РАЗВИТИЕ
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Москва 1999
СОДЕРЖАНИЕ
1. МАРКСИСТСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
РЕЛИГИИ И БОГА МОНОТЕИЗМА
2. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
3. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПЕРЕВОРОТ МАРКСИЗМА
4. ЧТО ПЕРВИЧНО - МАТЕРИЯ ИЛИ ДУХ?
5. МЫСЛЯЩИЙ ДУХ - ВЫСШИЙ ЦВЕТ МАТЕРИИ
6. ПЕРВИЧНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СУБСТАНЦИЯ
7. «ЛЕНИН МЫСЛИЛ ШИРОКО И ПОНИМАЛ МАТЕРИЮ»
8. ЭТОТ ДУХОВНЫЙ, ДУХОВНЫЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
9. «СОЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»
10. «РОССИИ БУДУЩЕЙ ЧУДНАЯ ПОВЕСТЬ»
11. РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ИГРАЕТ В ЖМУРКИ
«Соединить белую и красную идеи» - эту цель заявляла объединенная российская оппозиция до недавнего времени. Но никакого синтеза до сих пор так и не произошло, каждая сторона осталась со своей «правой» идеей: белые думают о возвращении православной монархии, коммунисты - о коммунизме. Геннадий Зюганов, возглавивший НПСР, оказался между двух огней. Православные ждут, что он от имени всех коммунистов покается в богоборчестве, раскулачивании и отречется от Маркса и Ленина. С другой стороны, ортодоксальные коммунисты обвиняют его в отступничестве от марксизма-ленинизма, ибо коммунист должен быть атеистом, материалистом, бороться с религией, с любыми проявлениями идеализма, не допускать никакого синтеза материализма и идеализма, их примирения и т.д.
Действительно, если читать работы Маркса-Энгельса-Ленина по мертвой букве, то выходит так, и никакой синтез коммунизма с религией невозможен. Но, как сказал Ленин, «если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков и хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует»[1].
Всем известно, что марксизм - это творческая теория, а не догма, его надо развивать в соответствии с достижениями всех наук, освобождать от устаревших положений, он всегда открыт для новых выводов и т.д. Но учение марксизма-ленинизма о религии стало именно догмой: принимается неизменным, без учета времени его возникновения, конкретных исторических условий, как некая абсолютная, непререкаемая, непреложная, бесспорная истина, данная однажды на вечные времена. В этом ортодоксальные коммунисты стали догматиками и недалеко ушли от своих предшественников христианских ортодоксов с их догматами, обязательными для верующих, слепо принимаемыми ими на веру.
Придется напомнить и православным, и коммунистам некоторые положения марксистско-ленинской философии.
1. МАРКСИСТСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ И БОГА МОНОТЕИЗМА[2].
«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, который при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые пестрые и разнообразные олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии - по крайней мере у индоевропейских народов - до его первого проявления в индийских ведах, а в дальнейшем своем развитии он детально исследован у индусов, персов, греков, римлян, германцев и, насколько хватает материала, также у кельтов, литовцев и славян. Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы... Фантастические образы... приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм, который исторически был последним продуктом греческой вульгарной философии более поздней эпохи и нашел свое уже готовое воплощение в иудейском, исключительно национальном боге Яхве»[3]. /здесь и далее выделено А.Б./.
Этим определением марксизм обязан прежде всего младогегельянцам-критикам религии: Штраусу, Бауэру, Фейербаху /марксизм формировался в Германии/, а также лжеучению христианства: «Нет Бога, кроме Яхве», которое Маркс назвал «религией частной собственности»[4]. Господствующее христианство учило, что частная собственность священна и неприкосновенна, все порядки установлены Богом и неизменны, страдания в земной жизни - следствие первородного греха, их надо переносить смиренно и покорно, а справедливость ждет за гробом, в Царстве Небесном. Христианская мораль в устах духовенства становилась оправданием классового неравенства и угнетения неимущих, а христианская истина сводилась к тому, что богатые должны благодетельствовать бедным. Мириться с таким «христианством» нормальный человеческий разум не мог. Л.Фейербах объявил христианство вредным и реакционным, парализующим стремление к преобразованию мира: «Все оставить таким, как оно есть, - вот необходимый вывод из веры в то, что Бог правит миром, что все происходит и существует по воле Божией»[5]. Вместо религии любви к Богу Фейербах провозгласил религию любви человека к человеку. Человек является высшим существом для человека: «Человек человеку Бог». Образ Бога - это отчужденная духовная сущность самого человека, представляемая как самостоятельное существо.
Маркс и Энгельс определили христианство согласно Бауэру как «смесь восточной, в особенности еврейской теологии и вульгаризированной греческой, в особенности стоической философии»[6] и объявили «сущностью религии», «религией как таковой», «обожествлением человека как особой религии», «абсолютной, т.е. абстрактной религией»[7]. Христианство было провозглашено ими «сердцем бессердечного мира», «духом бездушных порядков», «священным ореолом юдоли плача», - «опиумом народа»[8].
Примечательно, что здесь нет и речи о религиях Индии или Ирана, и ни ведийский Вседержитель Варуна, он же персидский Ахура Мазда, ни верховные боги индуизма не рассматриваются критиками религии тех времен как претенденты на звание «единого всемогущего Бога», т.к. было общепринято мнение, что ведийские или восходящие к Ведам боги - это обожествленные силы природы. Вот еще одно характерное высказывание Энгельса: «...если стихийно возникшие религии, как поклонение фетишам у негров или общая первоначальная религия арийцев, возникают без участия обмана, то в их дальнейшем развитии поповский обман очень скоро становится неизбежным. Искусственные же религии, при всей характерной для них искренней восторженности, уже при своем основании не могут обойтись без обмана и искажения истории; также и христианство уже с самого начала имело весьма недурные достижения этого рода»[9].
Итак, бог монотеизма для Маркса и Энгельса - это иудейский, исключительно национальный бог Яхве. Тем, кто еще не знает, что это такое, следует заглянуть в литературу о Талмуде или в Библию, где именем этого бога освящается рабовладение /Лев.25:46/, захват чужой земли, чужого имущества /Втор. 6:10-11/, истребление народов /Втор. 7:16/, истребление инаковерующих /Исх.22:20; 31:14/, национальная исключительность /Исх.23:22/, вымогательство /Исх.11:2/, ростовщичество /Втор. 23:20/ и т.д. Христос называет иудейского бога диаволом, человекоубийцею, лжецом и отцом лжи /Иоан.8:44/. Маркс называет этого бога маммоною - капиталом: «Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога... Бог евреев стал мировым богом... практический дух еврейства стал практическим духом христианских народов»[10].Человеческая эмансипация от еврейства выставлена Марксом «общей практической задачей всего современного мира, до мозга костей пропитанного еврейством»[11].
Борьба с религией для марксизма - это борьба с иудеохристианством, иудаизмом, с частной собственностью.
2. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Кроме этой религии, надо было преодолеть «служанку богословия» - идеалистическую философию, которая, по определению Маркса, «есть не что иное, как выраженная в мыслях и логически систематизированная религия»[12]. Особой нетерпимостью к идеализму отличался В.И. Ленин: «Идеализм в философии есть более или менее изощренная защита поповщины», «философский идеализм ведет в болото, в поповщину, где ее закрепляет классовый интерес господствующих классов»[13]. Такие понятия идеалистической философии, как «Мировой Дух», «Мировой Разум», «Мировая Душа», являются философскими псевдонимами Бога, т.е. опять-таки Яхве. Это подчеркнуто Энгельсом: «Если классическая греческая философия в последних своих формах, - особенно в эпикурейской школе, - приводила к атеистическому материализму, то греческая вульгарная философия вела к учению о едином Боге и бессмертии человеческой души. Также и иудейство дошло... до превращения прежнего исключительно национального бога Яхве в единственного бога, творца неба и земли... Так монотеистическая вульгарная философия встретилась с вульгарной религией, которая преподнесла ей единого бога в совершенно готовом виде»[14] .
Характерно, что это определение бога монотеистической философии как иудейского Яхве не опротестовала ни одна «идеалистическая сволочь» /ругательство Ленина/. Лишь книги Е.П. Блаватской вот уже более ста лет кричат: Яхве - не Всевышний, Яхве - бог Луны и т. д., - что вызывает особую ненависть иудействующих христианских церквей, для которых и сегодня «Яхве - Бог и Отец всех». Но что такое сто лет - Христос в Евангелии вот уже 2 тысячи лет говорит: «Ваш отец диавол», - и не слышат. Потому что именем Яхве освящается частная собственность, и только с этим именем она «священна и неприкосновенна». Вот в чем тайна их большой любви к Яхве.
3.РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПЕРЕВОРОТ МАРКСИЗМА.
Высший, великий основной вопрос философии: об
отношении мышления к бытию, о том, что является первичным, дух или природа, -
этот вопрос после пробуждения Европы от христианского средневековья принял
более острую форму: создан ли мир Богом или он существует вечно? По словам
Энгельса, философы разделились на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух
существовал прежде природы и которые, следовательно, в конечном счете, так или
иначе признавали сотворение мира,... составили идеалистический лагерь. «Те,
которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
материализма»[15].
Французские материалисты 18 в. считали, что основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения, главным видом которого они считали механическое; но Гольбах признавал наличие особенного, скрытого движения, зависящего от внутренней, свойственной молекулам энергии. Он считал, что материя вечно движется, движение есть необходимый способ ее существования. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость, которая является внутренней сущностью природы. Французские материалисты выдвинули материалистическую концепцию психических явлений. Дидро предполагал, что способность ощущений должна быть признана всеобщим свойством материи, даже находящейся на очень низком уровне организации.
Однако в целом этот материализм был метафизическим, механистическим и не распространялся на область социальной жизни.
Родиной нового мировоззрения стала Германия.
Как известно, в начале своего пути Маркс и Энгельс сами были идеалистами, примыкали к младогегельянцам, которые пытались делать революционные выводы из философии Гегеля, покорившей Германию. Всеобъемлющая система Гегеля явилась венцом всей философской мысли Европы, обоснованием идеи диалектического развития[16]. Именно эта идея привлекала основоположников научного коммунизма, которым нужно было философски обосновать революционное преобразование мира: «Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Энгельс: «...Гегелевская философия... раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия... Истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней развития на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую т.н. абсолютную истину, уже не могла бы пойти дальше... Так обстоит дело и во всяком другом познании, а равно и в области практического действия. История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества... все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах. Она вынуждена уступить свое место более высокой ступени, которая, в свою очередь, также приходит в упадок и гибнет... Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого… ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему... вывод, к которому неизбежно приводит его /Гегеля/ метод»[17].
Гегель представлял познание как противоречивый, развивающийся через борьбу идей процесс: впадая в заблуждения и преодолевая их, мышление зигзагообразно, но неуклонно движется вперед к абсолютной истине. Противоречия - суть и источник развития реального мира, причина всякого движения и жизни. Развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы предмета или явления, - отрицание заложено в самом развитии.
Гегель обосновывал также мысль о единстве материи и движения, пространства и времени.
Но философская система Гегеля была идеалистической: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное разумное начало - Мировой Дух, Мировой Разум, абсолютная идея. Природа является отчуждением от Духа, переходом его в «инобытие», но затем, когда из природы вновь «вырывается» дух, в виде сознания людей, отчуждение оказывается снятым, Дух возвращается к себе, путь движения замыкается. Этот путь совершается по законам диалектики: через противоречия, превращение количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.
Идеализм Гегеля вел к разрыву с его школой - необходимость борьбы с религией, а для Маркса и Энгельса борьба с религией была борьбой с частной собственностью, освящаемой религией, привела многих младогегельянцев к англо-французскому материализму.
И тут на помощь Марксу и Энгельсу явился Фейербах со своей критикой Гегеля: «Гегелевское существование абсолютной идеи, предсуществование логических категорий до возникновения мира есть не более как фантастический остаток веры в потустороннего Творца». Энгельс рассказывал о пережитом ими освободительном действии. Работы Фейербаха были с энтузиазмом восприняты Марксом и оказали на него большое влияние. По словам Маркса, Фейербах основал истинный материализм и реальную науку.[18]
Маркс и Энгельс критически перерабатывают предшествующее философское наследие, соединяя диалектику, освобожденную от идеализма, с материализмом Фейербаха, перекрывая в нем «последнюю лазейку для идеалистической философии» /Фейербах считал необходимым создание новой религии любви человека к человеку без Бога/. Рациональное зерно философии Гегеля - положение о постоянно совершающемся в мире процессе развития, отрицании старого новым, более совершенным - стало обоснованием революционного вывода о том, что борьба с социальным злом является разумной и неизбежной. Социализм - закономерный результат развертывания противоречий капитализма и разрешения их путем социальной революции.
Углубляя и развивая диалектический материализм, Маркс впервые распространил его на познание человеческого общества, что позволило провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом. Это подтверждалось достижениями естествознания первой половины 19 в. Открытие закона сохранения и превращения энергии давало возможность представить развитие материи как бесконечный процесс смены свойственных ей видов энергии, вел к пониманию того, что движение материи несотворимо и неуничтожимо, а только представляет собой превращение одних форм в другие. Далее, открытие клеточной структуры живых организмов доказывало внутреннее единство всех живых существ, указывало на единство их происхождения, подводило к диалектико-материалистическому пониманию единства жизни во всем ее многообразии. И третье открытие - эволюционная теория Дарвина, на базе опытного материала доказывавшая ряд закономерностей видообразования, рассматривавшая человека как высшее звено в общей цепи развития животного мира.
Эти открытия явились основой для дальнейшего развития марксистской философии.
Создание исторического материализма Марксом Ленин назвал величайшим достижением научной мысли. Знакомства и участие в рабочем движении привели Маркса и Энгельса к выводу о решающей роли в общественной жизни экономических отношений, лежащих в основе классовых противоречий и классовой борьбы. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, Маркс вскрыл материальную обусловленность общественно-исторического процесса, показал, как следствие роста производительных сил из одного уклада общественной жизни развивается другой, более высокий. На основе анализа экономических законов капитализма[19] он доказал неизбежность гибели этой формации и победы коммунизма.
Основные положения исторического материализма в их зрелом виде сформулированы в «Манифесте Коммунистической партии» - первом программном документе научного коммунизма. «В этом произведении... обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества»[20] - так оценил его Ленин.
