МИФ "О КРАСНОМ МОНАРХЕ"

 

Православных монархистов порой хочется пожалеть, как малых осиротевших детей: как без отца, жить не могут они без царя, нет настоящего, так нарисуй им монарха на бумаге. В последнее время объектом их воздыханий стал Сталин: очень похож на царя, только что не короновался. Уже и "Завещание красного монарха" нашлось, в нем сказано: "Хватит утопий", то бишь коммунизма, "ничего лучше монархии придумать невозможно". Осталось найти отречение Иисуса Христа от завещанного на Тайной Вечере: "Цари господствуют над народами, а вы не так: кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий как служащий". За этим дело не станет - в наше время мыльных чудес найти искомое не представляет труда.

"Завещание красного монарха" - естественный вывод из расследований О. Платонова "Тайная история России. XX век. Эпоха Сталина", М., 1996. Платоновский Сталин представлен полным антиподом Ленина. Ленин - вождь безбожников-космополитов, руководитель антирусских погромов, преследований православной церкви, расстрелов священников. Сталин, хоть и инородец, - вождь русского народа, русский национальный политик, поддержал русскую церковь. В годы его правления вновь открылись храмы и духовные учебные заведения, канули в Лету партийные задачи решительной борьбы с религиозными пережитками, приказал долго жить Союз воинствующих безбожников. Этот феномен Сталина автор склонен объяснять тем, что Сталин учился в православной семинарии; впрочем, тут же сказано, что в семинарии он "потерял веру".

В предисловии к книге издатель пишет, что она обладает двойной ценностью для молодежи. Думаю, книга не оставит равнодушными и коммунистов. Они дадут, если еще не дали, должную оценку этому учебнику для молодежи, которая может принять его за чистую монету. Мне же предстоит внести ясность в некоторые затемненные места платоновской истории России, касающиеся православной церкви.

* * *

Сталин не закончил учебу в православной семинарии - разочаровался: "Нас обманывают" - и пошел в революционеры. Однако отношения к церкви сталинского и ленинского правительства действительно прямо противоположны. Но причиной тому - политика самой православной церкви: контрреволюционная во времена Ленина, она стала "просоветской" во времена Сталина и позже. В 1991 г. РПЦ вновь переориентировалась на капитализм, и теперь стыдливо называет свое советское прошлое так: митрополиту Сергию "удалось сохранить церковь путем мученического пожертвования своим добрым именем вследствие компромиссов с Советской властью".

Какой же была "бескомпромиссная" политика православной церкви во времена Ленина? Заглянем в сборник "В.И. Ленин об атеизме, религии, церкви", М., 1980.

"Крепостники в рясах" - "крепостное право Филарет Московский прямо оправдывал текстами св. писания из Ветхого завета", "религиозные мракобесы", кормящие народ "простой грубой пищей старого Моисеева десятословия"; "связь религии и капитала", "связь церкви с буржуазией". "Поповские проповеди говорятся в защиту богатого класса", "христианские попы, приукрашивая фразами о любви к ближнему и о заповедях Христа политику угнетающих классов, рабовладельцев, феодалов, капиталистов, примиряя угнетенных с их господством... того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит терпению и смирению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду... учит безропотно переносить земной ад ради небесного будто бы рая".

В работах Ленина нет ссылок на Евангелие или Библию, в вопросах религии он стоит на позиции Маркса и Энгельса, но еще более нетерпимо, непримиримо относясь к идеализму ввиду печального примера одурманенного русского народа. Задача марксистов - покончить с ветхими и обновленными верованиями "нет Бога кроме Иеговы". Ленин повторяет слова Маркса и Энгельса: "Религия - средство оглупления народа... опиум народа... род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования сколько-нибудь достойной жизни... идея Бога помогает держать народ в рабстве", "религия - враг культуры и прогресса".

Задача социал-демократов - вырвать трудовой народ из этих религиозных пут, из этого рабства, поднять на революционную борьбу против угнетателей: "Современный сознательный рабочий... отбрасывает с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле... единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе".

Каждый вождь Апокалипсиса приходит в свой срок и со своей определенной миссией. Ленину и его партии досталась самая черная и самая грязная работа: разрушить ветхий мир с его религией, подавить реакцию, контрреволюцию, расчистить почву для строительства нового общества. Увы, в белых перчатках сделать это было невозможно: не было бы сопротивления, не было бы и насилия. Только сегодняшние социал-демократы могут говорить, что у них чистые руки.

