ОБЩИНА (КОММУНИЗМ) – ВЕРШИНА ДУХОВНОГО
РАЗВИТИЯ,
ВСЁ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ С КАЖДЫМ ВИТКОМ
СПИРАЛИ ЭВОЛЮЦИИ
Из книги А.И. Клизовского
«Основы миропонимания Новой Эпохи»
От редактора сайта
Книга А.И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи» – первый опыт масштабного философского осмысления космической эволюции человечества на основе учений Востока. В ее создании непосредственно участвовала Е.И. Рерих - сотрудница Махатм, руководящих эволюцией человечества. А.И. Клизовскому приходили многочисленные письма Е.И. Рерих с указаниями, поправками, советами и пояснениями, она же отредактировала все рукописи, по свидетельству Г. Рудзите.
Первая книга «Основ миропонимания Новой Эпохи» вышла в 1934 г.,
вторая – в 1936
г., третья – в 1938 г.
В 1934 г. Е.И. Рерих передавала А.И. Клизовскому
отзыв Старшего Махатмы о рукописи первой книги: «Письменные размышления об
Учении полезны. Одобряю труд, который прислан на просмотр. Можно предложить и
другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избирать части
Учения [Живой Этики], им близкие, и сопоставлять с прочими Заветами. При этом
можно заметить печать времени на тех же истинах. Задание проследить эту
эволюцию уже само по себе будет очень нужным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как шлифовка камня.
Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных
прикасаний. Такие размышления как цветы на лугу». (Е. И. Рерих, 8.02.34).
Итак, эти слова Великого Учителя относятся к 1934 г.
Следует обратить внимание читателей на слова Старшего
Махатмы: «Мы
против осуждения». В
связи с этим приведём также Его слова к самим Рерихам, записанные в их
«Дневниках»:
1936 г. 3340 (14 декабря). Для России нужны некоторые преобразования. После увидите, как быстро совершается преобразование. Не осуждайте, ибо многого не знаете.
1940 г. 3509. Помните: как на земле, так и на небе много шпионов. Также не заставляйте Меня произносить то, что может быть неверно истолковано… 3514. ..Давно уже говорил об астральных подслушивателях. 3521. …Нужно помнить о многих подслушивающих…
1941 г. 3524. О многом нужно молчать. Пусть Учитель знает и несет тайну до срока.
----------------
В свете этих предупреждений Старшего Махатмы всем, осуждающим события в Советской России, следовало бы воздержаться от поверхностных непродуманных суждений, – «от своих слов осудишься», как сказано в Евангелии.
В
начале 1938 г.
в одном из писем А.И. Клизовскому Е.И. Рерих замечает: «Пытаясь изложить основы
Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой
мир держится. Потому, как Вы, вероятно, уже заметили, я всегда
стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда
они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия» (от 29.1.38).
Этому
же принципу следует и редактор подборки из книги А.И. Клизовского, которая
приведена ниже.
А.И. Бусел
* * *
…Более дальновидные видят наступление Нового Мира в улучшении
благосостояния и условий жизни, в распространении науки и разного рода знаний,
в борьбе с отрицательными явлениями жизни и в повышении нравственных и моральных качеств человека. Конечно, с
такими взглядами можно отчасти согласиться, но все горе в том, что такие
благомыслящие хотят достигнуть чего-то нового старыми, уже «испытанными»
способами и мерами. Во всех новых течениях и веяниях они видят заразу,
разлагающую старый мир. Поэтому они прилагают все усилия для поддержания всего
старого и ведут упорную борьбу со всеми новыми явлениями жизни. Такие
благомыслящие, будучи в сущности недомыслившими, являются самыми злейшими
врагами наступления Нового Мира. В отживающий организм они хотят влить новую
жизнь и тем задерживают умирание старого мира и зарождение Нового.