Создание исторического материализма называют революционным переворотом в философии. Но истинная суть этого переворота раскрывается только сейчас: Маркс перевел стрелку духовного притяжения с бога Луны на Солнце правды /Библия, Мал. 4:2/, указал направление эволюции человечества.
Ленин: «Философский материализм Маркса указал
пролетариату выход из духовного рабства». И еще Ленин: «Россия
выстрадала марксизм».
4. ЧТО ПЕРВИЧНО - МАТЕРИЯ ИЛИ ДУХ?
Исторический материализм - наука об обществе, материалистически решающая основной вопрос философии. Но здесь надо подчеркнуть одну особенность. Отвечая на основной вопрос философии, одни говорят о Фоме, другие о Ерёме: идеалисты, утверждая, что дух первичен, имеют в виду Дух Божий, а марксисты, утверждая, что дух вторичен, имеют в виду дух человека. А виновником такого разночтения явился опять-таки Фейербах, заявивший, что божественная сущность есть лишь фантастическое отражение нашей собственной духовной сущности, что « ...наше сознание и мышление, какими бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного телесного органа - мозга. Материя не есть продукт духа, а /человеческий - А.Б./ дух есть лишь высший продукт материи»[21]. - Фейербах критиковал философию Гегеля, где бытие /объективный мир, природа/ в сущности тождественно сверхчеловеческому мышлению, а человеческое мышление познает бытие благодаря своему тождеству со сверхчеловеческим. По Гегелю, Дух есть единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме; преодолевая природное, чувственное, Дух поднимается до самого себя в процессе самопознания, постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Фейербах, по признанию Энгельса, «серьезно исследует только одну религию - христианство, эту основанную на монотеизме мировую религию Запада, и показывает, что христианский бог есть лишь фантастическое отражение человека»[22]. Фейербах тем самым отождествляет Дух Христов с духом человека, а последний - с нашим сознанием и мышлением. Надо отдать должное Фейербаху, он очень высоко ценил человека, как высшее и совершеннейшее произведение природы, - Богочеловека.
Марксизм, однако, различает понятия «дух», «сознание» и «мышление» уже в рамках решения основного вопроса философии, ставя их рядом, но не отождествляя. Содержание понятия «дух» не раскрыто; философский словарь[23] отождествляет дух в широком смысле с идеальным, сознанием, в узком смысле он однозначен с понятием мышления. Энгельс назвал «мыслящий дух высшим цветом материи». Предпочтение отдано другому понятию - «духовное»: это есть высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи, которое не тождественно обыденному сознанию и мышлению, а есть особый, высший результат общественно-исторической практики людей. Маркс для характеристики появления идей, знаний, художественных ценностей ввел понятие «духовное производство», которое представляет собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы.
Общественное сознание тоже поделено на уровни: обыденное сознание, вырастающее из повседневных условий жизни масс, и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Многообразные формы общественного сознания включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.
Второй уровень общественного сознания относительно самостоятелен от общественного бытия и, более того, оказывает большее воздействие на развитие общественного бытия, а в определенных условиях роль его становится решающей.
Бытие определяет лишь низший уровень сознания[24]. Ленин подчеркивал, что «гносеологическое[25] противопоставление материи духу, материализма идеализму... не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим. Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления суть истинно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой»[26]. Это противопоставление следует рассматривать лишь в рамках основного вопроса философии; но эти рамки дают много простора для размышлений.
«...Вечно повторяющаяся последовательная смена миров в бесконечном времени является только логическим дополнением к одновременному сосуществованию бесчисленных миров в бесконечном пространстве... вечный круговорот, в котором движется материя... круговорот, в котором время наивысшего развития, время органической жизни и, тем более, время жизни существ, осознающих себя и природу, отмерено столь же скудно, как и то пространство, в пределах которого существует жизнь и самосознание; круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи - безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение - одинаково преходяща и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся материи и законов ее движения и изменения. Но как бы часто и безжалостно не совершался во времени и пространстве этот круговорот; сколько бы миллионов солнц и земель не возникало и не погибало, ...у нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время»[27].
Эта длинная цитата говорит также и об уверенности Энгельса в том, что мыслящий дух в Космосе отнюдь не одинок.
******************
Учение марксизма противоречит догмату о бессмертии человеческой души. Но всякая ли душа бессмертна?
Теософия /гр. Божия мудрость[28]/ различает в человеке низшую, животно-человеческую душу смертного человека и дух, или «духовную душу» - бессмертное божественное Эго человека. Термин «душа» /человека или животного/ применяется только к низшему разуму /действующему в животных как инстинкт/, работа которого направлена на удовлетворение низшей - животной, материальной природы человека. Низший разум называют умом желаний, вожделений, хотений. Термин «Дух» применяется лишь к тому, что принадлежит Вселенскому Сознанию, Высшему Космическому Разуму. Высший Разум в человеке, Космическое Сознание в сочетании с Любовью в ее высших аспектах и Волею есть Дух, или божественная Монада - высшее бессмертное божественное Эго человека.
Воля есть принцип движения, эволюционирования от хаоса к организованной материи. Божественная Воля руководит проявленными Вселенными. Эманируя[29] из Единого Источника, она есть атрибут всех духовных существ и выражается в них тем активнее, чем больше они освободились от материи.
Низший, животный смертный человек является лунным, а высший, духовный бессмертный человек - солнечным существом.
Евангелие тоже различает душевного, плотского человека и духовного человека. Душа по Библии есть «дыхание жизни»[30], евр. «нефеш», которое имеет и человек, и всякое животное /Быт.1:20-25; 2:7/. «Нефеш» в Библии переводится также и как жизнь, и как живая душа, и как кровь: «Душа всякого тела есть кровь его»,- сказано в Библии /Лев.17:14/. Душевный человек смертен: «Плоть и кровь не наследуют Царства Божия, тление не наследует нетления»,- говорит Ап. Павел /1Кор.15:50/. «И возвратится прах в землю, а дух к Богу» /Еккл.12:7/. Христос называл плотских, душевных людей мертвецами: «Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов». Чтобы спастись, этим живым мертвецам надо пройти второе, духовное рождение - от Духа, Слова Божия, Истины: «Не удивляйтесь тому, что Я сказал: должно вам родиться свыше; слова, которые Я говорю вам, суть Дух и жизнь» /Иоан.3:6; 6:63/.
Апостол Иаков говорит о втором, духовном рождении: «0тец родил нас словом истины. Примите же насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте исполнителями слова, а не слышателями только, обманывающими самих себя. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» /Иак.1:18; 2:26/.
Одного крещения недостаточно, чтобы спастись. Апостол Павел называл принявших крещение «еще плотскими»: «Братия, я не мог говорить с вами как с духовными... вы еще плотские» /1Кор.3:1/. Нужно «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» /Еф.4:22/.
Энгельс отмечал отождествление Духа с высшим
разумом человека в учении Т. Мюнцера, идеолога народной Реформации в Германии:
«Святой Дух, о котором говорит Библия, не есть нечто, существующее вне нас; Святой
Дух и есть наш разум. Вера является не чем иным, как пробуждением разума в
человеке, и потому владеть верой могли и язычники. Посредством этой веры,
посредством пробудившегося разума человек уподобляется божеству и
достигает блаженства».[31]
О пробуждении самосознания говорит и сам Энгельс, давая отповедь
Карлейлю, видевшему все беды своего века в атеизме: «Мы, - пишет Энгельс, - хотим
покончить с таким атеизмом, каким его изображает Карлейль, мы хотим
возвратить человеку его содержание, которого он лишился благодаря религии... и
это возвращение сводится прямо к пробуждению самосознания»[32].
