ЧЕМ ОТВЕТИТЬ НА ВЫЗОВ?
Разоружение,
похожее на разрушение
В.И.ИЛЮХИН,
заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности.
СТРЕМЛЕНИЕ США развернуть противоракетные системы
в Польше и в Чехии заставили по-новому оценить состояние
обороноспособности нашей страны. Результаты во многом оказались плачевными,
если не хуже того. Натовцы упорно размещают свои военные базы вдоль
границ России и в первую очередь в бывших союзных республиках. Одновременно
США, выйдя из договора по противоракетной обороне (ПРО),
установили мощную станцию раннего обнаружения на
Аляске, защищая свою территорию от российских ракет с востока и севера. Они
намерены разместить системы противоракетной обороны в
космосе, накрыв свою страну надёжным зонтиком.
Вместе с этим в США идёт усиленный процесс наращивания боевой мощи морских и
воздушных стратегических сил. По числу зарядов и их суммарной мощности
американцы в разы превосходят наш ядерный потенциал. К тому же надо отметить,
что в 2015 году и Великобритания, и Франция будут иметь стратегический подводный
флот, сопоставимый с российским. Уже нет необходимости
говорить о подавляющем превосходстве НАТО в обычных вооружениях, особенно на
фоне неблагополучного состояния наших армии и флота. Всё это неизбежно должно
вызвать тревогу, ибо агрессивность США по отношению к ряду стран, в том числе и
России, возрастает.
США реально ощущают и приближение кризиса своей экономической системы,
поглощающей около 40% добываемых в мире энергоресурсов, и наметившуюся
тенденцию по вытеснению американских транснациональных компаний из зон добычи и
транспортировки углеводородного сырья. Не случайно ведь бывший госсекретарь США
Олбрайт заявила о несправедливости того, что Сибирь принадлежит только одной
России . Что у этой вещуньи на языке, то у янки на уме.
На этом фоне усилия кремлёвской администрации в значительной степени сводятся к
демонстрации популистских мер. На протяжении полутора десятилетий «реформ»,
Россия разоружалась, и зачастую в одностороннем порядке, не заботясь о своей
безопасности. К этому приложили руку оба российских президента, под
громкие заявления, что они не позволят втянуть страну в новый виток
вооружений.
О какой новой гонке вооружений можно вести речь, коли Россия
ещё по Договору СНВ-1 взяла на себя обязательство снять с боевого
дежурства к 2015 году (только в наземных ядерных силах) более 1400
баллистических ракет с 6642 ядерными зарядами. К тому же на протяжении восьми
лет с 1991 года по 1999 год межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) в
России фактически не производились. При самом благоприятном варианте для нас к
концу 2015 года мы будем иметь 201 ракету наземного базирования. Много
это или мало, можно судить по тому, что живучесть ракетного комплекса шахтного
базирования не превышает 17%. Через 7—8 лет его живучесть при совершенствовании
американцами системы ПРО может сократиться до
минимума. Как утверждают отечественные специалисты, если всё оставить, как
есть, то наши ядерные силы перестанут быть сдерживающим фактором агрессии со
всеми вытекающими отсюда последствиями.
РАЗРУШЕНИЕ Вооружённых сил началось ещё при
Горбачёве. Потом было продолжено двумя российскими президентами. При этом
просматривается такая закономерность — удивительная податливость, склонность к
неограниченным компромиссам и восторженная вера в искренность американцев. Это
особенно рельефно проявлялось на первоначальных стадиях правления всех
президентов. Но за этим просматриваются и вполне осознанные политические шаги,
нанёсшие непоправимый урон Отечеству. Причиной тому стали укоренившиеся в
перестроечные годы бесконтрольность, вседозволенность и безответственность
первых лиц государства, которые распоряжались достоянием и национальными
интересами, как урожаем с собственного огорода.
М.Горбачёв и Б.Ельцин давно уже в прошлом. И чем дальше уходит время их
правления, тем больше осознаёшь масштабы чудовищных предательств. Советский
Союз, надо прямо говорить, по вине М.Горбачёва и бывшего министра иностранных
дел Э.Шеварднадзе, пошёл на заключение с США ряда таких соглашений, которые
нанесли непоправимый урон обороноспособности страны.