Потому, чтобы приобщиться к Новому Миру, нужно принять его в свое
сознание. Именно, разница между старым и Новым Миром находится в человеческом
сознании. Пока не принята простая истина, что для Нового Мира старые пути
негодны, до тех пор не может быть речи о приобщении к Новому Миру. Кто может
это осознать, тот для Нового Мира будет искать новых путей, и он их в свое
время найдет, кто же видит спасение в сохранении старых, отживающих понятий и в
устаревших формах жизни, тот среди обломков старого мира и останется.
«Эволюция мира складывается из
революций или взрывов материи. Каждая эволюция имеет поступательное движение
вверх. Каждый взрыв в конструкции своей действует спирально. Потому каждая
революция в своей природе подвержена законам спирали.
Земное строение подобно
пирамиде. Теперь попробуйте из каждой точки поступательной спирали опустить
четыре грани пирамиды. Получите как бы четыре якоря, опущенных в низшие слои
материи. Такое строительство будет призрачным, ибо будет построено на слоях
отживших. Теперь попробуем из каждой точки вверх построить ромб, и получим тело
завоеваний верхних слоев, опередивших движение спирали. Это будет достойное
строительство! Конечно, оно должно начаться в неизвестность, расширяясь наряду
с ростом сознания. Потому строительство в революции является самым опасным
моментом. Множество несовершенных элементов будут нагнетать построение вниз, в
слои вещества отработавшего и отравленного. Только безумство мужества может
обратить построение вверх, в слои испытанные и прекрасные содержанием новых
элементов. Потому говорю и буду говорить чтобы в построении избежать ветхих
форм. Опускание в старые вместилища недопустимо. Нужно понимание Нового Мира во
всей суровости» (Община, § 66).
О значении спиралеобразного движения знает всякий земной мастер, ибо
всякое движение в веществе материи требует того или иного приспособления для
придания ему вращательного движения. Так, винт входит в самое твердое дерево
потому, что на нем сделана винтовая нарезка; современные орудия далеко посылают
свои снаряды только потому, что им придается вращательное движение в канале
орудия; аэроплан движется по воздуху и судно по воде потому, что лопастям их
винтов придана возможность производить спиралеобразное поступательное движение.
Существует множество приспособлений и аппаратов, при помощи которых небольшим
усилием можно поднимать огромные тяжести. Такова сила вращательного движения.
Всякое движение в Космосе подчинено законам спирали… Но спиральное
движение бывает двоякого рода: спираль восходящая, или поступательное движение
вверх, и спираль нисходящая, или движение вниз. По одной и той же спирали можно
подняться и опуститься. Тот же закон
спирального движения существует и в мире духа. Вся эволюция мира и духовное
восхождение человечества происходят по этому основному закону поступательного
движения. В настоящем труде уже не раз говорилось о циклах, или Кругах,
развития жизни и человечества. Такой цикл, или Круг развития и составляет один
виток спирали, или одну ступень эволюции. [1]
Если взять любой такой виток спирали, то исходная точка его будет
совпадать по вертикальной линии с его же конечной точкой. Говоря другими
словами, и исходная, и конечная точки всякого
круга эволюции совпадают, но конечная точка выше исходной на одну ступень… Весь
Круг развития человечества нашей планеты состоит в том, что, опустившись по
нисходящей спирали в материю и лишившись благодаря этому своей духовности,
человек по восходящей спирали должен подняться вверх и к концу развития седьмой
расы должен достигнуть того состояния духовности, которым он обладал в первой
расе. Достижение же этого Круга эволюции будет состоять в том, что человек
возвратится к исходной точке своего духовного развития обогащенный большим или
меньшим развитием своего сознания.
Этот закон развития жизни действует во всех прочих видах духовного
восхождения человека. Обращаясь к интересующему нас вопросу о Грядущем Новом
Мире, можно сказать, что и в этом направлении существует известного рода круг
развития, или соответствующий виток спирального восхождения. Если мы проследим
историю развития человечества нашей планеты, то должны признать, что вся
культура, начиная с ее зачатков, и вообще все развитие человечества начинается
только после того, как первобытный человек, изнемогая в борьбе с силами
природы, оставил свое одинокое полуживотное прозябание и перешел к общинной жизни.