Конечно же, речь здесь идет не о простом самосознании личности.
Итак, говорит Ап. Павел, «есть тело душевное и тело духовное. Но не духовное прежде, а душевное, духовное потом» /1Кор.15:44/. Как и Энгельс сказал: мыслящий дух - высший цвет материи.
5. МЫСЛЯЩИЙ ДУХ - ВЫСШИЙ ЦВЕТ МАТЕРИИ.
«В истории мы видим откровение не Бога, а человека, и только человека», - писал Энгельс.[33] Сокровенный смысл этих слов становится понятным только сейчас. Марксизм-ленинизм - откровение духовного человека в истории. «Слова, которые Я говорю вам, есть дух»: Моральный кодекс Строителя Коммунизма повторяет главные евангельские заповеди, коммунизм есть учение Христа, см. Мр.10:21; Деян.2:44-45; 3:32-35; 2Кор.8:13-15 /но, увы, не христианских иудействующих церквей/.
Моральный кодекс Строителя Коммунизма, Программы
коммунистических партий, Конституции социалистических стран, имеющие целью формирование
нового человека, построение нового, коммунистического общества,
- вот удостоверения духовности коммунистов. Но как жалки те, кто сегодня
кичится своей духовностью, обвиняя марксизм-ленинизм в безбожии, тогда как сами
оказываются ветхими людьми со своей религией частной собственности!
Но вернемся к нашему материалистическому детективу.
6.ПЕРВИЧНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СУБСТАНЦИЯ.
Древнейшее из всех представлений - о всеобщей одушевленности природы, проникающей все сущее единой Мировой Душе. Природа разумна, целесообразна, подчинена единому закону, предустановленной гармонии, в чем видели проявление Высших Сил, Бога.
Пытливый человеческий ум хотел постичь тайны всех вещей и явлений. Возникла идея субстанции - первоосновы, субстрата всего сущего, которая была бы несотворима, неуничтожима, лишь меняла бы формы своего бытия, переходя из одних состояний в другие.
В священных писаниях древних религий преобладает картина сотворения мира из хаоса, оплодотворенного Божественной Мыслью и Словом - выражением Мысли /Логосом/. Творящая Мысль есть энергия, действующая спирально. «Огненный вихрь есть раскаленная космическая пыль, магнетически действующая, подобно железным опилкам, притягиваемым магнитом, за направляющей Мыслью Сил Созидающих. Однако эта космическая пыль есть нечто большее, ибо каждый атом Вселенной имеет в себе потенциальность сознания и, подобно монадам Лейбница, является Вселенной в себе самом и для себя», - говорит «Тайная Доктрина». Мыслетворчество – великое явление в Космосе.
В индийских учениях Священная Речь /Вак: «Слово», «Логос», «Глагол»/ в одном аспекте является «Матерью Вед» - посредством ее людям даны священные знания Веды; в другом аспекте Речь как конкретное проявленное выражение вечной Божественной Мыслеосновы, или Духа, есть Творящая Сила.
Но Дух без Материи ничто, для космического творчества нужна основа, строительный материал. В теософской доктрине Востока вечная Материя - это основа, физический проводник Космического Разума для построения его Представлений. Дух /Божественная Мыслеоснова/ и Материя - два полюса единой Космической Субстанции, Духоматерии. С первичной Космической Субстанции начинается цикл проявления Вселенной после Пралайи - периода растворения в небытие и покое.
Первый импульс начинается с новым пробуждением Космического Представления /Мыслеосновы/ Вселенского Разума вместе и параллельно с первичным возникновением Космической Субстанции из недифференцированного пралаического состояния. Первый Звук Логоса - это вибрация, движение Божественной Энергии, Света. В Мыслеоснове отражена Божественная Мудрость, которая выявляется в виде космического «разумного» электричества - Фохата, запечатлевающего на Материи идеи Всемирного Разума.[34] Вибрируя в Субстанции, Фохат вызывает ее к деятельности и руководит ее первичными дифференциациями на всех планах Космического Сознания. В нашей Солнечной системе существует семь состояний, или принципов Субстанции, каждое из которых подразделяется на семь степеней плотности. Каждое из семи состояний Космической Материи образует свою Сферу /или Мир, план/. Только седьмое, самое грубое состояние видимо физическим глазом. Его подразделения: простые атомы, электромагнитное состояние материи, световое /«эфир»/, тепловое /«огонь»/, газообразное /«воздух»/, жидкое /«вода»/, твердые вещества /«земля»/.
Фохат дает первый импульс атомам, который в проявленной Вселенной становится устремляющей силой, активной мощью. На космическом плане он присущ Созидающим Силам, Высшим Разумам, которые выполняют План, заключенный в Божественной Мысли и Разуме природы. Во втором аспекте Фохат есть электрический жизненный флюид, Солнечная Энергия.[35] Фохат есть ключ к тайнам природы. Благодаря Фохату все во Вселенной с ее вечно изменяющимися формами, во всех ее царствах одарено сознанием[36], присущим его виду и на его плане познавания. Природа есть эманация Вселенского Сознания. в ней нет «мертвой» материи. Искра Божественного Сознания скрыта в камне; жизненная разумная сила одушевляет семя растений, развивает их зародыши, вызывает их рост; она есть жизнь животных и человеков, жизнь Вселенной.
Нисхождение Духа в глубины материи есть начало развития грубой материи в направлении духовности. Искра Божественного Света, частица Божественного Самосознания составляет Монадическую Сущность - будущую бессмертную Монаду-дух, высшее духовное Эго человека. Беря начало в низших царствах природы при полной или частичной обскурации духа, она проходит длиннейшие циклы развития и перевоплощений, пока в силу эволюции не расцветет в человеческом царстве в Божественную Монаду-дух, которая в конце концов сольется со своим Источником, освободившись от уз материи.
Эту восточную доктрину в том или ином виде излагали и философы Запада. У Гегеля Бог /Дух Вселенной/ проявляет себя как объективная природа и снова поднимается из нее. Мировой Разум, Мировой Дух, лежащий в основе всех явлений природы и общества, - разумное духовное начало, деятельное и активное. - Гегель обосновывал положение об активной и деятельной субстанции. Ближе других, по признанию Е.П. Блаватской, к Востоку подошел Лейбниц: Бог излучает, порождает Монады, но не вмешивается в их развитие, однажды определив их согласованность, предустановив гармонию. Но субстанция у Лейбница - не Духоматерия, т.к., по его мнению, материя пассивна, протяженна и делима; субстанцией у него является Монада, духовная неделимая единица, обладающая стремлением, естество которой образует активная энергия. Число Монад бесконечно, они образуют единый развивающийся и движущийся мир - все есть живущая активность и активная энергия. Элементарные частицы по Лейбницу суть жизненные силы, духовные бесплотные единицы. Человеческая душа есть Монада и каждая клеточка тела человека имеет свою Монаду, как и клеточка в животном, растении, в неорганических телах и т.д. Лейбниц одарял все творения мыслящей жизнью, способной к бесконечным градациям.
