«ПОЕДИНОК»: ВЛАДИМИР ЛЕНИН - ВЛАДИМИРУ СОЛОВЬЕВУ

 

 Седьмого февраля с.г. в ходе телепередачи «Поединок» Александр Проханов и его сторонники утверждали, что Ленин был строителем Царства Божьего на земле. Это вызвало дружный смех их «ученых» оппонентов и самого ведущего Владимира Соловьева. Они назвали эти доводы фантазиями невежественных людей, которые ни разу не читали Ленина, в отличие от них самих, хорошо знающих, о чем писал Ленин. Владимир Соловьев потребовал привести соответствующие цитаты из работ Ленина, что, естественно, трудно было сделать во время передачи, не имея под рукой выписки из ленинских работ.

 

Теперь нам осталось выполнить требование В. Соловьева, а заодно показать полное невежество его самого и его экспертов и сторонников, мнящих себя великими «учеными».

*        *        *

В.И. Ленин, из статьи «Политическая агитация и “Классовая точка зрения”» (1902 г.):

«»Святыня православия тем и дорога, что учит “безропотно” переносить горе! Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня! Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит “лишения” и несет “тяжелые обязанности”, то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно”  ПЕРЕНОСИТЬ ЗЕМНОЙ АД РАДИ НЕБЕСНОГО, будто бы, РАЯ… Чем больше будет распространяться просвещение в народе, чем более религиозные предрассудки будут вытесняться социалистическим сознанием, тем ближе будет день победы пролетариата, избавляющей все угнетенные классы от их порабощения в современном обществе».

 

Из статьи «Социализм и религия» (1905 г.): 

«Современное общество всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего класса ничтожным меньшинством населения, принадлежащим к классам землевладельцев и капиталистов. Это общество – рабовладельческое, ибо “свободные”  рабочие, всю жизнь работающие на капитал, “имеют право” лишь на такие средства к существованию, которые необходимы для содержания рабов, производящих прибыль, для обеспечения и увековечивания капиталистического рабства… Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством  Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на НЕБЕСНУЮ НАГРАДУ. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на НЕБЕСНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. Религия есть опиум народа… Но… современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ ЗДЕСЬ, НА ЗЕМЛЕ. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который… освобождает рабочего от ВЕРЫ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ  тем, что сплачивает его для настоящей борьбы ЗА ЛУЧШУЮ ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ (…)

Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за СОЗДАНИЕ РАЯ НА ЗЕМЛЕ важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о РАЕ НА НЕБЕ. Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь “христиан” для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития».

 

В 1919 г. на VIII съезде РКП(б) была принята новая Программа партии, РАЗРАБОТАННАЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ И НЕПОСРЕДСТВЕННОМ УЧАСТИИ САМОГО ЛЕНИНА. Содержание этой Программы в отношении христианства разъяснялось в статье наркома просвещения Луначарского «Об антирелигиозной пропаганде», которая была напечатана в журнале «Революция и церковь», 1919, № 1.  В ней указывалось «на полное несоответствие жизни духовенства и того строя, который им всегда поддерживался, - и простым и по существу крестьянским положением о правде Божьей, которая есть в сущности своей известный инстинкт братства, уравнительности, честности». Подчеркивалось, что господствующее христианство «указывает НА ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ КАК НА ИСТИННУЮ ЦЕЛЬ БЫТИЯ и этим самым дает возможность, запугивая адом и ЗАМАНИВАЯ РАЕМ, заставлять массы отрекаться от своих законных требований и блуждать между химерами». Подчеркивалось, что первоначальному христианству были «присущи демократичность, уравнительный потребительский социализм и значительная доля революционности», и что «МЫ [БОЛЬШЕВИКИ] ОСТАВЛЯЕМ МНОГИЕ ИЗ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕАЛОВ, НО ХОТИМ, ЧТОБЫ ЦАРСТВО БОЖЬЕ БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО НА ЗЕМЛЕ руками человека-труженика: земное богатство, справедливое распределение – вот то, что послужит фундаментом для дальнейшего развития всех сил, заложенных в человеке». Говорилось также «о возникновении духовенства в недрах христианских общин и о бесстыдном предательстве этим духовенством пролетарской христианской общины, путем союза с той самой властью, которая в самых энергичных выражениях осуждается Евангелием». Говорилось также о том, что надо «первоначальный смысл христианства вырвать… из рук прислужников господам, у которых оно стало оружием против масс, сделать его опять руководителем этих масс…»

 

Это всего лишь несколько цитат, где буквально говорится о «РАЕ НА ЗЕМЛЕ», «ЦАРСТВЕ БОЖЬЕМ НА ЗЕМЛЕ». Кроме того, да будет известно «ученым» господам, что эти понятия имеют также синонимы: НОВЫЙ МИР, МИРОВАЯ ОБЩИНА, или лат. КОММУНИЗМ («Все верующие… имели ВСЁ ОБЩЕЕ», как сказано в Евангелии). Но поискать цитаты с этими словами в работах Ленина предоставим самим этим «ученым».

*       *       *

В заключение подчеркнем, что обвинения в адрес коммунистов в том, что они-де строили Царство Божие без Бога, напрасны. Ведь Бог Нового завета – не еврейский боженька Яхве, которого Христос назвал диаволом (Ин.8:44). Повторим, что в Новом завете «Бог есть любовь» человека к человеку, или гуманизм. А коммунизм и есть подлинный гуманизм.

О. Валаамова

 

На главную страницу