Эта первоначальная община, будучи в сущности разросшейся семьей, является исходной точкой нашего
круга развития. Действующий в этом направлении закон развития жизни
неизменно должен привести человечество к такой конечной точке, которая будет
напоминать исходную точку, но будет выше ее во всех отношениях. Таким образом, первобытная община является прообразом
Грядущего Нового Мира, и в этом прообразе мы должны искать основы для наших
представлений о Новом Мире и Новой эпохе.
(Примечание Е.И. Рерих: «Не
следует запугивать читателей желанием вернуть всех к первобытной патриархальной
общине. Ведь люди так различно представляют себе эту первобытную патриархальную
общину. Не забудем, что Новая Эпоха требует и новых определительных. И ничто
так не далеко от современного мышления, как патриархальность, да еще
первобытная!» 10.9.38)
Напомним, что во главе каждой такой общины – семьи – стоял умудренный
житейским опытом патриарх, который был и правителем, и вождем, и судьей, и
жрецом, который вообще осуществлял все важнейшие функции правления и
пользовался правом решающего голоса во всех делах и вопросах, во всех спорах и
сомнениях. Это был бесспорный авторитет, с голосом которого все считались и
власть которого никто не оспаривал. Его право на власть было естественно и
вытекало из законов природы, из богатого жизненного опыта и из явного всем
внутреннего, то есть духовного, превосходства. Руководимая таким патриархом
община была, в полном смысле слова, одной семьей, где каждый работал не для
себя, но для общины и где один был за всех и все за одного.
Но по мере того как число людей умножалось на Земле и малые общины и роды
превратились в большие и малые государства, одному лицу стало невозможно за
всем следить и всем править, и держать всю власть в своих руках. Появилась
надобность поделиться властью и передать часть своих прав другим лицам. Из
этого возникли советники, министры и разного рода уполномоченные, но точно так
же и разного рода недочеты в управлении, ибо то один, то другой советник и
министр оказывался или неспособным к управлению, или злоупотреблял данной ему
властью.
Таким образом, первоначальный вид
человеческого общежития – община – с течением эволюции пережил целый ряд
превращений и через разные формы единовластия, парламентаризма и народовластия
в наше время переходит к управлению при помощи вождей, что является уже
некоторым намеком на возврат к исходной точке этого круга развития
человечества. Пока что это только намек, ибо, для того чтобы современный вождь
уподобился древнему патриарху, необходим сдвиг сознания в этом направлении как
у вождя, так и у народа.
Житейская мудрость говорит, что всякий народ имеет такое правление и такие
установления, каких он заслуживает. Справедливость этой народной мудрости
подтверждает эзотерическая мудрость, которая учит, что все, что мы имеем, есть
наше собственное порождение, чему жизнь дает множество доказательств. Когда
народ в течение нескольких поколений стремится к ниспровержению существующего
порядка и к восстановлению другого, который кажется ему лучшим, то в конце
концов он это лучшее получает. Создаются условия и появляются личности, которые
данное человеческое устремление проводят в жизнь. Точно так же, когда в течение
долгого времени народ воспитывается в том духе, что он первый и должен
утвердить свою гегемонию над другими, то появляются такие водители, которые
пытаются эти ни на чем не основанные претензии проводить в жизнь, что, как мы
знаем, приводит к войнам и разного рода катастрофам и бедствиям. Когда народ
стремится к славе, к победам и завоеваниям, то появляются великие полководцы,
которые дают то, к чему люди стремятся, а когда они стремятся к искусствам,
научным изобретениям и открытиям, то и эти человеческие стремления не остаются
без ответа. Они призывают к воплощению из Тонкого Мира таких сущностей, которые
могут дать то, что люди желают.
