МИФ "О КРАСНОМ МОНАРХЕ"
Православных
монархистов порой хочется пожалеть, как малых осиротевших детей: как без отца,
жить не могут они без царя, нет настоящего, так нарисуй им монарха на бумаге. В
последнее время объектом их воздыханий стал Сталин: очень похож на царя, только
что не короновался. Уже и "Завещание красного монарха" нашлось, в нем
сказано: "Хватит утопий", то бишь
коммунизма, "ничего лучше монархии придумать невозможно". Осталось
найти отречение Иисуса Христа от завещанного на Тайной
Вечере: "Цари господствуют над народами, а вы не так: кто из вас больший,
будь как меньший, и начальствующий как служащий". За этим дело не станет -
в наше время мыльных чудес найти искомое не представляет труда.
"Завещание красного монарха" -
естественный вывод из расследований О. Платонова "Тайная история России.
XX век. Эпоха Сталина", М., 1996. Платоновский Сталин представлен полным
антиподом Ленина. Ленин - вождь безбожников-космополитов, руководитель антирусских
погромов, преследований православной церкви, расстрелов священников. Сталин,
хоть и инородец, - вождь русского народа, русский национальный политик,
поддержал русскую церковь. В годы его правления вновь открылись храмы и
духовные учебные заведения, канули в Лету партийные задачи решительной борьбы с
религиозными пережитками, приказал долго жить Союз воинствующих безбожников.
Этот феномен Сталина автор склонен объяснять тем, что Сталин учился в
православной семинарии; впрочем, тут же сказано, что в семинарии он
"потерял веру".
В предисловии к книге издатель пишет, что она
обладает двойной ценностью для молодежи. Думаю, книга не оставит равнодушными и
коммунистов. Они дадут, если еще не дали, должную оценку этому учебнику для
молодежи, которая может принять его за чистую монету. Мне же предстоит внести
ясность в некоторые затемненные места платоновской истории России, касающиеся
православной церкви.
* * *
Сталин не закончил учебу в православной
семинарии - разочаровался: "Нас обманывают" - и пошел в
революционеры. Однако отношения к церкви сталинского и ленинского правительства
действительно прямо противоположны. Но причиной тому - политика самой
православной церкви: контрреволюционная во времена Ленина, она стала
"просоветской" во времена Сталина и позже. В 1991 г. РПЦ вновь
переориентировалась на капитализм, и теперь стыдливо называет свое советское
прошлое так: митрополиту Сергию "удалось сохранить церковь путем
мученического пожертвования своим добрым именем вследствие компромиссов с Советской
властью".
Какой же была "бескомпромиссная"
политика православной церкви во времена Ленина? Заглянем в сборник "В.И.
Ленин об атеизме, религии, церкви", М., 1980.
"Крепостники в рясах" -
"крепостное право Филарет Московский прямо оправдывал текстами св. писания
из Ветхого завета", "религиозные мракобесы", кормящие народ
"простой грубой пищей старого Моисеева десятословия";
"связь религии и капитала", "связь церкви с буржуазией". "Поповские проповеди говорятся в защиту богатого класса",
"христианские попы, приукрашивая фразами о любви к ближнему и о заповедях
Христа политику угнетающих классов, рабовладельцев, феодалов, капиталистов,
примиряя угнетенных с их господством... того, кто всю жизнь работает и
нуждается, религия учит терпению и смирению в земной жизни, утешая надеждой на
небесную награду... учит безропотно переносить земной ад ради небесного будто
бы рая".
В работах Ленина нет ссылок на Евангелие или
Библию, в вопросах религии он стоит на позиции Маркса и Энгельса, но еще более
нетерпимо, непримиримо относясь к идеализму ввиду печального примера
одурманенного русского народа. Задача марксистов - покончить с ветхими и
обновленными верованиями "нет Бога кроме Иеговы". Ленин повторяет
слова Маркса и Энгельса: "Религия - средство оглупления народа... опиум
народа... род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий
образ, свои требования сколько-нибудь достойной жизни... идея Бога помогает
держать народ в рабстве", "религия - враг культуры и прогресса".
Задача социал-демократов - вырвать трудовой
народ из этих религиозных пут, из этого рабства, поднять на революционную
борьбу против угнетателей: "Современный сознательный рабочий...
отбрасывает с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в
распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на
земле... единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за
создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на
небе".
Каждый вождь Апокалипсиса приходит в свой срок
и со своей определенной миссией. Ленину и его партии досталась самая черная и
самая грязная работа: разрушить ветхий мир с его религией, подавить реакцию,
контрреволюцию, расчистить почву для строительства нового общества. Увы, в
белых перчатках сделать это было невозможно: не было бы сопротивления, не было
бы и насилия. Только сегодняшние социал-демократы могут говорить, что у них
чистые руки.
