«ПРАВОСЛАВНАЯ»
ЛОЖЬ
О
СОВЕТСКОМ ПЕРИОДЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
В нашумевшем учебнике
«Основы православной культуры» о советском периоде сказано следующее:
«После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское
правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от
Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений»,
который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви,
священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены
атеистическими (атеизм — отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на
свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией.
Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям,
убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве
был запрещен колокольный звон.
Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были
вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой
традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных
идеалах любви, добра и смирения.
Однако православные традиции были глубоки, и
православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А
в закрытых храмах зачастую само время словно не смело
касаться тлением ликов святых.
С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку…»
* * *
Эта ложь о Советском государстве и коммунистической идеологии уже широко преподается нашим детям в школе, умножая ряды юных коммунофобов. Как видим, в учебнике нет ни слова о том, как Русская православная церковь с самого начала встала на сторону врагов Советской власти, что вынудило Советское правительство прибегнуть к репрессиям, после чего последовало раскаяние патриарха Тихона и его призыв к церкви пересмотреть свое отношение к новой власти. Также ни слова не говорится о том, как церковь возглавил митрополит Сергий, под руководством которого она стала сотрудницей Советского государства и соратницей советского народа во время Великой Отечественной войны. И уж конечно, нет ни слова о том, что коммунистическая мораль есть, по сути, все та же христианская мораль, только воинствующая.
А ведь сам нынешний патриарх РПЦ Кирилл признает, что «…Марксизм заимствовал христианскую мораль. И “Моральный кодекс строителя коммунизма” заимствовал очень многие важные христианские постулаты… Мораль Коммунистической партии более или менее соответствовала тем нормам, которые проповедовала вера… С точки зрения формирования ценностей в обществе, да, была некая скоординированная система: школа, писатели, поэты, ученые, телевидение, - все работало в определенной системе ценностей, которые по фактическому признаку были отражением христианской системы».[1]
О том, какова была политика самой церкви по отношению к Советской власти в первые годы после Революции, красноречиво говорит знаменитая «Декларация митрополита Сергия», которая и приводится ниже. Похоже, сегодня церковь хотела бы, чтобы молодежь ничего не знала о ней. Придется напомнить.
* * *
29
июля 1927 г.
Православным Архипастырям,
Пастырям и пасомым
Московского Патриархата
29 июля 1927 г.
Божиею милостию!
Смиренный Сергий, митрополит Нижегородский, заместитель Патриаршего Местоблюстителя и временный патриарший Священный Синод - преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви "о Господе радоваться".
Одною из забот почившего Святейшего отца нашего Патриарха Тихона перед его
кончиной было поставить нашу Праославную Русскую
Церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви
возможность вполне законного и мирного существования. Умирая, Святейший говорил: "Нужно бы пожить еще годика
три". И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его
святительский трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные
обстоятельства, а главным образом выступления
зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые
верующие нашей Церкви, но и водители их, возбуждая справедливое недоверие
Правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям Святейшего, и ему
не суждено было при жизни видеть своих усилий увенчанными успехами.
Ныне жребий быть временным заместителем Первосвятителя
нашей Церкви опять пал на меня, недостойного Митрополита Сергия, а вместе со
жребием пал на меня и долг продолжать дело почившего и всемерно стремиться к
мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении,
разделяемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются
бесплодными: с учреждением при мне временного патриаршего Священного Синода
укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный
строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и
деятельности нашей в пределах закона. Теперь,
когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления наших зарубежных
врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления
подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение
жизни, созидая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому
дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного
существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные
деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями
их интриг, а с нашим народом и Правительством.
Засвидетельствовать то и является первой целью настоящего нашего (моего и синодального) послания. Затем извещаем вас, что в мае текущего года, по моему приглашению и с разрешения власти, организовался временный при заместителе патриарший Священный Синод в составе нижеподписавшихся (отсутствуют преосвященный Новгородский Митрополит Арсений, еще не прибывший, и Костромской архиепископ Севастиан, по болезни). Ходатайство наше о разрешении Синоду начать деятельность по управлению Православной Всероссийской Церковью увенчались успехом.