В переживаемое нами переходное время, когда рушится ветхий мир и
зарождается новый, люди видят причину расстройства всего уклада современной
жизни в несовершенстве формы правления и лихорадочно меняют одну несовершенную
форму правления на другую, но без всякого намека на какое-нибудь улучшение, ибо
причина не в этом. Действительная причина крушения отжившего современного мира
в наступившем космическом сроке, а замечаемое теперь желание многих людей
видеть во главе своего народа яркую сильную личность, которая могла бы повести
народ к светлому и лучшему будущему, будучи показателем требований наступающей
Новой эпохи, не дает еще гарантий, что так оно и будет, хотя бы для этого
наступили даже космические сроки, ибо всякий появляющийся вождь есть порождение
своего народа или, иначе говоря, результат того или иного образа мышления его.
Из сказанного мы видим, что появляющиеся время от времени народные вожди
есть следствие, причиной которого было мышление народа. Они ведут свой народ
туда, куда были направлены стремления и желания народа. Если его желания
эгоистичны и направлены на личное благоденствие и порабощение других, то в
таком направлении проявится деятельность вождя. Поэтому нет ничего
удивительного и несправедливого в том, что за ошибки вождя должен страдать весь
народ. Ведь правитель провел то, что хотел народ, и ошибки в распоряжении
правителя есть ошибки в мышлении народа. Нельзя обвинять только правителя за
тот или иной закон или мероприятие, ибо все хорошее и все плохое, что исходит
от правителя народу, есть коллективное создание и правителя, и народа, в
котором вождь и правитель является выразителем воли народа.
Этим, конечно, не сказано, что правитель всегда является выразителем
только воли народа и не может проявить свою волю. Он может это сделать всегда,
поскольку он к этому способен и не связан существующими условиями и законами.
Велика заслуга такого правителя, который, зная законы эволюции, правильно
понимает и оценивает дух своего времени, направляет мышление народа и развивает
его сознание в положительную сторону общего блага, сотрудничества и эволюции
всего человечества; и наоборот, велика ответственность такого правителя,
который пренебрегает этими основными требованиями развития мира, развивает
сознание и направляет мышление своего народа в ложную сторону разъединения,
вражды и ни на чем не основанного притязания на мнимое превосходство и
первенство, за что неизбежно придется страдать и правителю, и народу.
Закон причин и следствий неразрывно все связал и настолько все премудро
сочетал, что одно является следствием другого и одно неизбежно вытекает из
другого. Но люди не знают, какие рычаги своими стремлениями они нажимают, какие
силы вызывают к действию и что принесет закон кармы. Спасаясь от одной напасти,
они часто ввергают себя в другую, еще более тяжкую. Нужно, в конце концов,
понять, нужно знать хотя бы правителю, что улучшение в народном положении
наступает не от смены правителя или образа правления, не от изменения законов,
но от изменения человеческого мышления, от усовершенствования его устремлений.
Ведь поворот к лучшему наступает тогда, когда, испив чашу страданий, вызванных
к жизни отрицательным мышлением и ложным устремлением, люди начинают стремиться
к чему-то более совершенному. Коллективные мечты целого народа создадут такие
условия и вызовут появление таких личностей, которые проведут в жизнь это более
совершенное.
Путь человеческой эволюции, как
уже сказано, подчинен закону спирального восхождения и состоит из подъемов и
падений или из ошибок и их исправлений. Жизненный опыт приобретается не легко. Ошибки
неизбежны. Ошибками мы растем. Потому и отдельный человек, и народ, стремящийся
к какому-то идеалу, хотя и делает ошибки, но подвигается вперед. Если есть
устремление вперед, к свету, к знанию, к Истине, то и ошибка может быть
полезна, ибо увеличивает жизненный опыт. Но когда самомнительный эгоизм и ложное устремление
кладут преграду движению вперед и одна и та же ошибка повторяется из поколения
в поколение и становится законом жизни, то это есть признак увядания и
умирания.
Из сказанного мы видим, что действующие в данном направлении законы
эволюции дают народам, стремящимся вперед, таких водителей, которые ведут их
вперед; и наоборот, народ, застрявший на одной точке своего духовного развития,
получает таких вождей, которые ускоряют их нисхождение со сцены жизни. Так
действует закон причин и следствий. Отсюда и слова апостола Павла, который
говорит, что нет власти, которая была бы не от Бога; он говорит именно о законе
кармы, о божественном законе причин и следствий.