Напомним, что по договору 1987 года о сокращении ракет средней и малой
дальности, Советский Союз уничтожил в два раза больше ракет (1752 против 859) и
боеголовок к ним, чем США. В одностороннем порядке были уничтожены ещё
сотни наших ракет комплекса «Ока», «Ока-У», имеющих
высочайшую точность поражения и фактически неуязвимые для систем ПРО. В этот же период была демонтирована ещё недостроенная
Красноярская РЛС, которая была предназначена для обнаружения на ранней стадии
запусков МБР с территории США. Американцы умело играли на тщеславии
М.Горбачёва, который за сомнительный титул «человека планетарного мышления»
фактически предал наше Отечество.
Что касается Б.Ельцина, то россиянам хорошо известно его безрассудное пьяное
поведение в зарубежных поездках. В 1992 году в ходе его визита в США был решён
вопрос о заключении рамочных договорённостей о новом сокращении стратегического
наступательного оружия, потом они войдут составной частью в Договор о СНВ-2. По
нему американцы, в отличие от нас, получили право на складирование атомных
боеголовок, снятых с ракет как наземного, так и морского базирования. Это более
2 тысяч единиц, которые они могли в считанные дни вновь вернуть на
ракетоносители. Мы же должны были уничтожать свои ракеты, и уничтожили
опережающими темпами. США получили превосходство над Россией.
США с разрушением СССР «холодную войну» не останавливали ни на миг, они её
продолжили, но уже против России, утверждая на планете свой гегемонизм.
Это очевидно всем, кто сталкивался с большой
политикой. Поэтому необходимо в отношениях с ними быть сдержанными и
дальновидными, даже если они и называют наших президентов своими друзьями.
СЛЕДОВАЛО бы напомнить российскому руководству,
что США отказывались и будут отказываться от любых договорённостей,
которые становились для них обременительными или не отвечающими американским
интересам. Почему же мы должны быть заложниками их политики и не поступать
адекватно?
В противодействии размещению в Польше и Чехии американских военных баз
Россия фактически оказалась без козырей. Поэтому следует одно
необдуманное предложение за другим, в том числе и достаточно сомнительные для
наших соседей, в частности, Ирана. Американцы, по-видимому, готовы
воспользоваться предложением российского президента о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане. Они отмечают, таким
образом, признание нашей страной угроз миру, исходящих от Ирана.
Это показалось даже логичным. Президент В.Путин, охотно откликаясь на просьбы
американцев, в одностороннем порядке ликвидировал уникальный центр
радиоэлектронной разведки на Кубе, построенный советскими специалистами и
имеющий для нас исключительно важное значение.
Благодаря ему, мы обладали обширной информацией о
событиях, происходящих в западном полушарии. Он одновременно обеспечивал
надёжную связь с российскими дипломатическими представительствами на
американском континенте.
Поводом для отказа от базы, как это было официально объявлено российской
стороной, послужило стремление сэкономить средства для армии и флота. В
действительности же было, видимо, другое — желание угодить американцам.
Уничтожили варварски стратегически важный объект. Бывший начальник Генштаба
А.Квашнин заявил тогда, что потеря базы на Кубе будет компенсирована выводом в
космос группы российских спутников. Если эта замена равноценна, то почему же
американцы предпочтение отдают наземным базам, хотя космических возможностей у
них не меньше? Но заявление Генштаба было для отвода глаз. В
действительности же Россия осталась как без наземной базы, так и без спутников.
А на этот щедрый жест Кремля американцы ответили намерением разместить системы ПРО в Польше и Чехии.
Первый заместитель председателя российского правительства С.Иванов ещё в
бытность министром обороны заявил об ошибочности и неприемлемости для России
договора с США 1987 года о сокращении ракет средней и малой дальности. Но были
ли извлечены уроки из тех разрушительных договоров? Убеждены, что нет.
Российское руководство фактически не выразило серьёзного протеста и не оказало
противодействия вступлению прибалтийских стран в НАТО, размещению на их
территории иностранных военных баз. Более того, В.Путин и С.Иванов постоянно
заявляли, что вхождение прибалтов в НАТО — это право
суверенных государств, словно вопрос не стоит о безопасности России.
Удивительная беспечность и беспринципность!
Президент и министр приняли решение о досрочном выводе
наших баз из Грузии. Ведь они хорошо понимают, что тем самым освобождают место
для натовских войск у южных российских границ. Надо было стоять до конца срока.