«Монадология» Лейбница интересовала и основоположников диалектического материализма. В 1870 г. Маркс писал Энгельсу о своем «преклонении перед Лейбницем». Высоко ценил Лейбница и Ленин. Отмечая, что у Лейбница к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы, Ленин заключил: «Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной /и универсальной, абсолютной/ связи материи и движения».[37] В конспекте Ленина отмечены основные положения философии Лейбница и даны комментарии к ним; вот некоторые места: «...Телесная субстанция для Лейбница уже не только протяженная, мертвая, извне приводимая в движение масса, как у Декарта, а в качестве субстанции имеет в себе деятельную силу, не знающий покоя принцип деятельности. - Монада - принцип философии Лейбница. Индивидуальность, движение, душа /особого рода/. Не мертвые атомы, а живые, подвижные, весь мир отражающие в себе, обладающие /смутной/ способностью представления /души своего рода/ монады, вот «последние элементы». Каждая монада «мир для себя, каждая является самодовлеющим единством... Материя есть связь монад... абсолютная реальность находится лишь в монадах и их представлениях... Материальным принципом разнообразия материи является движение... Материя есть феномен... каждое тело затрагивается всем, что происходит во Вселенной... Монада представляет всю Вселенную... Монада, несмотря на свою неделимость, обладает сложным влечением, т.е. множеством представлений, из которых каждое стремится к своим особенным изменениям и которые, в силу своей существенной связи со всеми другими вещами, в то же время находятся в ней... Индивидуальность содержит в себе как бы в зародыше бесконечное». - После этих цитат из Лейбница следует заключение Ленина: «Тут своего рода диалектика и очень глубокая, несмотря на идеализм и поповщину».[38] - Идеализм и поповщина значили все то же: «Нет Бога, кроме Яхве».
А потому марксистская философия перерабатывает идею субстанции с точки зрения диалектического материализма: единственной субстанцией объявлена вечно самодвижущаяся и саморазвивающаяся материя, и потому не нуждающаяся в извне приходящей деятельности Бога, Духа, т.е. Яхве. Указана цель развития: светлое будущее, Солнце Коммунизма. - Вот то главное, ради чего разрабатывали К. Маркс и Ф. Энгельс свою философскую систему, распространяя понятие материализма и на сферу общественной жизни. В понятии субстанции материя отражена не со стороны ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех противоположностей, в том числе и противоположности бытия и сознания, духа.
Маркс и Энгельс заложили основу для дальнейшего обогащения понятия материи, поставив под сомнение сведение материи только к веществу, разделили понятие материи как философской категории и понятие видов материи. Положение Энгельса о неисчерпаемости свойств материи, ее атрибутов, бесконечности всевозможных изменений указывали на более широкое понимание материи, нежели вещество: невещественные поля, вакуум - тоже материальная реальность. Примечательно высказывание Энгельса о гипотетическом эфире: если он есть, то он материален, но не вещественен.
7. «ЛЕНИН МЫСЛИЛ ШИРОКО И ПОНИМАЛ МАТЕРИЮ».
Энгельс отмечал, что с каждым открытием, даже и в естественноисторической области, материализм неизбежно должен изменять свою форму. Открытия не заставили себя ждать. В конце 19-начале 20 вв. в естествознании началась революция, а с нею и кризис физики. Были открыты рентгеновские лучи, явление радиоактивности, электрон, обнаружена изменчивость его массы в зависимости от скорости и др. Теория электричества разрушила старую теорию о строении материи, рушилась старая механистическая картина мира. Радиоактивный распад атомов был истолкован как «исчезновение материи» и превращение ее в энергию. Понятие энергии становится основой новой, энергетической физики. Идеалисты ликовали: атом дематериализуется, материи больше нет, а вместе с ней и материализма, «все, что не мысль, есть чистое ничто», природу можно толковать как нематериальное, духовное движение.
Началась ревизия марксизма. В Европе распространилась философия «чистого опыта» - эмпириокритицизм, или махизм, претендующая на преодоление односторонности как материализма, так и идеализма. Махистская ревизия марксистской философии привлекла и некоторых учеников Маркса. В это время в России, потерпевшей поражение в революции 1905-1907 гг., царили упадок, расколы, разброд, ренегатство, отказ от революционно-демократических традиций, идеологическое оправдание контрреволюции. Возникло религиозно-философское течение «богоискательства», в том числе и среди марксистов. Утверждалось, что русский народ потерял Бога, надо найти Его. Луначарский заговорил о религиозном атеизме, обожествлении «высших человеческих потенций», Юшкевич о Логосе, Берман объявил диалектику Маркса мистикой, Богданов называл идеализм философией марксизма.
Отстаивая марксистскую философию, Ленин проявил себя как подлинный диалектик-мыслитель: он всесторонне разработал ее, особенное внимание уделив развитию учения о материи. В своей главной философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин обобщил достижения физики, расширил понятие материи, развил положение о бесконечности материи «вглубь». Он писал: «Когда физики говорят: «материя исчезает», они хотят этим сказать, что до сих пор естествознание приводило все свои исследования физического мира к трем последним понятиям: материя, электричество, эфир; теперь же остаются только два последние, ибо материю удается свести к электричеству... «Материя исчезает» - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые раньше казались абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания... Диалектический материализм настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое, по-видимому, с нашей точки зрения, непримиримое с ним, и т.д... Новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики... Диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человечества. Электрон также неисчерпаем, как и атом, природа, бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственное категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма».[39]
Ленин ставил задачу «углубить познание материи до познания /до понятия/ субстанции... действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции».[40] Он развил, преобразовал содержание категории материи как всеобщего философского понятия и провел строгое различение между этим понятием и реально существующими материальными объектами, ввел понятие вещества как вида материи, которое может переходить в иные виды.
Материя в ленинском определении - это неисчерпаемый источник знаний о мире. Это определение охватывает и будущие открытия. С развитием науки, появлением новых приборов, развитием самого человека, его сознания, энергетических его центров границы познанного мира будут расширяться.
Такова диалектика - «духовная квинтэссенция своего времени», и на каждом новом этапе развития она должна соответствовать этому определению Маркса.
8. ЭТОТ ДУХОВНЫЙ, ДУХОВНЫЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ.
В отличие от метафизического материализма, рассматривающего явления действительности в состоянии покоя, как неизменные и независимые друг от друга, диалектический материализм утверждает вечное движение и развитие, изменение материи: нет движения без материи, нет материи без движения, все явления в мире и мир в целом находится в непрерывном постоянном диалектическом развитии. Развитие - высший тип движения, ему присуща однонаправленность, движение же может быть хаотическим, противным развитию и т.д.
Диалектический материализм в отличие от других форм материализма распространяет материалистические принципы на понимание развития общества: человечество с присущими ему социальными формами движения является высшим этапом развития материи на Земле.
Диалектический материализм утверждает, что движение есть самодвижение и развитие есть саморазвитие, а источник развития, его движущие силы, энергии заключены внутри носителя движения и в свою очередь заключаются в единстве и борьбе противоположностей. На нашей схеме это борьба между плотью и духом, между ветхим, плотским человеком и новым, духовным человеком, между частнособственнической религией Яхве и светлым будущим - коммунизмом и т.д. Очевидно, что на границе материя/дух имеют место и беспорядочные движения, разброд, шатания и т.п.