Революция диктовала самые сжатые сроки, и в тот решающий исторический момент всякое богоискательство и богостроительство было отвлечением от революционной борьбы и решительно отметалось Лениным как досадное препятствие: "значение критических элементов в утопическом социализме стоит в обратном отношении к историческому развитию". "Теперь в Европе и в России всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции. Идея бога всегда усыпляла и притупляла социальные чувства". "Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащей защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса".

Однако при всей нетерпимости ко "всем и всяческим религиозным организациям" Ленин сочувственно относится к сектантам: штундистам, старообрядцам, духоборам и другим им подобным, проповедующим рай на земле, или "замаскированный социализм", по определению одного представителя Синода. В этих сектантах, находящихся в оппозиции к господствующей православной церкви, также подвергающихся травле со стороны церкви и самодержавия, социал-демократы видят своих союзников и требуют "амнистии всех "политиков" и всех сектантов" и изобличают "позорную русскую инквизицию, травящую исповедание неказенной веры, неказенных мнений, неказенных учений".

В целях привлечения сектантства к социал-демократии II съезд РСДРП принял решение об издании популярной газеты. В 1922 г. специальная директива ЦК ВКП(б) рекомендует "особенно внимательно относиться к таким сектантским группировкам, как духоборы и им подобные, среди которых... замечается усиленное стремление создать коллективные формы ведения общественного хозяйства... воздерживаться от какого бы то ни было стеснения их хозяйственной деятельности...". Если бы, подобно сектантам, и Русская православная церковь стремилась к созданию рая на земле!

* * *

Русская православная церковь встретила Октябрьскую революцию враждебно, встала на сторону контрреволюции. Патриарх Тихон предал анафеме Советскую власть, поместный собор призвал верующих противодействовать проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и о конфискации всех церковных имуществ.

Антисоветские выступления церковного руководства привели к консолидации внутрицерковной оппозиции, принявшей социалистическую революцию - обновленцев. Поместный собор осудил этих епископов, клириков, монашествующих и мирян как "богопротивников" и "преступников" и пригрозил церковными карами за содействие антицерковным актам.

Конфликт между реакционным духовенством и Советской властью нарастал. Его развязке способствовала разразившаяся вдруг засуха, вызвавшая голод. Для закупки хлеба решено было изъять часть церковных ценностей из золота, серебра и драгоценных камней - церковь утопала в драгоценностях. Протестующее воззвание патриарха Тихона спровоцировало многочисленные кровавые столкновения. На это Советская власть ответила массовыми репрессиями реакционного духовенства и реакционной буржуазии.

Горе вам, фарисеи! Поразительно то, что ни века народных реформационных войн, ни последующие века разоблачительных проповедей утопистов, христианских социалистов, марксистов, социал-демократов, коммунистов не образумили Русскую православную церковь, стоящую на своем: не ищите Царства Божьего на земле. Лишь после того, как ветхозаветному дракону дали по пасти (позволь, Господь, так сказать!), а церковная оппозиция выступила с программой политической переориентации церкви, осудила капитализм как противохристианское состояние общественной жизни, - начинается прозрение. Патриарх Тихон выступает с раскаянием: "Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно... я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя... отныне я Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархически-белогвардейской контрреволюции". "Пусть все заграничные и внутренние монархисты поймут, что я Советской власти не враг. Я понял ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны соотечественников и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету". Свое раскаяние он подтвердил и в завещании, опубликованном "Известиями ВЦИК" 15.04.1925: "...молим вас со спокойной совестью, без боязни не грешить против святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть... призываем... в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с ним в горячей молитве к Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага...".

Однако преемник патриарха Тихона не внял этому призыву, его уличили в антисоветской деятельности и осудили. В 1927 г. главой тихоновской церкви стал митрополит Сергий, чья просоветская политика стала у монархистов притчей во языцех. "Декларация митрополита Сергия" призвала архиереев и священнослужителей пересмотреть свое отношение к советской действительности: "Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и нашим правительством... Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза... могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его... Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной... Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из страха, но и по совести", как учил Апостол".

* * *

...В первый день Великой Отечественной войны митрополит Сергий выступил как сподвижник Сталина, благословил всех православных на защиту священных границ нашей Родины и предстоящий всенародный подвиг, напомнив пастырям церкви о пастырском долге.