И рычаги воздействия на Грузию у нас были и есть, но не те популистские,
использованные в 2006 году. Именно популистские, для отвлечения общества от
главного — бегства российских войск из Грузии. Рейтинг В.Путина тогда подскочил
до невиданных высот... Но не приходится сомневаться, что американские войска войдут в Грузию и будут довлеть над югом России со всеми
вытекающими отсюда последствиями. И в первую очередь речь идёт о
разведывательной и диверсионной деятельности на Северном Кавказе. Подчёркиваю
это особенно для тех, кто кричит: «Путина на третий срок!». Среди тех, кто
кричит, его же ставленники — в случае существенных политических перемен они
потеряют своё присутствие во власти. Им важен не
В.Путин, главное, — сохранят ли они себя в прежних креслах.
Закономерен вопрос: чем руководствовался бывший министр С.Иванов, когда
предложил президенту (а тот согласился с ним) ликвидировать две дивизии
Ракетных войск стратегического назначения: Карталинскую и Костромскую —
уникальные железнодорожные комплексы, которым фактически нет аналогов в мире.
США не могли противопоставить им что-то подобное. Достаточно напомнить, что
если наши шахтные ракеты имеют живучесть 17%, то железнодорожные комплексы —
70-80%. Для США они были смертельной опасностью. Их не решились уничтожить ни
М.Горбачёв, ни Б.Ельцин. Сделал это В.Путин.
С.Иванов представил в Госдуму свои аргументы в пользу ликвидации комплекса,
однако для многих депутатов эти аргументы оказались неубедительными. В
частности, им было заявлено, что ракеты железнодорожного комплекса устарели и
их нельзя оставлять на боевом дежурстве. Но БЖРК является самым новым среди
всех советских межконтинентальных ракетных комплексов, находящихся до
настоящего времени на вооружении российских войск. К тому же если устарели ракеты,
а это не так, их можно было заменить, как и отдельные узлы и агрегаты, не
уничтожая весь комплекс, который по своим техническим и иным данным остаётся
непревзойдённым.
И всё же потери, нанесённые в результате бездарной политики российского
руководства, можно частично компенсировать за не столь продолжительное время.
Для этого необходимо активизировать строительство современных подводных
ракетоносцев, увеличить выпуск межконтинентальных баллистических ракет. На
решение этих задач в 2007-2015 годах потребуется дополнительное финансирование.
По мнению специалистов, на это потребуется 250-300 млрд рублей в год, примерно 2% средств, выведенных из
российской экономики и в основном находящихся в различных фондах. В первую
очередь пресловутого Стабилизационного фонда, ныне поделённого на части,
золотого и валютного запаса Центробанка страны. Однако президент и
правительство хранят по поводу этого гробовое молчание.
НАШИ оппоненты из официальной власти заявляют,
что Россия уже давно проводит независимую политику на международной арене. И в
качестве подтверждения ссылаются на июньское 2007 года выступление В.Путина в
Мюнхене на встрече с руководителями стран НАТО, а также на заявление
российского руководства о выходе из Договора об ограничении обычных вооружений
в Европе, заключённого в 1991 году ещё Советским Союзом.
Речь В.Путина в Мюнхене, по мнению многих экспертов, была предназначена больше
для российского внутреннего потребления. Для того чтобы убедить наше общество в
том, что на фоне американской агрессивности, о нас думают и предпринимают
серьёзные меры по защите российских интересов. Но не более того.
В том же ключе были разыграны популистско-пропагандистские
сцены по возможности выхода России из Договора об ограничении обычных
вооружений в Европе. Мы уже отмечали, что он был заключён в 1991 году СССР и с
распадом великой державы фактически утратил своё значение. Россия изначально
была свободна от соблюдения его положений, которые уже тогда не соответствовали
геополитическим реалиям.
Во внешней и оборонной политике мало что изменилось, хотя российское
руководство вынуждено идти на определённые шаги по обеспечению безопасности
страны. В противном случае последствия разрушительного поведения и
предательства интересов страны станут настолько очевидными, что вызовут волну
негодования и протеста в обществе. А пока за этой пропагандистской шумихой и
патриотической риторикой верхушка России, как уже отмечалось, отказалась от
нашей военной базы не только на Кубе, но и во Вьетнаме, уничтожила сотни
тяжёлых ракет и ракет средней и малой дальности, нашу космическую станцию
«Мир».
В 2007 году по настоянию В.Путина Федеральное собрание ратифицировало
соглашение о статусе войск НАТО на территории России, а Министерство обороны
готовится к проведению с НАТО совместных учений. С теми самыми
«натовцами», которых так красочно «отругал» В.Путин в Мюнхене за их
«неуважение» к нашей стране.