Революция диктовала самые сжатые сроки, и в
тот решающий исторический момент всякое богоискательство и богостроительство
было отвлечением от революционной борьбы и решительно отметалось Лениным как
досадное препятствие: "значение критических элементов в утопическом
социализме стоит в обратном отношении к историческому развитию".
"Теперь в Европе и в России всякая, даже самая утонченная, самая
благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции. Идея
бога всегда усыпляла и притупляла социальные чувства". "Все
современные религии и церкви, все и всяческие религиозные
организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции,
служащей защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса".
Однако при всей нетерпимости ко "всем и всяческим религиозным организациям" Ленин сочувственно
относится к сектантам: штундистам, старообрядцам, духоборам и другим им
подобным, проповедующим рай на земле, или "замаскированный
социализм", по определению одного представителя Синода. В этих сектантах,
находящихся в оппозиции к господствующей православной церкви, также
подвергающихся травле со стороны церкви и самодержавия, социал-демократы видят
своих союзников и требуют "амнистии всех "политиков" и всех
сектантов" и изобличают "позорную русскую инквизицию, травящую
исповедание неказенной веры, неказенных мнений, неказенных учений".
В целях привлечения сектантства к
социал-демократии II съезд РСДРП принял решение об
издании популярной газеты. В 1922 г. специальная директива ЦК ВКП(б) рекомендует "особенно внимательно относиться к
таким сектантским группировкам, как духоборы и им подобные, среди которых...
замечается усиленное стремление создать коллективные формы ведения
общественного хозяйства... воздерживаться от какого бы то ни было стеснения их
хозяйственной деятельности...". Если бы, подобно сектантам, и Русская
православная церковь стремилась к созданию рая на земле!
* * *
Русская православная церковь встретила
Октябрьскую революцию враждебно, встала на сторону контрреволюции. Патриарх
Тихон предал анафеме Советскую власть, поместный собор призвал верующих
противодействовать проведению в жизнь декрета об отделении церкви от
государства и школы от церкви и о конфискации всех церковных имуществ.
Антисоветские выступления церковного
руководства привели к консолидации внутрицерковной
оппозиции, принявшей социалистическую революцию - обновленцев. Поместный собор
осудил этих епископов, клириков, монашествующих и мирян как "богопротивников" и "преступников" и
пригрозил церковными карами за содействие антицерковным актам.
Конфликт между реакционным духовенством и
Советской властью нарастал. Его развязке способствовала разразившаяся вдруг
засуха, вызвавшая голод. Для закупки хлеба решено было изъять часть церковных
ценностей из золота, серебра и драгоценных камней - церковь утопала в
драгоценностях. Протестующее воззвание патриарха Тихона спровоцировало многочисленные
кровавые столкновения. На это Советская власть ответила массовыми репрессиями
реакционного духовенства и реакционной буржуазии.
Горе вам, фарисеи! Поразительно то, что ни
века народных реформационных войн, ни последующие века
разоблачительных проповедей утопистов, христианских социалистов, марксистов,
социал-демократов, коммунистов не образумили Русскую православную церковь,
стоящую на своем: не ищите Царства Божьего на земле. Лишь после того, как
ветхозаветному дракону дали по пасти (позволь, Господь, так сказать!), а
церковная оппозиция выступила с программой политической переориентации церкви,
осудила капитализм как противохристианское состояние
общественной жизни, - начинается прозрение. Патриарх Тихон выступает с
раскаянием: "Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь под
влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти
враждебно... я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя...
отныне я Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь
как от зарубежной, так и внутренней монархически-белогвардейской
контрреволюции". "Пусть все заграничные и внутренние монархисты
поймут, что я Советской власти не враг. Я понял ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны соотечественников и
иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по
всему свету". Свое раскаяние он подтвердил и в
завещании, опубликованном "Известиями ВЦИК" 15.04.1925:
"...молим вас со спокойной совестью, без боязни не грешить против святой
веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть... призываем... в
сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с
ним в горячей молитве к Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской
власти в ее трудах для общенародного блага...".
Однако преемник патриарха Тихона не внял
этому призыву, его уличили в антисоветской деятельности и осудили. В 1927 г.
главой тихоновской церкви стал митрополит Сергий, чья
просоветская политика стала у монархистов притчей во языцех. "Декларация
митрополита Сергия" призвала архиереев и священнослужителей пересмотреть
свое отношение к советской действительности: "Мы, церковные деятели, не с
врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с
нашим народом и нашим правительством... Нам нужно не на словах, а на деле
показать, что верными гражданами Советского Союза... могут быть не только
равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные
приверженцы его... Мы хотим быть православными и в то же время сознавать
Советский Союз нашей гражданской родиной... Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из
страха, но и по совести", как учил Апостол".