Под руководством митрополита Сергия православная церковь стала соратницей советского народа на фронте и в тылу, после войны - сотрудницей в строительстве социализма. Изменился и ее социальный состав, теперь это были трудящиеся. Сталин мог только радоваться такому патриарху и такой церкви, единой с советским народом, социалистической по духу[1]. При этом Сталин не кривил душой, когда называл себя марксистом - такова уж загадочная природа диалектического материализма. По словам Ленина, "тактика марксизма по отношению к религии глубоко последовательная и продумана Марксом и Энгельсом". Больше все же Энгельсом: "Энгельс неоднократно осуждал попытки внести в программу рабочей партии прямое признание атеизма в смысле объявления войны религии... В "Анти-Дюринге", беспощадно травя малейшие уступки Дюринга-философа идеализму и религии, Энгельс, тем не менее, решительно осуждает якобы революционную идею Дюринга о запрещении религии в социалистическом обществе". Ленин ссылается на Энгельса. - "Марксист должен быть материалистом, т.е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т.е. ставящим дело борьбы с религией на почву классовой борьбы"... "атеистическая пропаганда социал-демократии должна быть подчинена ее основной задаче: развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров". Для марксиста, говорит Ленин, обязательно успех этой борьбы "поставить на первый план и решительно противодействовать разделению рабочих в этой борьбе на атеистов и христиан, решительно бороться против такого разделения... Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.д.". Аргументов достаточно?

Ленин постоянно подчеркивал разницу между буржуазной и социалистической борьбой с религией, между буржуазной демократией и пролетарской. "Задача борьбы с религией есть историческая задача революционной буржуазии, и на Западе эту задачу в значительной степени выполнила (или выполняла) буржуазная демократия в эпоху своих революций или своих натисков на феодализм и средневековье. И во Франции, и в Германии есть традиция буржуазной войны с религией, начатой задолго до социализма". Буржуазные революции отличаются от социалистических "уважением к "священной частной собственности". Буржуазному антиклерикализму с.-д. противопоставляют "именно подчинение борьбы с религией борьбе за социализм", борьбе пролетариата с буржуазией. "В нашей пролетарской революции этого проклятого "уважения..." к этой проклятой "священной частной собственности" не было". В России, однако, пролетарская революция совершилась почти одновременно с буржуазно-демократической: "Мы решали вопросы буржуазно-демократической революции походя, мимоходом, как "побочный продукт" нашей главной и настоящей, пролетарски-революционной, социалистической работы".

* * *

Эти особенности следует знать тем, кому Октябрьская революция представляется делом рук сиономасонства. У Платонова на сей счет нет сомнений - он насчитал среди большевиков десяток масонов, среди которых Ленин масон аж 31 градуса. Правда, он пишет, что масоны совершенно безосновательно приписывали себе, в целях рекламы, Петра I, Кутузова, Суворова и даже Николая II. И, конечно, имя Ленина оправдало бы все мировое масонство - наконец-то масонские обещания рая на земле начали сбываться. Ведь ни одна буржуазно-демократическая революция не упразднила частную собственность, социалистические декларации масонства - лишь реверансы в сторону коммунистов. В тезисах ко II Конгрессу Коммунистического Интернационала Ленин подчеркивал "необходимость решительной борьбы с перекрашиванием буржуазно-демократических освободительных течений в отсталых странах в цвет коммунизма; Коммунистический Интернационал должен поддерживать буржуазно-демократические национальные движения в колониях и отсталых странах лишь на том условии, чтобы элементы будущих пролетарских партий... были воспитываемы в сознании... задач борьбы с буржуазно-демократическими движениями внутри их нации; Коммунистический Интернационал должен идти во временном союзе с буржуазной демократией колоний и отсталых стран, но не сливаться с ней и, безусловно, охранять самостоятельность пролетарского движения даже в зачаточной форме". В 1909 г. он писал: "Наша общая задача состоит в том, чтобы помогать пролетариату сплотиться в особый класс, умеющий отделить себя от буржуазной демократии".

* * *

В СССР масонство было пресечено, вместе с буржуазией. Что же касается большевиков-масонов, то гораздо важнее другой вопрос: кто из них был скрытым сионистом. С этим пришлось разбираться Сталину. Но также серьезно он называл врагом СССР и русский монархизм. И можно только догадываться, что ждет врагов СССР во второе пришествие Сталина.

------------------------------------------

Бусел А.И.

1998 г.

 

На главную страницу



[1] В 60-е годы церковь перешла на концепцию коммунистического христианства.