Диалектический материализм рассматривает энергию как количественную меру движения, выражающую внутреннюю активность материи, способность к совершению определенной работы или к преобразованиям во внешней среде на основе внутренних структурных изменений, когда энергия переходит из связанного состояния, например, в энергию излучения.
Далее, диалектический материализм подчеркивает, что материя и движение неразрывны. Когда появилась концепция энергетизма, сводившая все явления природы к видоизменениям энергии, Ленин раскрыл ее философский смысл: «Энергетическая физика есть источник новых идеалистических попыток мыслить движение без материи, а это есть философский идеализм».[41] Было отвергнуто и предложение физика Оствальда устранить старое противоречие «материя или дух» понятием энергии и считать ее субстанцией. Ленин ответил на это: «Мысленное устранение материи как «подлежащего» из «природы» означает молчали-вое допущение мысли как «подлежащего» /т.е. как чего-то первичного, исходного, независимого от материи/ в философию».[42]
Оторвать движение от материи значило лишить
марксистский материализм устремляющего духа. Ленин подчеркивал, что
неразрывность материи и движения связана с решением основного вопроса
философии, суть которого тогда была такова: или монотеизм Яхве, или Солнце
коммунизма. «На каждом вопросе, поставленном новой физикой, мы прослеживали борьбу
материализма и идеализма». Движение материи - альфа и омега марксизма:
«Метафизический материалист...может принимать существование материи без движения
/хотя бы временное, до «первого толчка» и т.д./. Диалектический материализм не
только считает движение неразрывным свойством материи, но и отвергает
упрощенный взгляд на это движение/.../ Мир есть движущаяся материя, ответим мы,
и законы движения этой материи отражает механика по отношению к медленным
движениям, электромагнетическая теория - по отношению к движениям быстрым».[43]
- Монотеизм Яхве или светлое будущее - вот тот компас, по которому ориентировался
Ленин: «Идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной
истине все больше /никогда не исчерпывая ее/; идя же по всякому другому пути,
мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи».[44]
Но это отрицание западного идеализма и западного
монотеизма Яхве, битва за диалектический материализм имела и другую,
сокровенную сторону: утверждая неразрывность материи и движения, вечное
развитие, изменение материи, ее форм, форм ее движения, развивая положение о
бесконечности материи «вглубь», требуя углубить познание /понятие/ материи до познания
/понятия/ субстанции и т.д., - Ленин тем самым прокладывал тайный путь к
теософской доктрине Востока: устремляющий Дух и Материя едины, они суть два
полюса единой Первичной Субстанции, Дух без Материи ничто. Марксизм-ленинизм -
это переходный мост от монотеизма Яхве к философскому мировоззрению Востока,
подготовительная ступень к принятию новой космической философии.
Но здесь обнаруживается главное противоречие марксистско-ленинского учения, заложившее основу для дальнейшей борьбы противоположностей - борьбы догматизма с развитием науки о человеке. Но таковы законы диалектики: каждая ступень эволюции имеет свой «камень преткновения».
9. «СОЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА».
Коль диалектический материализм изучает все явления в их взаимосвязи, взаимодействии и распространяется на общество с его социальными формами движения, то, казалось бы, естественным предметом изучения марксистско-ленинской науки должна стать и энергия мыслящего духа, энергия человеческой мысли: ее скрытый источник, ее излучения, воздействия на окружающий мир и человека и т.д. Но эта область знаний оказалась под запретом: «такое расширение области физического понятия приводит к теоретически не обоснованным построениям», сказано в философском словаре. А всему причиной недопустимость Лениным все того же идеализма и осуждение им в свое время «социальной энергетики» махизма как протаскивания все той же религии Яхве. «Нет Бога, кроме Яхве» - таково было в то время учение церковного христианства, и махисты своей «социальной энергетикой» лили воду на его мельницу. Ленин об этом: «Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биосоциологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т.п... Все это слова, прячущие идеалистическую философию»; «профессора философии - ученые приказчики теологов... Те глупенькие теоретические ухищрения с «энергетикой», с «элементами», с «интроекцией» и т.п., в которые вы наивно верите, остаются в пределах узенькой, миниатюрной школки, а идейная и общественная тенденция этих ухищрений... служит свою службу... фидеизм[45] с каждого такого увлечения берет себе добычу, на тысячу ладов видоизменяя свои ухищрения в пользу философского идеализма. Отношение к религии и отношение к естествознанию превосходно иллюстрируют это действительно классовое использование буржуазной реакцией эмпириокритицизма».[46]
Это написано в 1908 году, когда господствовало религиозное мракобесие, «опиум народа», и Ленин разделял «яхвическую» концепцию религии, доверяя исследованиям своих предшественников, - непримиримость к религии Яхве понятна и оправдана, борьба с ней была продиктована самой необходимостью эволюции.
Но с тех пор наука, в том числе и религиоведение, ушла вперед и ушла бы еще дальше, если бы марксистско-ленинское учение о религии не стало мертвой догмой, не принималось огульно, без учета конкретных условий, без различения религий и т.д., - если бы оно действительно развивалось, как того требует диалектика. «Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо выучить и механически повторять», - всем известные слова Энгелъса. Ленин: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное, неприкосновенное, мы убеждены, напротив, что она положила лишь краеугольные камни той науки, которую специалисты должны двигать дальше, на всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».[47] И еще Ленин: «Диалектика... включают в себя теорию познания - гносеологию, которая должна рассматривать свои предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию».[48] Учебник по диалектическому материализму для системы политучебы, АОН при ЦК КПСС: «Диалектический материализм... является развивающейся системой философского знания. Марксизм - это живое творческое учение, непрерывно обогащающееся новыми положениями и открытиями и освобождающееся от устаревших положений. Оно не претендует на обладание окончательной истиной, годной для всех времен и условий, это не мертвая догма, не застывшая спекулятивная концепция, а глубоко научная и самокритичная теория, нацеленная на свое постоянное и творческое развитие».[49] Учебник для ВУЗов: «Философия /марксизма/, становясь научным мировоззрением, полностью переходит на позиции науки, которая всегда открыта для новых выводов, постоянно развивается, обогащается новыми положениями, отказывается от устаревших взглядов... Философия марксизма, принципиально отвергая идей раз навсегда законченной философской системы, является вместе с тем диалектико-материалистической системой... Она находится в движении, развитии, на пути к новым открытиям».[50] И так далее, и так далее.
Но среди коммунистов не находится диалектика, который развил бы марксистско-ленинское учение о религии. Так окостеневшая догма становится тормозом дальнейшей эволюции, марксизм становится «мраксизмом».
10. «РОССИИ БУДУЩЕЙ ЧУДНАЯ ПОВЕСТЬ».
«Огонь пришел Я низвести на землю» /Лк.12:49/.
«Придет день, пылающий, как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день; а для вас, благоговеющие под именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» /Мал.4/.
Сначала это кажется фантастикой: на Земле, в Гималаях, незримо существует Оплот Космического Разума, где с незапамятных времен Старшие Братья человечества - Махатмы, или библейские Элохимы несут неусыпный Дозор земной эволюции, посылая вестников, указывая путь к Свету, открывая знания, необходимые на данной ступени развития, направляя течение мировых событий в нужное русло. Все великие Учителя, основатели мировых религий, философий, учений связаны с Братством - единым источником священных знаний. Одним из таких Учителей явился Ленин: «Явление Ленина примите как знак чуткости Космоса».
