙ РАЗУМ: "Сын Божий пришел и дал нам РАЗУМ" /1Иоан.5:20/, "мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога... Духовный человек судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал УМ Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем УМ ХРИСТОВ" /1Кор.2/.
Здесь надо напомнить слова Христа: кто скажет хулу на Сына Человеческого, простится тому, но кто скажет хулу на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем. Также надо напомнить заявление Его Святейшества об отпадении от Русской православной церкви тех, кто верует в Мировой Разум.
Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями, говорит Апостол Павел. "Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание /стяжательство - А.Б./, которое есть идолослужение... отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делам его и облекшись в нового, который обновляется в познании Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" /Гал.5:24; Кол.3:1-14/.
Христос в нас есть Дух Святой - Высшее Сознание, Высший Разум. Через него "вы сделались ПРИЧАСТНИКАМИ БОЖЕСКОГО ЕСТЕСТВА, удалившись от господствующего в мире растления похотью", "Бог послал в ваши сердца Духа Сына Своего", "Бог даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши" /2Петр.1:4; Гал.4:6; Еф.3:16-17/.
Дух есть творящая сила, Дух есть Свет, Дух есть огонь. "Духом пламенейте" /Рим.12:11/, "грядущий день в ОГНЕ открывается, и ОГОНЬ испытает дело каждого" /1Кор. З:13/. "Наступает ЭРА ОГНЯ, найдите мужество и разум принять ее", - говорит уже Новое Евангелие Святого Духа, данное в Гималаях.
Низший смертный человек |
Тело |
Душа |
|||
низший разум |
Низшее сознание |
низшее мышление | |||
плотский
ветхий земной душевный перстный |
плотское
греховное тленное душевное не имеющее Духа Божия |
животно- человеческая смертная |
плотский
развращенный:
ум похотей, страстей, вожделений, хотений; лукавство, лживость, фарисейство, ветхие законы, беззаконие... |
Грязная
совесть, ветхая мораль:
частная собственность, торгашество, ростовщичество богатство, роскошь, стяжательство, сребролюбие лицеприятие, праздность, леность, тунеядство… |
плотские земные помыслы:
эгоизм, корыстолюбие, хищничество, лихоимство, зависть, гордость житейская, надменность, тщеславие, напыщенность, пустословие сквернословие, злословие… |
Высший бессмертный Человек |
Тело |
Душа |
|||
Высший Разум |
Высшее Сознание |
Высшее Мышление | |||
новый
совершенный духовный небесный Сын Божий Свет; Огонь; святость в мыслях, словах, делах |
обновленное
духовное небесное чистое святое Храм Духа Храм Божий |
бессмертная
духовная святая |
обновленный, божественный духовный:
Мудрость, Любовь, Истина, Закон совершенства, общинность |
чистая
совесть, высшая мораль:
братство, равенство, коллективизм честность, скромность, кротость, воздержание, трудолюбие, нестяжание, милосердие, нетерпимость к делам тьмы.. |
Чистые,
духовные, высокие помыслы:
забота об Общем Благе, бескорыстность, самоотверженность, жертвенность, воинственность, стойкость, мужество, твердость, устремление… |
ХРИСТОС В НАС И ЕСТЬ ВЫСШИЙ РАЗУМ, ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ. Это есть "ТАЙНА, скрытая от веков и родов, открытая святым Божиим, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, - КОТОРАЯ ЕСТЬ ХРИСТОС В НАС, упование славы" /Кол.1:24-27/, - говорит посвященный Ап. Павел. /Христос, крест и распятие человека были известны и до христианства язычникам Египта, Индии, Греции и др./
-----------------------------------------
По учению марксизма-ленинизма, духовная жизнь общества – это общественное сознание, в котором большая роль принадлежит морали.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ, несовместимая с эгоизмом, своекорыстием, себялюбием, противостоящая буржуазной морали и ВЕТХИМ, ОТЖИВШИМ НОРМАМ, была признана в СССР ВЫСШЕЙ МОРАЛЬЮ, ВЫСШЕЙ СТУПЕНЬЮ НРАВСТВЕННОГО ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
КПСС осуществляла работу по формированию НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, достижению ВЫСОКОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ всех членов общества, при котором нормы права и морали сольются в единые нормы поведения членов коммунистического общества. Основной задачей коммунистического воспитания было формирование ВЫСОКОСОЗНАТЕЛЬНЫХ, всесторонне развитых людей, сочетающих в себе ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО, НРАВСТВЕННУЮ ЧИСТОТУ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО.