Теперь наша Православная Церковь в Союзе
имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление: епархиальное, уездное и
т.д. Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся
таким образом в положении нашей Православной Церкви, ее духовенства, всех
церковных деятелей и учреждений...
Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу,
такое благоволившему о Святой нашей Церкви. Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству за
такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем
заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия.
Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной
работе, мы ясно осознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем
вообще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами
Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только
равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные
приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его
догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же
время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи
которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар,
направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие
или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому,
сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь
православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из
страха, но и по совести", как учил нас апостол (Рим. XIII, 5). И мы
надеемся, что с помощью Божиею, при нашем общем содействии
и поддержке, эта задача будет нами разрешена.
Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы советской власти устроению
церковной жизни на началах лояльности. Это - недостаточное сознание всей
серьезности совершившегося в нашей стране. Учреждение
советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и поэтому
недолговечным.
Забывали люди, что
случайности для христианина нет, и что в совершившемся у нас, как везде и
всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно
ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять "знамений времени", и может казаться, что нельзя порвать с
прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение
известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах и в делах и навлекавшее подозрение
советской власти, тормозило и усилия Святейшего
Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским правительством. Недаром ведь апостол внушает нам, что "тихо и безмятежно
жить" по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (I
Тим. II, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели
могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь, со
всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от
власти. Теперь, когда наша Патриархия,
исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь
лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя, и,
оставив свои политические симпатии дома, приносить в церковь только веру и
работать с нами только во имя веры, или, если переломить себя они сразу не
смогут, по крайней мере не мешать нам, устранившись
временно от дела. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать
с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и
православная жизнь остаются незыблемы.
Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между Правительством и Церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая - 23 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколов заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Думаем, что, размежевавшись, так, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы. С другой стороны, наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к советской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной.
Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв
нашего второго Поместного Собора, который изберет нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление, а также вынесет
решение и о всех "похитителях власти" церковной, раздирающих хитон
Христов. Порядок и время созыва, предметы занятий Собора и прочие подробности
будут выработаны потом. Теперь же мы выразим лишь наши твердые убеждения, что
наш будущий Собор, разрешив многие наболевшие вопросы нашей внутренней
церковной жизни, в то же время своим соборным разумом и голосом даст
окончательное одобрение и предпринятому нами делу установления правильных отношений нашей Церкви к Советскому
правительству.
В заключение просим вас всех, преосвященные архипастыри, пастыри, братие и сестры, помогите нам каждый в своем чину вашим
сочувствием к делу Божию, вашей преданностью и
послушанием Святой Церкви, в особенностями же вашими за нас молитвами ко
Господу, да даст Он нам успешно и богоугодно совершить возложенное на нас дело
к славе Его Святого Имени, к пользе Святой Нашей
Православной Церкви и к нашему общему спасению.
Благодать Господа Нашего Иисуса Христа и любы Бога и
Отца в причастие Святого Духа буди со всеми вами. Аминь.
За Патриаршего Местоблюстителя - Сергий, Митрополит Нижегородский.
Члены Временного Патриаршего Священного Синода:
Серафим, Митрополит Тверской.
Сильвестр, Архиепископ Вологодский.
Алексий, Архиепископ Хутынский,
управляющий Новгородской Епархией.
Анатолий, Архиепископ Самарский.
Павел, Архиепископ Вятский.
Филипп, Архиепископ Звенигородский,
управляющий Московской епархией.
Константин, епископ Сумский,
управляющий Харьковской епархией.
Сергий, епископ Серпуховской,
управляющий делами.
Москва
Воспроизводится по публикации: Русская православная церковь и
коммунистическая государство. 1917-1941. М.: 1996. С. 224-228
-------------------------
Составитель А.И. Бусел
[1] «Свобода вне нравственной системы ценностей опасна».
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил в прямом эфире на
вопросы телепрограммы «Вести. Подробности». По материалам www.mospat.ru