В первой половине ХХ века Старший Махатма, Владыка Мориа, имя которого упоминается в Библии[51], дал миру Новое Евангелие[52] - Агни Йогу. Обращено оно в первую очередь к Советской России: «В Новую Россию Моя первая весть».
Агни Йога - это йога мыслящего духа. В Ведах санскритское слово Агни означает Огонь, который есть энергия, «сила духа», «то, что приводит к цели».
О чем говорит Новое Евангелие? Прежде всего это Учение Коммунизма - Мировой Общины, которой учили и Веды, и Гаты Заратуштры, Будда и Христос, Маркс, Энгельс и Ленин. И если отцы церкви, за редким исключением, зовут нас в прошлое, то Новое Евангелие зовет нас в Светлое Будущее, в сияющий Новый Мир.
Мировая Община обусловлена непреложным Законом Космоса, она является необходимостью эволюции, ибо только Община открывает врата к дальним мирам. А общение с дальними мирами является очередной задачей эволюции: хватит ползать по земной коре, пора учиться летать, готовиться в дальний путь. Для этого надо расширять сознание, развивать космическое сознание. В первую очередь это относится к коммунистам. Коммунизм не прощает невежества, коммунизм и невежество несовместимы: учиться, учиться и еще раз учиться. Истинный коммунист должен иметь чуткое ухо, быть понятливым, открытым новым возможностям. Материализм не материальность, которая не движет эволюцию, но заводит в стоячее болото материального накопления. Диалектико-материалистическое мировоззрение дает самые неограниченные возможности. Младенческий материализм будет дурманом для народа, но материализм просвещенного знания будет лестницей победы. Гималайскому Братству известны книги Маркса и Энгельса, они приемлемы Братством, в них нет закостенелости и отверганий материи. Маркс и Ленин чутко реагировали на достижения науки. Ленин мыслил широко и понимал материю. «Мы - материалисты, - говорят о себе Махатмы, - имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя - не навоз, но вещество, сияющее возможностями». Сам человек - мыслящая материя. Человечество только подошло к познанию возможностей мыслящей материи. Эволюция приближает новые ее состояния. Грядущий Век - это Век познания величия материи. Мыслящий дух - это тоже состояние материи: дух есть энергия, и никакая энергия не может проявиться вне материи. Но дух человека есть выражение Высших Сил. Невозможно отрицать безнаказанно высшее назначение человека. Духовность на Земле откроет чудесные Врата. «Материя прошлого дня облекается в сияющую ткань энергии, которая... проникает все пространство и трепещет радугой ликования человечества». Грядущая эпоха даст воскресение духа. «Нрав русского народа просветит красота духа».
Величайшей задачей нашего времени является создание ноосферы - сферы Разума, что требует перерождения мышления, и в первую очередь очищения сознания, принятие мышления очищения. Человечество не дает себе отчет за последствия своих грязных мыслей, слов и дел. Состав земной атмосферы и надземных сфер насыщается отравленными излучениями, нарушается равновесие планеты, теряется ее самозащита. Темные мысли образуют темные смерчи, содержащие губительный газ, мертвящий кору планеты, способствующий изменению климата и даже смещению полюсов. Особенно отравляет пространство сквернословие.
Все сферы, окружающие планету, заражены эманациями земных низменных действий, планета превращается в пороховой погреб.
Спасение человечества - в чистом мышлении. Излучение чистых энергий действует сильнее и дальше. Чистое мышление, подобно молнии, очищает пространство.
Гималайское Братство называют Спасителями человечества: в кровавом поту сжигают они тьму, очищая пространство, удерживая планету до назначенного срока. Братья человечества предупреждают: настал последний час очищения сознания, очищения мышления.
Ученица Махатмы Мориа Е.И. Рерих в 1934 г. писала: «Срок конечного испытания нашей планеты близок. Грозен рок. И если человечество, гонимое бичами бедствий, не одумается и не примет водительство духа, то гибель Планеты неминуема... последний Космический срок пробьет через несколько десятков лет, но наше столетие не успеет закончиться. Ближе сказать - не имею разрешения» Конец нашего столетия, этот последний срок, когда все будут участвовать в космической битве Света и Тьмы, наступил.
Евангелие предупреждает о наступлении времени грозного и неслыханного. С эрой Водолея наступает Новая Эпоха: «Наступает Эра Огня, найдите мужество и разум принять ее». Все учения зовут к огненному крещению. Эволюция приближает к Земле огненные энергии. «Когда огненные волны заставят людей искать спасение в башнях духа, они попытаются в смятении собрать крохи положительного мышления... ни жестокость, ни разбой, ни предательство, ни ложь не помогут от огненных волн».
Необходимо подготовить сознание к большим земным переворотам, переустройству материков, к умерщвлению целых материков - мир накануне второй гибели Атлантиды. Тогда скептики тоже усмехались.
Когда люди развлекаются базарами и ярмарками, уже готовятся грозные события. Идет великая подготовка мирового переворота. Степень, которую планета переживает, сравнима с горнилом Космического Огня. Пространство насыщается огненными энергиями для переустройства. Космические энергии огненно собираются вокруг планеты, напрягают токи.
«Когда умертвятся целые материки, как же найти новые жилища без новой энергии? Необходимо подготовить сознание к большим земным переворотам - это в лучшем случае; но если мы встретимся у последней черты в прежней черной ненависти, люди будут лишь пороховым погребом».
Носителем новой энергии является сам человек - самый мощный претворитель космических сил. Дух человеческий может создавать мощные проявления психической энергии - «той всеначальной энергии, которая лежит в основании проявления мира, запечатлевает образы на космической субстанции... Эта энергия есть синтез всех нервных излучений». Психическая энергия связана с Энергией Высшей.
В силу космического нагнетения и психическая энергия усиливает давление, вырастает в давление. «Не опоздайте с применением ее, иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос. Примите девиз: не опаздывающий не опаздывает»... Овладейте сужденной мощью. Не опаздывайте!».
Если психическую энергию не направить вовремя в сужденное русло, запереть отрицанием, то расстройство ее выльется в эпидемии садизма, жестокости, преступности, в психические и физические заболевания, породит многие бедствия, которые могут закончиться взрывом и окончить эволюцию. Психическая энергия в руках человека есть самое страшное оружие. Не доводите ее до бешенства!
Развитие духовности и есть то сужденное русло для человечества. Эволюция всего сущего неотделима от эволюции каждого духа. Дисциплина духа, истинное устремление к Миру Высшему, раскрытие своего высшего сознания, «выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету, во всех его проявлениях, и будет именно развитием психической энергии».
«Целые смерчи мировой энергии освещают путь будущий... Изучение энергий покажет, сколько тончайших возможностей предоставлено человечеству. Но следует запомнить, что самые ужасные взрывы могут произойти от одного прикосновения или сотрясения - так бывает с самыми грубыми веществами. Что же сказать о сильнейших тончайших энергиях? Мысль - среди таких неучтенных сил».
Мысль высокого Духа беспредельна, ей открыты все области Космоса, она всепроникающа. Эта Мысль ведет к мощи Космического Строительства. Творящая мощь мыслительной энергии есть та тайна, о которой рассуждают философы.
