Бусел А.И.

ПРАВОСЛАВНЫЙ “БАТЮШКА”

И ПРОСТО МАРИЯ

(Записано в октябре 1994, дополнено в октябре 2012)

 

…Третьего октября  1994 г. “Трудовая Россия”, отстояв пикет на Горбатом мосту и отпев павших защитников Дома Советов своими песнопения­ми, - не за упокой, а за жизнь вечную, - пришла на всенощную к Поминальной стене стадиона “Красная Пресня”, где в октябре 93-го ельцинские палачи добивали наших раненых. После обдуваемой всеми ветрами возвышенности Горбатого моста и распахнутого после дождя неба с двойной радугой над российской Голгофой, - здесь, у Стены Скорби, под густыми кронами больших деревьев было без­ветренно, сумрачно и глухо, в вечерней полутьме мерцали костры, тревожно ворочалась кро­воточащая русская боль.

 

Мы с товарищами по баррикаде 1993 года тоже расположились у стены, не зажигая костра. Хотелось помолчать, вслушаться в эту поминальную ночь – вдруг она принесет какую-то весть? “Трудовая Россия”, еще не остывшая после пикета, поначалу и здесь взрывала тишину: “Из сотен тысяч батарей за слезы наших матерей по банде Ельцина - огонь, огонь!” Но к полночи все притихли, ведя лишь негромкие беседы.

 

Движение “Трудовая Россия” связывает красными узами людей разных вероисповеданий. Здесь и коммунисты, и христиане, и язычники, и закоренелые “атеисты”, найдутся и мусульмане, и буддисты. Но всех объединяет обостренное чувство социальной несправедливости и воля к борьбе. Прозападные СМИ выставляют “Трудовую Россию” в неприглядном свете, как сборище юродивых и психически ненормальных маргиналов. Но именно здесь, среди “Трудовой России”, я встретила настоящих святых. Простых советских людей, добрых, отзывчивых, бескорыстных, полагающих всё для победы, готовых на подвиг и самопожертвование.  Одним из таких образов трудороссов для меня стал рабочий московского метрополитена Володя. По его словам, коммунизм является наилучшим строем - он  освобождает психику и мозг человека от постоянного страха за свою частную собственность и раскрепощает человека для творческой жизни.  Не это ли утверждал ещё великий Платон, не об  этом ли “очищении души от материи” рассуждали мыслители античности и раннего христианства, отцы общежительного монашества? Не община ли (лат. коммуна) избавляет человека от многих материальных забот, создавая равные благоприятные условия для спасения человеческих душ? И теперь это же утверждает не дипломированный философ, не доктор или кандидат философских наук, а простой советский рабочий, не искушенный в религиозно-философских вопросах. Почти всю зарплату Володя отдает на издание коммунистических газет и помощь соратникам, неся по воскресеньям бессменный пост у Музея Ленина, где его всегда можно видеть в рабочей спецовке, сжимающим в руках древко Красного Знамени. Таким рабочим надо ставить памятник на Красной площади.

 

Именно здесь, в колонне трудороссов, я услышала также дорогие слова из уст еще одного  “златоуста”, который говорил своему товарищу: “И зачем людям так много надо, зачем эти дачи, виллы, личные автомобили? Было бы лишь здоровье – бери рюкзак, палатку и поезжай с друзьями на все четыре стороны необъятного Советского Союза, где ты везде гражданин своей Родины, всем товарищ и брат. И эта роскошь была доступна всем”. 

Так бы шагать и шагать в этой колонне – прямиком в коммунизм.

 

“Ну не можем мы не победить!” – горячо говорил другой трудоросс товарищам в колонне. – “Вчера ночью вышел на балкон - всё небо в звездах. Подумал вот так о победе – и звезда упала. Значит, желанное сбудется!”

 

Есть среди трудороссов и свой “дед Щукарь”. Когда философствующие словоблуды, каких немало собирается у Музея Ленина, заводят свои бесконечные споры, он задает им в лоб один-единственный вопрос: “Ты мне прямо скажи, не надо юлить: ты за частную собственность или нет?” И распалившийся оратор сразу замолкает.

 

Большинство на многочисленных пикетах “Трудовой России” составляют пенсионеры. Это и понятно – остальные трудятся или учатся. Так что весь накал борьбы за Советскую власть 1991 – 1993 гг. пришелся на их долю. Часами приходилось выстаивать им в пикетах, а потом и на баррикадах на натруженных больных ногах - и на холодном ветру, и в морозы, и в дождь, и в зной… Лидер трудороссов тов. Анпилов любовно обращается к ним со словами: “Мои дорогие, мои золотые бабушки и дедушки, что бы мы без вас делали!” Воистину  это золотые люди.

 

А какие пророческие сны видит “Трудовая Россия”! Одним из них поделилась со мной молодая “атеистка”. Она говорила: когда совсем одолевает отчаяние, тогда во сне кто-то поддерживает, обнадеживает. Недавно приснилось: идём в колонне с красными флагами. И вдруг впереди показалась какая-то возвышенность, вся залита необыкновенно белым светом. Я заволновалась, загадала: если колонна не остановится, если дойдем до вершины – значит победим. Дошли. А там столы, лавки длинные устланы белым, как для торжества…

“Так это же о евангельском пире брачном!” – сразу вспомнилось мне.