Теперь возникает вопрос: каков же должен быть истинный правитель? Истинный
правитель должен быть носителем духовного синтеза своего народа, носителем
высших его побуждений, выразителем истинных его жизненных задач, но не
выразителем низших его желаний и эгоистических стремлений. Таким истинным
правителем был первобытный патриарх. Он мудро сочетал в себе оба полюса
человеческих устремлений. Он был одновременно и носителем духовного синтеза
своей общины, и выразителем всех ее жизненных потребностей. Такой правитель,
будучи порождением положительных стремлений своей общины, и сам не навлекал на
нее тяжких кармических следствий, ибо действовал в полном согласии с
космическими законами, которые есть законы жизни.
Но по мере того как человек первобытной общины, следуя законам развития
мира по нисходящей спирали, погружался в глубины материализма и постепенно
терял свои духовные качества, изменялся состав общины и самый дух ее.
Постепенная утеря того могучего цемента, который один только и может связывать
все элементы общины, сказалась в строении последующих человеческих группировок,
которые, как уже сказано, стали называться не общинами, но государствами,
княжествами и республиками. Благодаря этим двум факторам, а именно все
увеличивавшемуся материализму и многолюдству человеческих группировок – в них
постепенно исчезла тесная живая связь единения и общности интересов, какие
существовали в малых общинах, исчезла духовная близость между людьми. Из
общинников люди постепенно стали чуждыми друг другу собственниками.
Хотя благодаря этому первобытная община растворилась в современном
государстве, но принципы общинной жизни не могли исчезнуть. Это требование
законов развития человечества сказалось в образовании и организации целого ряда
многочисленных малых общин, малых группировок. Большая община, или государство,
разделилось на бесчисленное множество различных организаций по различным
надобностям и признакам. Каких только общин в современном государстве нет, и
перечислить их все нет возможности. Достаточно сказать, что университет и школа
– это община знания, что фабрика – это общины труда, что кооператив – это
община обмена продуктов и вещей, что санаторий – это община здоровья, что театр
– это община искусства и т.д. Многогранность и многообразие современной жизни с
ее различными уклонами порождает существование разнообразных общин, не только
необходимых и полезных, но бесполезных и даже вредных, но в этом многообразии
человеческих устремлений обнаруживается многогранность Единой Жизни, а в
стремлении к единению с единомышленниками – действующий закон притяжения
подобного подобным или, иначе говоря, принцип общинной жизни.
Слабая сторона всех современных человеческих общин есть то,
что в них нет прочной внутренней связи, нет духовного единения и, за весьма
редким исключением, отсутствует понятие о иерархическом начале и не соблюдается
иерархический принцип, тот принцип и то начало, на котором построено все
мироздание. Люди притягиваются в современные общины, руководствуясь не высшими
соображениями единения и духовного родства, но различными утилитарными
соображениями житейской необходимости; такие общины являются слабым отражением
истинной общины и легко распадаются. Полной противоположностью всем случайным
современным общинам, которые благодаря своей случайности отличаются
недолговечностью, могут служить духовные сожительства и общины и среди них –
монастыри.
Среди невежества и мрака средневековья только духовные общины излучали
свет, который светил людям во тьме. Среди грубости и дикости духовные общины
были единственными очагами знания и рассадниками культуры, и среди всевозможных
потрясений и бурь только духовные общины находили в себе силу противостояния и
противодействия как натиску врагов, так и внутренним потрясениям. Конечно,
всякий читающий настоящие строки поймет, что столь плодотворная деятельность и
долговечность существования духовных организаций зависела только от того, что
они были основаны на прочном фундаменте, на таком фундаменте, который прочнее
железа и каменных стен, и фундаментом этим является человеческий дух. Только
духовная основа дает прочность всякой организации. Без такой основы всякая
община – это здание, построенное на песке, которое сносит всякий поток и всякая
буря. Только духовная основа общины дает гарантию продолжительного
существования и правильного и естественного развития всех сторон человеческой
жизни, где материальные блага являются приложением к благу духовному. Только
такие общины могут сами себя содержать, сами собой управляться и вести вполне
независимое существование, и только духовные общины, и в частности монастыри,
напоминают прежнюю первобытную общину.