Развитие силы духа есть неисчерпаемый источник психической энергии, которая может быть беспредельна по своей мощи.
Братство призывает к единению, это духовная необходимость. Но это не только нравственное понятие, но и мощный двигатель. Легко понять ценность объединенных усилий, возрастание собирательной энергии. К такому проявлению надо подготовить сознание.
Единение дает чувство непоколебимости. Единение усиливает мужество. Продвижение сильно единением. Единение есть твердыня.
Можно несчетное число раз твердить о силе единения, и все-таки мало кто задумывается о причинах такой настойчивости.
Можно сказать, насколько единение необходимо. Уже указано, что единение есть реальный двигатель. Сказано, что единение есть магнит. Оно есть спешное достижение».
Единение, единение, единение.
11. РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ИГРАЕТ В ЖМУРКИ.
«Сегодня говорят о русской идеологии. Что это за идеология, какова должна быть эта идея?» - который год спрашивает газета «Завтра».
О мой Господь, с удовольствием отвечу: эту идеологию не надо долго искать или сочинять, новая коммунистическая идеология дана Самим Создателем и давно стучится в дверь: Учитель Мориа «усматривает посев немедленный, неотложный».
Сегодня в России этот посев, этот синтез «белой» и «красной» идеологий осуществляют рериховские общества. Веротерпимые, подходящие к каждому с каноном «Господом твоим», тактично и ненавязчиво, они тем не менее гонимы православными фарисеями как «тоталитарная секта» - вершина все того же Древа единой коммунистической идеологии, Древа Жизни и Бессмертия, столь ненавидимого буржуазно-демократическим режимом. И в слепоте своей многие «православствующие» тоже бросают в рериховцев свой камень - несчастные не знают, что творят.
Ну, а что же коммунисты - надежда на спасение России???
Придется любимых коммунистов ругать.
Коммунистам некогда вникать ни в Старое, ни в Новое Евангелие, ни в работы Маркса-Энгельса-Ленина. Они страшно заняты собственными распрями - спорят, кто из них лучше знает марксизм-ленинизм, - да бесконечными пожарными делами. И некогда им понять, что эта гонка, в которую их запряг сам дьявол, есть бег на одном месте и что сегодня они - в хвосте событий.
Люди зашли в тупик.
Но молнии осветят их путь,
И гром разбудит спящих.
Горы обрушились.
Озера усохли.
Ливни снесли города.
Явил лик голод.
Но молчит дух человеческий.
Идите, учите, протяните руку помощи. /«Зов»/.
Вот, голод и язва, и скорбь, и теснота
Посланы как бичи для исправления. /Библия, ЗЕздр.16:20/.
Вы видели сбывающимися эти пророчества?
Верю, что коммунисты преодолеют болезни роста, избавятся от догм, быстро соберутся в единую партию и снова станут передовой, ведущей силой, движущей эволюцию.
А.И.Бусел
[1] Ленин В.И.ПСС, т.41, с.302.
[2] Монотеизм - вера в единого Бога.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.20, с.328-329.
[4] Там же, т.1, с.338.
[5] Фейербах Л.Избр.философ.произведения.М.,1955, т.2,с.679.
[6] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, т.21, стр.269-317.
[7] Там же, т.1, с.252.
[8] Там же, изд.1, т.1, с.425.
[9] Там же, изд.2, т.19, с.306.
[10] Там же, изд.1, т.1, с.408-413.
[11] Там же, изд.2,т.2,с.119-122.
[12] Там же, т.42, с.154.
[13] Ленин В.И. ПСС, т.29, с.322.
[14] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, т.19,с.308-309.
[15] Там же, т.21, с.278-280.
[16] Диалектика - теория и метод познания, рассматривающие действительность в движении, развитии, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
[17] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд 2, т.21, с.271-273.
[18] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд 2, т.42, с.154.
[19] Этот анализ дан в «Капитале», в связи с чем надо напомнить слова Сталина о том, что странно пользоваться понятиями, соответствующими капиталистическим отношениям, при социалистическом строе. Добавим: а потом на этом и ему подобных основаниях называть марксизм «мраксизмом». В «мраксизме» повинен не марксизм, а злонамеренностъ одних и, с другой стороны, наша косность, трусость да предательство.
[20] Ленин В.И..ПСС, т.26, с.48.
[21] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, т.21, с.282-284.
[22] К.Маркс, Ф.Энгельс, соч., изд.2, т.21, с.292-293.
[23] Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова, изд. б. М.,1986.
[24] Энгельс: «Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей, из которых они должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор»./Т.19, с.350-351/. Словом, надо прежде устроиться по-человечески. Но при этом Энгельс уделял большое внимание критике вульгарных представлений о материалистическом понимании истории. - С переходом на социалистическую ступень на первом месте должно быть формирование нового человека, совершенствование его сознания, мышления.
[25] Гносеология - теория познания.
[26] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.259.
[27] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, т.20, с.362-363.
[28] Из Послания Ап. Павла: «Мудрость мы проповедуем между совершенными, ...премудрость Божию тайную, сокровенную...» /1Кор. 2:6-7/.
[29] Эманация - истечение, излучение.
[30] В теософии дыхание жизни означает прану /санскр./ - солнечную энергию, разлитую в окружающей атмосфере, которая ассимилируется организмом.
[31] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, т.7, с.372.
[32] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, т.1, с.591-593.
[33] Маркс К., Энгельс Ф., соч., изд.2, с. 592.
[34] Проявление Духа, Силы и Материи в своей начальной точке аллегорически изображено как брак Огня и Воды: электризующий Дух рождает Первичную Космическую Материю, душа которой - Эфир, тень ее - Астральный Свет.
[35] Фохат связан с Индрой, Вишну, Сурьей; в Ригведе Вишну - проявление Солнечной Энергии.
[36] Ленин писал: «Логично предположить, что вся природа обладает свойством, по существу, родственным с ощущением, свойством отражения» /т.18,с.91/.
[37] Ленин В.И. ПСС, т.29,с.67. /Конспект книги Фейербаха «Изложение, анализ и критика философии Лейбница»/.
[38] Ленин В.И. ПСС, т.29,с.70.
[39] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.274-278.
[40] Ленин В.И. ПСС, т.29, с.142-143.
[41] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.284, 290.
[42] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.286.
[43] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.356, 285, 290.
[44] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.146.
[45] Ленин заменял словом «фидеизм» свое выражение «поповщина».
[46] Ленин В.И. ПСС, т.18, с.348,364.
[47] Ленин В.И. ПСС, т.4, с.184.
[48] Ленин В.И. ПСС, т.26, с.54-55.
[49] Диалектический материализм: учебник. М.,1989, с.101-102.
[50] Основы марксистско-ленинской философии: учебник для ВУЗов, 6-е издание, М., 1982, с.36-37.
[51] Имя Махатмы Мориа упоминается в Ветхом Завете: этим именем называлась священная гора в Иерусалиме - «на гору Мории ходили для жертвы». Потом Соломон построил на ней храм Иеговы, и как храмовая гора она стала называться Сионом, имя Мориа для храмовой горы не употреблялось. Когда на месте разрушенного храма Соломона была построена Большая мечеть Омара, вершина горы Мориа стала выходить под купол этой мусульманской святыни.
[52] О Новом Евангелии говорится в Откровении И. Богослова /Отк.14:6/.