Фундаментом коммунистического воспитания полагался добросовестный ТРУД НА ОБЩЕЕ БЛАГО. Коммунистический труд - добровольный и творческий, на основе которого "начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное ЦАРСТВО СВОБОДЫ", по словам К. Маркса.
Конечный смысл коммунистического воспитания - в ВОЗВЫШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА, в расцвете его сущностных сил, его личности. Человек будущего – это ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ и ГУМАННЫЙ, пытливый и деятельный, целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА. По мере продвижения к коммунизму происходит и все более глубокая ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
Апостол говорит: все, водимые Духом Божьим, есть Сыны Божии. – Разве не знаете, товарищи коммунисты, что вы - Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Но горе разрушившим этот Храм.
Так называлась встреча Всемирного Русского Народного Собора, проходившая в октябре 1998 г. Семь лет взывала коммунистическая православная оппозиция к иерархам Русской православной церкви перейти на ее сторону, выступить в защиту народа от произвола и беззакония правящего режима, расточая славословия и хвалы: мол, церковь всегда была с народом. И вот по призыву Его Святейшества и при его участии представители традиционных религиозных конфессий, главы и представители всех ветвей власти РФ, лидеры отдельных политических партий и общественных объединений, деятели профсоюзного движения, науки и культуры искали пути устранения причин нынешнего кризиса и общую платформу, общий стержень объединения, общий вектор возрождения и развития России. Завершилась встреча обращением к согражданам спасти Россию.
Придется высокому собранию и согражданам вспомнить один документ советского времени, свидетельство высокой духовности наших устремлений - Моральный кодекс строителя коммунизма. Его заповеди, по вынужденному признанию христиан, соответствуют евангельским, но устанавливают не сугубо конфессиональные, а общечеловеческие нормы: общинность, любовь к своей горней социалистической Родине, честность, правдивость, нравственная чистота и скромность, нестяжание, коллективизм, добросовестный труд на благо общества, забота об общем благе, патриотизм, дружба, равенство, братство, взаимопомощь между людьми, гуманность, справедливость, солидарность. Этот коммунистический кодекс, он же евангельский кодекс, и был "Христом в нас" - вершиной духовного разума советских людей. Коммунистическая мораль, утверждавшая человека с большой буквы: "Се, Человек!", – была объявлена в СССР НРАВСТВЕННЫМ ЗАКОНОМ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ. Но в 1991-1993 гг. при подстрекательстве лжецов и фарисеев большинство сограждан отвергло его: "Распни, распни Его, а отпусти нам Варраву!", и теперь мы все пожинаем горькие плоды этого выбора - разгул бандитизма, воровства, коррупции, нищету, разруху, холод, голод, вымирание народа. А лукавые умы России с тех пор ищут выход из экономического кризиса, кризиса, кризиса, кризиса, хотя абсолютно ясно, что этот кризис порожден духовно-нравственным кризисом общества и аморальностью правящего режима, что никакие завалы товаров народного потребления не спасут человека, лишь взрастят потребителя необъятных размеров. К сожалению, многие коммунисты допускают ту же ошибку, затвердив, что бытие определяет сознание, хотя бытие определяет лишь низший уровень сознания, так зачем потакать ему сейчас, запрягать телегу впереди лошади?
Лишь утвердив краеугольным камнем соблюдение нравственных норм, доверив государственное управление бескорыстным подвижникам, мы построим коммунизм или рай на земле. Будущая Советская власть должна быть не просто диктатурой ограбленного трудового народа под руководством коммунистической партии, но – диктатурой КОММУНИСТИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. Это будет и решением многих экономических проблем, ибо оно состоит в исполнении заповедей: скромность в общественной и личной жизни, что диктует разумные потребности, добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, непримиримость к тунеядству, стяжательству. А преданность делу коммунизма поможет вынести все трудности.
Коммунистический моральный кодекс - вот общий стержень объединения всех людей независимо от вероисповеданий и общая платформа возрождения России. Не восстановление храмов - Бог в рукотворных храмах не живет, - но возрождение коммунистической нравственности будет подлинным духовным возрождением России и всего человечества.