(Примечание Е.И. Рерих: «Также не
согласна с определением лишь положительной роли монастырей. Тот факт, что
некоторые из них просуществовали несколько веков, сам по себе ничего не
доказывает. Страны переживали всякие бури. Сменялись правители, сменялись
князья церкви и настоятели монастырей, а страны, дворцы, так же, как и стены
монастырские, продолжали стоять. Но по истории мы знаем, как наиболее чтимые и
выдающиеся святые уходили из монастырей и основывали новые ордена, часто
бродячих монахов и монахинь. Истинные подвижники, стремившиеся к сдвигу, к
эволюции, не могли ужиться в мертвых стенах, которые часто больше напоминали
темницу духа, нежели очаг света. За редкими исключениями и при самом своем
основании некоторые монастыри имели то благое влияние на население, которое они
и должны были оказывать. Но уже в книгах Добротолюбия и много раньше можно
найти описания ужасных пороков, развивавшихся в монастырских общежитиях. Немало
указаний о том же и в буддистской литературе. Человеческая природа всюду та же». 10.9.38).
Относительно монастырей, с их подразделением на мужские и женские, с их
вынужденным аскетизмом, который приводит ко многим отрицательным явлениям,
нужно пояснить, что они не являются ни чистым прообразом патриархальной общины,
ни желательным прототипом будущей человеческой общины. О них упоминается для
того, чтобы доказать, что даже такое противоестественное явление, как
вынужденный аскетизм, не могло поколебать прочности духовной основы общины.
Возвращаясь к вопросу о грядущем Новом Мире, можно еще раз напомнить, что
с окончанием Темной эпохи и наступлением Светлой закончилось опускание
человечества нашей планеты по нисходящей спирали в глубины материи и
материализма. В наше время должен начаться подъем по восходящей спирали к
вершинам утерянной духовности, первым этапом этого подъема должно быть принятие
в свое сознание принципов общинной жизни. Единство жизни в мироздании допускает
разъединение и дифференциацию лишь в первый период развития жизни, которая
только тогда приведет к благим последствиям, когда стремлением к совершенствованию человечество разовьет в себе высшие
принципы и высшее сознание, которое ликвидирует все несовершенства низшего
сознания и приведет к такой конечной точке нашего развития, которая напомнит
исходную точку, но будет выше ее во всех отношениях, то есть к общине.
Человечество нашей планеты во все времена своего развития никогда не было
совершенно чуждо общинной жизни. Всегда были тяготившиеся одиночеством и
стремившиеся к общинной жизни. И в настоящее время во всех странах есть такие
общины-колонии, объединенные какой-нибудь общей идеей, которая приводит их к
общинной жизни. В особенности таких общин-колоний много в Америке. Современные
правительства смотрят на таких общинников как на чудаков, но относятся к ним
доброжелательно, ибо общинники показали себя самым надежным, устойчивым и
работоспособным элементом во всех отношениях. Пишущему эти строки пришлось
побывать в такой колонии-общине меннонитов. Ее образцовый внутренний порядок,
материальное благосостояние и продолжительность ее существования говорили за
то, что она основана на прочном духовном основании, что она может существовать
самостоятельно, независимо от того или иного строя, существующего в данном
государстве, и ее водитель, который был одновременно и жрецом, и судьей, вполне
и во всех отношениях напоминал первобытного патриарха.