 

Самой мне однажды тоже приснился замечательный сон. Как будто возле Красной площади проходит железная дорога, пыхтит паровоз, “Трудовая Россия” собирается в дорогу, занимает места в плацкартных вагонах. Из окна видно, как на Красной площади в ожидании стоят тов. Анпилов, тов. Зюганов и лидеры других компартий. А из Мавзолея выходит Владимир Ильич со словами: «Ох и залежался я, все суставы проржавели». Немного размялся,  похлопал себя, стряхнул пыль с пиджака, затем вошел в вагон, сел напротив на боковое место и сказал: «Ну, вот теперь поехали!» И паровоз тронулся в путь, полетел...

 

*       *        *

…Наступила ночь. Озябнув, я подошла к ближайшему костру погреться. Он оказался казачий. Среди казаков были и священники (двоих из них мы видели в 93-м при кухне в Доме Советов). В этом кругу обращались друг к другу со словом “господа”. Разговор шел о праве Гогенцоллернов на российский престол. Вспомнились слова Евангелия: “Цари господствуют над народами, и владею­щие ими благодетелями называются; а вы - не так: но кто из вас больший, будь, как меньший, будь как меньший,  и господствующий, как служащий”. Но встревать в чужой разговор в эту ночь не хотелось, как и греться дольше у этого костра. Я вернулась к своим товарищам.

 

Сама я пришла в “Трудовую Россию” под Красным Знаменем с ликом Христа – первого Учителя коммунизма нашей эры. Трудороссы, за редким исключением, отнеслись к Знамени уважительно. Виктор Иванович Анпилов однажды, выстраивая колонну, сказал: “Это знамя – вперед, с ним мы победим”. Как-то один из коммунистов заметил: “Вы, христиане, верите во Христа, а мы верим в Солнце”.  Как замечательно сказано! “Но ведь Христос тоже призвал человечество к Свету, – отозвалась я. – И символом этого духовного Света является Восходящее Солнце на гербе СССР”.  А полуденное Солнце является символом вершины духовного совершенствования.

 

Когда после расстрела Верховного Совета Черномырдин заявил: “Мы забьём последний гвоздь в гробовую крышку коммунизма”, - я подняла плакат со словами: “Христиане за Коммунизм”. Обратите внимание: не “христианский коммунизм” или “православный коммунизм”, но именно: христиане, целью которых является достижение “сияющих вершин коммунизма” – вершин восхождения к совершенству. Точно так же могут заявить о себе “Буддисты за Коммунизм”, “Мусульмане за Коммунизм” и т.д. Ибо  духовное совершенствование заповедано во всех великих религиозно-философских учениях, в том числе и в учении марксизма-ленинизма, и достижение этих сияющих вершин является общей целью для всех конфессий и всего человечества.

 

*       *       *

…Через некоторое время мне пришлось опять подойти к казачьему костру - сжечь смятую бумагу. То, что я услышала здесь, заставило задержаться. Молодой упитанный поп с рыжими вьющимися волосами размеренно, словно взмахивая кадилом, изрекал в казачьем кругу:

- Ходят тут с ленинским мурлом. У них есть свой коммунячий костер, пусть сидят там.

 

Тут я увидела нашу верующую Марию – пожилую женщину со значком Ленина на груди. Как выяснилось потом, верующие из “Трудовой России” приглашали “батюшек” к своему костру выпить чаю и перекусить. “Батюшки” от­казались: слишком много красных знамен.

 

Мария смотрела на рыжеволосого попа расширенными глазами. Ее простодушное доброе лицо выражало обиду и возмущение.

  - Это Ленин-то “мурло”? Это почему же Ленин – “мурло”?

“Батюшка” снизошел до ответа: дед Ленина Бланк был еврей.

- Да ты на себя-то посмотри: сам ты мурло, - просто сказала Мария.

 

Господи Иисусе! Cколько раз давала себе слово разговаривать с фарисеями спокойным ров­ным голосом, - но не выдержала и на этот раз, сорвалась на крик:

- А вы - кому молитесь? Взгляните на свой иконостас: Иоанн Предтеча - еврей, дева Мария - еврейка, Апостолы Петр и Павел - ев­реи, а на животе у вас - крест с надписью “Царь Иудейский”, который вы целуете! А  ваша церковь учит, что главная заповедь в Божьем законе – “возлюби Иегову, бога твоего!”

 

Больше говорить мне не дали. Казаки схватили за руки, одни толка­ли прочь от костра, другие, напротив, удерживали на месте.

-  Уведите её, пусть идет к своему коммунячьему костру!

- Нет, не отпускай её, надо разобраться, какой она веры!

- Да она иеговистка!

 

*        *         *

...До утра бродили мы с Марией по улице вдоль стадиона, не имея больше покоя. Сно­ва и снова шептала она, вспоминая: “Это Ленин-то мурло?” И каждый раз возмущенно от­вечала рыжеволосому попу, словно он неотступно стоял перед нею: “Сам ты мурло!” И была разрушена эта ночь, оскве­рнена память погибших советских людей. Где Ты, Господь, когда придешь судить землю?

 

Под утро набрякшее тёмное небо опять разверзлось проливным дождем. Cловно природа тоже оплакивала погибших сыновей и дочерей. Вымокшие, продрогшие, в ожидании условленного часа, чтобы в 6.30 построиться на Горбатом мосту в “живую цепь”, мы c Марией забрели в ближайший подъезд. И затихли усталые, прислонясь к подоконнику. Стала одолевать дремота. На какой-то миг проваливаясь в сон и тут же возвращаясь к действительности, я услышала чей-то голос, говорящий:

- Господь здесь, скоро выйдет.

 

Но еще предстояло пережить время испытаний и искушений капитализмом…

 

На главную страницу