Кстати, конь у древних был одним из символов духовного разума. Так запрягайте быстрее своих небесных коней!
----------------------------------
В заключение хочу обратиться к коммунистам.
Марксизм-ленинизм - одна из ступеней познания, одна из ступеней развития человечества. Его нельзя рассматривать вне его исторической преемственности, в отрыве от корней, которые уходят в глубокую древность.
Переход на более высокую ступень развития всегда драматичен, сопровождается сопротивлением обывателей, гонениями тех, кто движет эволюцию. И сейчас, когда марксизм-ленинизм будет углубляться в прошлое и развиваться в будущее, найдутся вульгарные материалисты, ортодоксы ограниченного марксизма-ленинизма, которые станут упорствовать в его бездуховности и примкнут к силам противодействия. Неприглядна роль фарисеев в истории человечества, и от этой участи хочется предостеречь коммунистов. Эволюция есть развитие, она бесконечна; оставаться же ортодоксом уже пройденной ступени - значит препятствовать дальнейшему восхождению. Да не будет напрасен ваш крест, с которым вы взошли на Голгофу. Учиться, учиться и еще раз учиться - этот завет Ленина воистину объемлет все, и прошлое, и будущее, и устремляет в беспредельность. Невежество же – пособие и орудие лжи.
"Диалектика… включает в себя теорию познания - гносеологию, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию" /Ленин В.И. ППС, т.26,с.54-55/.
Библейские тексты требуют пристального внимания - от них исходит дух усыпления.
3. См.: 1Иоан. 5:20; Иоан. 7:28; 8:42,44; 17:6,25; 16:3; Евр.5:14.
7. См. 1Кор.1:18; 2:2-8; 3:2; Евр.5:13-14.
9. Отк.11:15; 11:17; 19:6; 14:6; 3:12.
10. См. Полный православный богословский энциклопедический словарь, ст. "Догматическое богословие".
13. См. Закон Божий для семьи и школы, изд.4, Московская патриархия. 1991, с.566,585,586.
16. См. Иак.2:8; Рим.13:8-10; Гал.5:14; Еф.2:15; Кол.3:14.
19. См. Закон Божий для семьи и школы, изд.4, Московская патриархия. 1991, с.582, 584, 591.
20. "Воды суть люди и народы, племена и языки" /Отк. 17:15/.
21. "Жена" - церковь /Еф.5:31-32/.
22. Заповеди переходного периода см. Еф.4-6; Кол.З; 1Фес.4,5; 1Кор.7,8 и др.
24. Эта ересь /инакомыслие/ известна под именем хилиазм.
26. Секуляризация - изъятие чего-либо из церковного ведения и превращение в светское достояние.
32. Белоруссия тогда входила в состав Великого княжества Литовского.
39. К. Маркс. К еврейскому вопросу.
42. Московский митрополит Филарет /В.М. Дроздов/.
43. См. "Ленин В.И. об атеизме, религии, церкви". М..1980.
45. В.И. Иванов. Православный мир и масонство. Книга издана в 1935 г., переиздана в 1993г.
47. Вот истинная причастность к Богу - Духом Святым, а не причащение желудком "Тела и Крови" Христа.
49. "Века сотворены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" /Евр.11:3/.
Библия. Московская патриархия, М.,1990.
Закон Божий для семьи и школы. Московская патриархия, М.,1987.
Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2 томах, М., 1992.
Атеистический словарь. М.,1985.
Католицизм. Словарь атеиста. М., 1991.
Протестантизм. Словарь атеиста. М., 1990.
Настольная книга атеиста. М., 1985.
Философский словарь. М., 1986.
Всемирная история в 10 томах. М., 1959.
Белов А. Святые без нимбов. М., 1983.
Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991.
Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985.
Донини Л. У истоков христианства. М., 1989.
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.
Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.
Поснов М.Э. История христианской церкви. М., 1990.
Прошин Г. Черное воинство. М., 1985.
Русское православие: вехи истории. М., 1989.
Фейербах Л. Избранные произведения в 3 томах. Т.2. М., 1959.
Ленин В.И. об атеизме, религии, церкви. М., 1980.
Маркс К., Энгельс Ф. об атеизме, религии, церкви. М., 1986.
Энгельс Ф. О первоначальном христианстве, М., 1990.