Все великие Учителя человечества никогда не учили разъединению, но в своих
Учениях всегда проводили идеи единения, равенства и братства. Ведь всем
известно, что первые христиане, следуя этим заветам Христа, жили общинной
жизнью, что и навлекло на них гонение языческого мира. Языческий мир, утопавший
в роскоши и развращенный рабовладельчеством, в общинной жизни христиан усмотрел
опасное для себя новшество, которое могло поколебать его государственное
устройство. Отсюда столь жестокое гонение и столь беспощадное истребление
первых христиан, не за веру в Христа, но за их общинную жизнь.
Воспитанный на рабовладельчестве, языческий мир не мог вместить в свое
сознание равенства и братства всех людей. Он не мог допустить, что те рабы,
которых они могли продавать, покупать и уничтожать без всякой ответственности
тысячами, могут быть их братьями. Отсюда вытекала необходимость поголовного
истребления таких еретиков, которые проводили в жизнь столь опасные идеи. Эти
рабовладельческие тенденции еще и теперь сильны в некоторой части человечества.
Еще и теперь есть люди, которые не могут признать своим братом человека цветной
расы.
Так как все великие идеи, в том числе и идея единения, равенства и
братства, исходят от Учителей человечества, от Сил Света, которым всегда
противодействуют силы тьмы, то эти идеи всегда находят противников и среди той
части человечества, которая работает в пользу Князя тьмы. Власть темных сил над
человечеством заключается в его разъединении. Поэтому всякое учение, которое
распространяет эти великие идеи, особенно неприемлемо для темных сил, ибо оно
расшатывает ту основу, на которой покоится их власть над человечеством. В
общине и общинниках они видят своих злейших врагов. Поэтому они стараются их
или уничтожить, или дискредитировать это учение настолько, чтобы оно стало для
большинства человечества неприемлемым.
Из вышесказанного мы видим, что эта тактика темных сил против первых
христиан увенчалась успехом. Жестокими преследованиями христианские общинники
были загнаны в подземелья и катакомбы и почти уничтожены.
(…)
Нет сомнения, что человек,
скептически настроенный к этим идеям, скажет, что идеи свободы, равенства и
братства уже провозглашались, но, не дав сколько-нибудь заметного улучшения в
состоянии человечества, дали море крови, слез и непрекращающегося страдания. На
это можно ответить, что иначе, конечно, и не могло быть, раз за проведение этих
великих идей в жизнь бралась руководимая революционными вожаками несовершенная
часть человечества. Они поступали большею частью не как мудрые реформаторы, но
как восставшие рабы, которые первым делом сводили счеты со своими бывшими
господами и вместо свергнутого господства утверждали свое. Отсюда понятно, что
великие идеи в малом человеческом сознании обыкновенно выливаются в уродливые
формы. Но, с другой стороны, нужно признать, что «именно, вследствие низкого состояния человечества, взятого в его
целости, а также по причине часто неразумного водительства, на революции
приходится смотреть как на восстание здоровых клеток на защиту всего организма,
иначе страдания угнетенных были бы растянуты на тысячелетия, а вакханалия
главенствующих классов привела бы к окончательному разложению и вырождению той
или иной страны. Кто-то против великих идей свободы,
равенства и братства; идей, которыми только и живо человечество! Но если эти
ведущие идеи будут отставлены из-за своей якобы утопичности, то человечеству
лучше скорее перестать существовать. Без несения этих идей в сердце оно
погрязнет в неслыханных преступлениях и разврате и будет медленно разлагаться и
гибнуть от порожденных им бедствий [2]» (см. Письма Е.