* * *
...В первый день Великой Отечественной войны
митрополит Сергий выступил как сподвижник Сталина, благословил всех
православных на защиту священных границ нашей Родины и предстоящий всенародный
подвиг, напомнив пастырям церкви о пастырском долге.
Под руководством митрополита Сергия православная
церковь стала соратницей советского народа на фронте и в тылу, после войны -
сотрудницей в строительстве социализма. Изменился и ее социальный состав,
теперь это были трудящиеся. Сталин мог только радоваться такому патриарху и
такой церкви, единой с советским народом, социалистической по духу[1]. При
этом Сталин не кривил душой, когда называл себя марксистом - такова уж
загадочная природа диалектического материализма. По словам Ленина,
"тактика марксизма по отношению к религии глубоко последовательная и
продумана Марксом и Энгельсом". Больше все же Энгельсом: "Энгельс
неоднократно осуждал попытки внести в программу рабочей партии прямое признание
атеизма в смысле объявления войны религии... В "Анти-Дюринге",
беспощадно травя малейшие уступки Дюринга-философа идеализму и религии,
Энгельс, тем не менее, решительно осуждает якобы революционную идею Дюринга о
запрещении религии в социалистическом обществе". Ленин ссылается на
Энгельса. - "Марксист должен быть материалистом, т.е.
врагом религии, но материалистом диалектическим, т.е. ставящим дело борьбы с
религией на почву классовой борьбы"... "атеистическая пропаганда
социал-демократии должна быть подчинена ее основной задаче: развитию классовой
борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров". Для марксиста,
говорит Ленин, обязательно успех этой борьбы "поставить на первый план и
решительно противодействовать разделению рабочих в этой борьбе на атеистов и
христиан, решительно бороться против такого разделения... Если священник идет к
нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную
работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды
с.д.". Аргументов достаточно?
Ленин постоянно подчеркивал разницу между
буржуазной и социалистической борьбой с религией, между буржуазной демократией
и пролетарской. "Задача борьбы с религией есть историческая задача
революционной буржуазии, и на Западе эту задачу в значительной степени
выполнила (или выполняла) буржуазная демократия в эпоху своих революций или
своих натисков на феодализм и средневековье. И во Франции, и в Германии есть
традиция буржуазной войны с религией, начатой задолго до социализма".
Буржуазные революции отличаются от социалистических
"уважением к "священной частной собственности". Буржуазному
антиклерикализму с.-д. противопоставляют "именно подчинение борьбы с
религией борьбе за социализм", борьбе пролетариата с буржуазией. "В
нашей пролетарской революции этого проклятого "уважения..." к этой
проклятой "священной частной собственности" не было". В России,
однако, пролетарская революция совершилась почти одновременно с буржуазно-демократической: "Мы решали
вопросы буржуазно-демократической революции походя, мимоходом, как
"побочный продукт" нашей главной и настоящей,
пролетарски-революционной, социалистической работы".
* * *
Эти особенности следует знать тем, кому
Октябрьская революция представляется делом рук сиономасонства.
У Платонова на сей счет нет сомнений - он насчитал
среди большевиков десяток масонов, среди которых Ленин масон аж 31 градуса.
Правда, он пишет, что масоны совершенно безосновательно приписывали себе, в
целях рекламы, Петра I, Кутузова, Суворова и даже Николая II. И, конечно, имя
Ленина оправдало бы все мировое масонство - наконец-то масонские обещания рая
на земле начали сбываться. Ведь ни одна буржуазно-демократическая революция не
упразднила частную собственность, социалистические декларации масонства - лишь
реверансы в сторону коммунистов. В тезисах ко II Конгрессу
Коммунистического Интернационала Ленин подчеркивал "необходимость решительной
борьбы с перекрашиванием буржуазно-демократических освободительных течений в
отсталых странах в цвет коммунизма; Коммунистический Интернационал должен
поддерживать буржуазно-демократические национальные движения в колониях и
отсталых странах лишь на том условии, чтобы элементы будущих пролетарских
партий... были воспитываемы в сознании... задач борьбы с
буржуазно-демократическими движениями внутри их нации; Коммунистический
Интернационал должен идти во временном союзе с буржуазной демократией колоний и
отсталых стран, но не сливаться с ней и, безусловно, охранять самостоятельность
пролетарского движения даже в зачаточной форме". В 1909 г. он писал:
"Наша общая задача состоит в том, чтобы помогать
пролетариату сплотиться в особый класс, умеющий отделить себя от
буржуазной демократии".
* * *
В СССР масонство было пресечено, вместе с
буржуазией. Что же касается большевиков-масонов, то гораздо важнее другой
вопрос: кто из них был скрытым сионистом. С этим пришлось разбираться Сталину.
Но также серьезно он называл врагом СССР и русский монархизм. И можно только
догадываться, что ждет врагов СССР во второе пришествие Сталина.
------------------------------------------
Бусел А.И.
1998 г.