Надо отметить, что договор был заключён в 1995 году, однако Б.Ельцин так и не
решился внести его на ратификацию в Госдуму. Наверное
и потому, что договор даёт возможность использования натовских войск на нашей
территории в случае возникновения внутреннего конфликта в России, чего так
активно добивались от нас США. Таким образом, нет никаких гарантий от того, что американский экспедиционный корпус не будет
маршировать по российской земле.
Нельзя не отметить ещё одного момента. Соглашение о статусе войск НАТО в России
фактически вталкивает Украину в НАТО. Проводящие проамериканскую политику
президент В.Ющенко и украинские националисты,
несомненно, будут рассматривать его как дополнительный аргумент в пользу
размещения иностранных военных баз на своей территории, вблизи российских
границ. А это новая угроза нашей национальной безопасности.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО важное место в обеспечении
обороноспособности страны занимают российско-белорусские отношения. В.Путин,
идя на поводу у США, сделал,
кажется, всё, чтобы вконец их испортить. Президентская рать подсчитывает
прибыль «Газпрома», других компаний от повышения цен на энергоносители,
продаваемые Белоруссии. Сиюминутная выгода, может быть, и есть, но для кого?
Для крупного капитала, и не более.
А надо подумать о национальных, а не «газпромовских» интересах и личных
амбициях. Конечно, А.Лукашенко сегодня выглядит мощной государственной
личностью, которому нет фактически равных на постсоветском пространстве. Он не
пойдёт в НАТО, ибо верит в Россию и без неё не видит будущего Белоруссии.
Но мы должны отслеживать процессы, которые могут разворачиваться в Белоруссии.
После «газовой атаки» в ней уже начинают усиливаться антироссийские настроения,
ибо Белоруссия никогда не требовала платы за размещение на её территории двух
российских военных баз и не только за это. Она, например, не требует тех
баснословных денег за газовый, нефтяной транзит по своей территории, которые
получает от нас та же Польша.
Но главное, — в другом. А вдруг Белоруссия после
А.Лукашенко заявит о вступлении в НАТО. Что после этого ожидает Россию, можно
сказать уже сейчас: новые системы ПРО, новое развёртывание наших войск вблизи наших границ. Колоссальные материальные и
финансовые затраты, перед которыми «газпромовские» доходы окажутся просто
ничтожными. И как же выглядит на фоне этого скупердяйства
списание долгов в 10 млрд
долларов Ираку и 11 млрд Афганистану — странам,
оккупированным американцами. Фактически мы возмещаем США ущерб от их военной
агрессии. Как это всё можно взвесить на чаше политических весов?
Белоруссия — форпост нашей страны на западе. Этого не могут оценить или
ограниченные, или откровенно настроенные против России люди.
Путинское руководство осознанно наносит удар за
ударом по безопасности нашей страны. Вскоре он покинет свой пост. Речь — о
преемниках, которые, как уже повелось, перед выборами ездят на смотрины в США,
другие натовские государства. По-видимому, прежний разрушительный
курс будет продолжаться.
Чтобы этого не произошло, необходимо выработать меры по исключению любого
влияния иностранных государств на российские избирательные кампании, чтобы они
были объективными и честными, а граждане нашей страны могли сделать свой
осознанный выбор — создать надёжную защиту от принятия руководством страны
непродуманных мер, приносящих нам огромный вред. Создать систему контроля,
повышающую ответственность власти перед народом. Российская конституция
наделила президентскую власть огромными полномочиями, существенно урезав их у
законодателя.
Назрела острая необходимость в пересмотре ряда положений Основного закона. В
частности, о передаче от президента Федеральному собранию части его полномочий,
как, например, в полном объёме по формированию судебного корпуса, органов
прокуратуры. Сделать правительство более независимым и самостоятельным от
президента, хотя бы в решении кадровых вопросов. Расширить перечень наиболее
важных для страны вопросов, по которым президент и правительство без
предварительного согласия палат Федерального собрания не могли принимать
ответственных решений. А по некоторым из них требовать проведения в стране
референдумов.
Следует изменить процедуру отрешения президента от должности, существенно
сократив участие в ней судебной власти, внести изменения и в содержание самой
статьи 93 Конституции РФ. Было бы предпочтительным, на мой взгляд, чтобы Россия
вновь стала парламентской республикой.
[25/08/2007]