Рерих: от 10.9.38)
(…)
«Французские революционеры добивались свободы и равенства социальных,
или утверждения тех принципов или видов свободы и справедливости, которые
должны быть заложены в основании каждого здорового государства, именно –
свободы совести и мысли, свободы выбора занятий и равенства всех граждан или
уничтожения классов (привилегированных каст). Конечно, лишь несовершенная часть
понимает свободу как своеволие, а равенство – как равенство способностей. Но
основное социальное равенство должно быть осуществлено. Каждый гражданин своей
страны равен перед ее законами, и лишь его способности определяют его место в
социальном труде и строительстве. (…)
Так каждый нарождающийся гражданин той или иной страны, по праву своего
рождения в ней, приобщается потенциально ко всем правам ее, т.е., как говорят в
Северо-Американских Штатах, “каждый гражданин Америки может стать ее
президентом”. Вот это-то право и должно быть охранено. Но именно такого
равенства были лишены граждане многих государств. Все равны по рождению, но не
все равны по способностям, и такое неравенство не только целесообразно, но и
справедливо, ибо способности завоевываются личным трудом и личными усилиями в
течение бесчисленных тысячелетий. И такое неравенство становится уже не
неравенством, но подходит под ведущий закон иерархии. Мучительный вопрос о
равенстве или неравенстве людей получил бы разрешение, если бы закон
перевоплощения стал доступен человеческому сознанию в массах» (см. Письма Е.
Рерих: от 10.9.38).
(…)
Остается конкретное и реальное понятие братства, к обсуждению которого
приступим. Наступила пора, когда узкое понимание родства, понимаемого только
как кровное родство, должно получить более широкое толкование. Узы крови хотя
сильны, но духовное родство сильнее. Жизнь дает много примеров, когда кровные
братья ненавидят друг друга и друг с другом враждуют. Достаточно вспомнить для
доказательства этого библейское сказание о вражде Исава и Иакова. Таких
отношений между духовными братьями не бывает. Если они не сходятся во мнениях,
они разойдутся, ибо ненависть и духовное родство несовместимы. Если к этому
добавить, что, согласно закону перевоплощения, в нашей бесконечной жизни мы все
встречались друг с другом уже не раз в различных степенях кровного родства, то
и окажется, что мы все друг другу братья и сестры. Кроме прочих соображений мы
все друг другу братья и сестры главным образом еще потому, что все имеем одну и
ту же Небесную Мать и Небесного Отца. Казалось бы, достаточно оснований и идей
для братства всех людей, но люди все еще не братья друг другу, но волки.
Этой волчьей психологии, которая привела людей на край бездны, должен быть
положен предел, иначе, действительно, как дикие звери, люди перегрызут друг
другу горло. Необходимо научиться братскому друг к другу отношению. Необходима
организация малых содружеств, братств и общин единомышленников, где бы люди
воспитывались в духе единения, содружества и братской любви друг к другу. Необходим возврат к общинной жизни как
подготовительной ступени к братству всех людей, к Братству Мировому.
(…)
«Вы понимаете, что без общины Земля
жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование
становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна
быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не
должны приникать ухом к земле, но могут обратить
взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы…» (Община, §
29).
«Какой общинник может прикрыться плесенью суеверия? Ведь никто не
употребляет убогий, первобытный паровоз, также никто не может остаться при
младенческом понимании реальности. Младенческий
материализм явится дурманом для народа, но просвещенное знание будет лестницей
победы. Без отрицания, без суеверий, без страха пойдете к истинной общине.
Без чудес найдете ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать
закрытые глубины. Полюбите бесстрашие знания» (Община, § 121).
(…)
Итак, ступень Грядущего Нового Мира определилась точно. Община, как
созревший плод развития жизни, суждена человечеству нашей планеты. Закон спирального восхождения приводит
жизнь к такой конечной точке нашего очередного круга развития, которая напомнит
исходную точку… то есть общину, но будет выше ее во всех отношениях. Против
этого непреложного закона развития жизни бессильны все попытки всех ретроградом
и стародумов воспрепятствовать нормальному ходу ее, ибо все приходит в
положенный эволюцией срок.
---------------------------------
См. также по теме:
http://hrist-commun.ru/index5.htm
КОММУНИЗМ В
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ И ЦИКЛЫ ЭВОЛЮЦИИ
http://hrist-commun.ru/marx_zasulitsch.htm
К. МАРКС О РУССКОЙ
ОБЩИНЕ И ЕЕ РАЗРУШИТЕЛЯХ
http://hrist-commun.ru/communa.htm
ОБЩИНА. ИЗ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